Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новотарманская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения классных руководителей протокол № от «»__________ 2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МАОУ Новотарманской СОШ ____________ И.А. Белькович «___»____________2020г. | Опубликовано на сайте Заместитель директора по информатизации ________Е.В. Беломенов «___»____________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Новотарманской СОШ _____________ О.Г. Мякинина Приказ № ______ от «___»_______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Проектная деятельность «Моя будущая профессия» |
Учебный год | 2020-2021 |
Класс | 10 |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Составили учителя: Дзюро Елена Алексеевна
Пояснительная записка
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где, получить выбранную профессию, перспективы профессионального роста.
Особое место в профессиональном самоопределении молодежи занимает профориентационная работа общеобразовательной школы. Ее смысл заключается в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Порой бывает непросто самостоятельно разобраться в этом быстро изменяющемся мире, и задача этой программы:
• помочь школьникам сориентироваться в сложном мире труда;
• расширить имеющиеся представления о мире профессий;
• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия;
Цель программы «Моя будущая профессия» является формирование адекватного представления воспитанников о своем профессиональном потенциале; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии; осознанный самостоятельный выбор профиля обучения, профессиональное самоопределение после окончания основной школы, а также формирование социально-трудовых компетенций.
Программа «Моя профессия – мой выбор» реализуется в течение учебного года два раза в месяц.
Данная программа позволяет повысить интенсивность процесса профориентации, усилить интерес к выбору профессии, обогатить представления о мире профессий; активизировать самостоятельную деятельность; приобрести необходимый опыт коммуникации в области делового общения.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из специальных бесед, упражнений и игр, которые позволяют участникам получить представление о мире профессий и научиться самостоятельно принимать решения, планировать свой профессиональный путь.
Полученные знания позволят учащимся расширить представление о себе, своих способностях и возможностях, помогут эффективно решать проблемы выбора профессии, планирования профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Ожидаемые результаты:
Приобретение воспитанниками знаний:
Методическая литература:
Тематическое планирование курса «Моя будущая профессия»
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
2 | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание. | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
3 | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
4 | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
5 | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии | 1 |
6 | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
7 | Обобщение | 2 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачет | 3 |
Итого: | 35 |
Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)
№ п\п | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
план | факт | ||||||
1. Введение (1 час) | |||||||
1. | Предмет и задачи курса. | 1 (1) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | Знать: - роль профессионального самоопределения в жизни человека; - основные разделы программы курса; - понятие личного профессионального плана; - основные структуры личного профессионального плана; Уметь: - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; - составлять личный профессиональный план | 04.09 | |
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | |||||||
2. | Память. | 1 (2) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. | Знать: - определение понятия «память»; - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); - виды памяти; - особенности отдельных приемов запоминания. Уметь: - использовать приемы запоминания в конкретных случаях. | 11.09 | |
3. | Внимание. | 1 (3) | Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности | Знать: - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. Уметь: - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям | 18.09 | |
4. | Формы чувственного познания. | 1 (4) | Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра | Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение» Уметь: - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира | 25.09 | |
.5. | Мышление. | 1 (5) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. | Знать: - определение понятия «мышление»; - типы мышления; - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение) - основные операции мышления: - основные качества мышления. Уметь: - использовать основные операции мышления при решении логических задач | 02.10 | |
6. | Интеллектуальная сфера. | 1 (6) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) | Знать: - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект» -типы интеллекта. | 09.10 | |
7. | Способности личности. | 1 (7) | Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей | Знать: - понятие «способности»; - виды способностей: общие и специальные; - разновидности специальных способностей. - условия развития специальных способностей. Уметь: - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности | 16.10 | |
3. Психология личности (6 часов) | |||||||
8. | Типы нервной системы. Темперамент. | 1 (8) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. | Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; - типы темперамента. Уметь: - характеризовать типы темперамента человека по его поведению; - характеризовать чвой тип нервной системы; - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик | 23.10 | |
9. | Характер и самооценка. | 1 (9) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. | Знать: - определение понятий «характер» «самооценка» - виды черт характера. Уметь: - соотносить поведение человека с его чертами характера - выявлять уровень собственной самооценки | 06.11 | |
10. | Самоопределение личности. | 1 (10) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение | Знать: - определение понятия «самоопределение личности»; - виды самоопределения - определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: - называть свои ценностные ориентации | 13.11 | |
