Конспект урока по окружающему миру 4 класс по Плешакову

Цель сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. Задачи 1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда. 2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач. 3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок – путешествие по окружающему миру на тему: «Тундра».

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

Выполнение теста. Тест «Арктика». Слайд.

III. Введение в тему.

- Мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России.


- А чтобы узнать тему урока, нужно разгадать кроссворд:

Разгадывание кроссворда.

Слайд

Посмотрите на ключевое слово и назовите тему урока. Тундра – цель нашей экспедиции. В переводе означает бесплодная, враждебная. Прежде чем отправиться на экспедицию. Мы должны составить план. По какому плану мы изучаем любую природную зону?

(Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В результате на доске составляется кластер.

Тундра

Климат Деятельность

человека

Местоположение Животный мир

Растительный мир

Откройте свои учебники на страницы 72-73 и найдите эту природную зону на ваших картах, куда мы с вами должны отправиться. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? Она расположена южнее или севернее арктических пустынь? Каким цветом она обозначена на карте?

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северного моря.

- Молодцы! Мы с вами определили место, куда мы отправимся. Значит мы ответили на первый пункт

Актуализация знаний.

Подбор одежды

- А теперь, оценив расположение тундры, подумайте, как одеться в экспедицию. У вас на парте у каждого есть карточки с рисунком одежды. Подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.

Слайд«Одежда населения тундры»

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона. Мы с вами оделись тепло и можем отправиться в путь. С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Закройте глаза)

Климат тундры очень суров: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. На небо можно увидеть полярное сияние. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Что такое снежная часть года – это я думаю понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая?

Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Снег тает и превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вниз вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не испаряется, вот она и остается. Поэтому в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая.

Вывод: Слайд (на доске дополняется схема)

на глубину от 50 см до 1 метра;

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Работа по группам.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растёт? Кто живёт? Как живут? Чтобы вам было легче работать, я вам раздам карточки – помогайки.

Ботаники.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на _____________, или ______________________ , который является основной пищей для ________________________.

В тундре очень много ____________________. Кроме того, здесь растут _______________________, _________________________, ______________. Удивительны ________________________ и ___________________________ . Растения тундры _________________, многие из них ___________ по ________. Так они ______________________ в тундре. Ведь у поверхности земли __________, ветер ______________. А зимой ___________ полностью укрывает _______________________ и защищает их ____________ и ________________.

Очень красива тундра _________________ . Многие растения торопятся ____________________________, образовать _____________ и __________. Ведь через несколько месяцев _________ снова _____________ землю.

ВЫВОД: - Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья)

Зоологи

Летом в тундре много _______________, _____________ . На лето в тундру прилетают ___________ , __________, __________, _________. Белая __________ и белая _______ -постоянно живут в тундре. Белая куропатка - _________________ птица. Ноги куропатки к зиме покрываются ___________ до самых ___________. Это защищает их от ___________ и позволяет куропатке ходить __________, не _______________. Белая сова – птица _________. Оперение у неё круглый год _______. Оно ___________ и хорошо защищает от _____________________ . Белая сова охотится на ________________, а особенно на грызунов ________________. От _________________ во многом зависит и жизнь хищных зверей - _____________. Совы и песцы едят ____________ сами и __________ ими своё _________. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица ________________, которой красивое ___________ оперение . Замечательный обитатель тундры _ _______________________ . У него ____________ мех, ______________ раздвоенные копыта.

ВЫВОД: - Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.)

Слово предоставляется экологам.

Основное занятие северных народов - ____________. Оленеводы разводят домашних ______________________ . В тундре ведутся поиски и добыча _________________, в первую очередь _______ и ________. Природа тундры необыкновенно __________. От вездеходов и тракторов поверхность ________, растения ___________. Во время добычи ______ окружающая местность нередко подвергается сильному ______________. На многих ________ пастбищах _________ исчезает, потому что ________ не всегда вовремя перегоняют с одного ________ на другое. Большой вред _________________ тундры наносит и незаконная охота - ________________ . Для перемещения по тундре надо использовать ______________ на _____________________ . Они почти не оставляют ___________. На нефтепромыслах внедряют новые ______________ , безопасные для ________________________ .

Слайд : Деятельность человека в тундре:

- Какой вред от деятельности человека наносится тундре? Как спасти природу тундры?

Вывод экологов: Слайд

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Слайды

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

- Все они внесены в красную книгу России. Слайд

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

Слайд: «Таймырский заповедник»

И такой заповедник в Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979 года, где нашли свой дом многие животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

IV. Закрепление изученного материала.

Молодцы! Мне было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем за работу!

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы  узнали на нём много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.

1. Игра«Найди лишнее» Слайд

2.Анаграммы.Вам предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

На слайде:

- Я предлагаю вам выполнить последнее задание. (На столы в группах раскладываются «условные знаки – круги»).

- Придумайте свои условные знаки «Так делать нельзя!»; «Берегите природу тундры!» (Знаки вывешиваются на магнитной доске.)

- Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом!

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Вы молодцы!

С задачей урока справились.

Что особенно понравилось?

Что удивило, что узнали?

О чем бы другу рассказали?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите нужный знак(+; -; интересно) и объясните. Слайд

- Благодарю за сотрудничество на уроке! Слайд

Работа в парах

Вставить пропущенные слова в текст:

VI. Д/З

Дома с домашними поговорите,

О путешествии расскажите.

Учебник, стр.84-92.

Рабочая тетрадь, стр. 42-45





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.02.2021


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.