11. | Мотивационная сфера. | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей | Знать: - определение понятия «мотив», «мотивация»; - определение понятия «потребность»; - виды потребностей. Уметь: - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений | 20.11 | ||
12. | Общение. | 1 (12) | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. | Знать: - определение понятия «общение»; - определение понятия «деловое общение»; - признаки делового общения Уметь: - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик; - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях | 27.11 | |
13. | Конфликты. | 1 (13) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | Знать: - определение понятия «конфликт»; - виды конфликтов; - способы разрешения конфликтов. Уметь: - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях | 04.12 | |
4. Мир профессий (10 часов) | |||||||
14. | Профессия, специальность, специализация, квалификация. | 1 (14) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | Знать: Этапы профессионального самоопределения; - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | 11.12 | |
15. | Характеристика труда. | 1 (15) | Урок усвоения новых знаний. Лекция | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий | Знать: - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда» Уметь: - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»; - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий | 18.12 | |
16. | Классификация профессий. | 1 (16) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа | Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову | Знать: -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» | 25.12 | |
17. | Формула профессии. Профессиограмма. | 1 (17) | Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа | Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. | Знать: - определение понятия «профессиограмма» Уметь: - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова; - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии | 15.01 | |
18. | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 (18) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа | Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся | Знать: - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии | 22.01 | |
19. | Характеристика профессий типа «человек - человек». | 1 (19) | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» | Знать: - характеристику профессий типа «человек - человек»; - подтипы профессий типа «человек - человек»; - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК); - ПВК профессий типа «человек - человек». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». | 29.01 | |
20. | Характеристика профессий типа «человек - техника». | 1 (20) | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - техника»; - подтипы профессий типа «человек - техника»; - ПВК профессий типа «человек - техника». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника». | 05.02 | |
21. | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». | 1 (21) | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»; - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»; - ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система». | 12.02 | |
22. | Характеристика профессий типа «человек - природа». | 1 (22) | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа». - ПВК профессий типа «человек - природа». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа». | 19.02 | |
23. | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». | 1 (23) | Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – художественный образ». - подтипы профессий типа «человек – художественный образ». - ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ». | 26.02 | |
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | |||||||
24. | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу). | 1 (24) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности | Знать: - определение понятий «склонности», «интересы» | 05.03 | |
25. | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу). | 1 (25) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере | 12.03 | |
26. | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). | 1 (26) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность | Знать: - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». - виды профессиональной пригодности, их сущность. Уметь: - пояснять сущность профессиональной пригодности. | 19.03 | |
27. | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). | 1 (27) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор | 03.04 | |
28. | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо). Учебные заведения г. Тюмень. | 1 (28) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». - Компоненты и субъекты рынка труда. Уметь: - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда | 09.04 | |
29. | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо». | 1 (29) | Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристический семинар | Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») | Знать: - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | 16.04 | |
30. | Мотивационные факторы выбора профессии. | 1 (30) | Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристический семинар | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии. Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал | 23.04 | |
6. Подготовка к будущей карьере (2 часа) | |||||||
31. | Карьера. Виды карьеры. | 1 (31) | Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач | Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры | Знать: - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»; - отличительные признаки различных видов карьеры. Уметь: - проектировать варианты своей будущей карьеры | 07.05 | |
32. | Профессиональный рост.Новые профессии нашего времени. | 1 (32) | Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы | Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. | Знать: - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры» Уметь: - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры; - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры | 14.05 | |
7. Обобщение (2 часа) | |||||||
33. | Зачет. | 1 (33) | Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговое тестирование | Обобщение изученного теоретического материала | 21.05 | ||
34. | Построение личного профессионального плана. | 1 (34) | Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговая диагностика | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»; - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии | 28.05 |