Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа проектной деятельность «Моя будущая профессия»

формирование адекватного представления воспитанников о своем профессиональном потенциале ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии осознанный самостоятельный выбор профиля обучения, профессиональное самоопределение после окончания основной школы, а также формирование социально-трудовых компетенций.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новотарманская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения классных руководителей протокол №

от «»__________ 2020г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МАОУ Новотарманской СОШ

____________ И.А. Белькович

«___»____________2020г.

Опубликовано на сайте

Заместитель директора по информатизации

________Е.В. Беломенов

«___»____________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Новотарманской СОШ

_____________ О.Г. Мякинина

Приказ № ______ от «___»_______2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Проектная деятельность «Моя будущая профессия»

Учебный год

2020-2021

Класс

10

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

Составили учителя: Дзюро Елена Алексеевна

Пояснительная записка

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где, получить выбранную профессию, перспективы профессионального роста.

Особое место в профессиональном самоопределении молодежи занимает профориентационная работа общеобразовательной школы. Ее смысл заключается в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Порой бывает непросто самостоятельно разобраться в этом быстро изменяющемся мире, и задача этой программы:

  •  помочь школьникам сориентироваться в сложном мире труда;

  •  расширить имеющиеся представления о мире профессий;

  •  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия;

Цель программы «Моя будущая профессия» является формирование адекватного представления воспитанников о своем профессиональном потенциале; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии; осознанный самостоятельный выбор профиля обучения, профессиональное самоопределение после окончания основной школы, а также формирование социально-трудовых компетенций.

Программа «Моя профессия – мой выбор» реализуется в течение учебного года два раза в месяц.

Данная программа позволяет повысить интенсивность процесса профориентации, усилить интерес к выбору профессии, обогатить представления о мире профессий; активизировать самостоятельную деятельность; приобрести необходимый опыт коммуникации в области делового общения. 

Курс рассчитан на 34 часа и состоит из специальных бесед, упражнений и игр, которые позволяют участникам получить представление о мире профессий и научиться самостоятельно принимать решения, планировать свой профессиональный путь.

Полученные знания позволят учащимся расширить представление о себе, своих способностях и возможностях, помогут эффективно решать проблемы выбора профессии, планирования профессиональной деятельности.

Задачи программы:

Ожидаемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний:

Методическая литература:

Тематическое планирование курса «Моя будущая профессия»

№п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание.

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

3

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

4

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

5

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

1

6

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

7

Обобщение

2

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачет

3

Итого:

35

Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)

п\п

Тема урока

Кол -во часов

Тип урока,

его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

факт

1. Введение (1 час)

1.

Предмет и задачи курса.

1

(1)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

04.09

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2.

Память.

1

(2)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Знать:

- определение понятия «память»;

- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);

- виды памяти;

- особенности отдельных приемов запоминания.

Уметь:

- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

11.09

3.

Внимание.

1

(3)

Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

Знать:

- определение понятия «внимание»;

- качества внимания;

- виды внимания.

Уметь:

- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

18.09

4.

Формы чувственного познания.

1

(4)

Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра

Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

Знать:

- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

Уметь:

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;

- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира

25.09

.5.

Мышление.

1

(5)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Знать:

- определение понятия «мышление»;

- типы мышления;

- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

- основные операции мышления:

- основные качества мышления.

Уметь:

- использовать основные операции мышления при решении логических задач

02.10

6.

Интеллектуальная сфера.

1

(6)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

Знать:

- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

-типы интеллекта.

09.10

7.

Способности личности.

1

(7)

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

Знать:

- понятие «способности»;

- виды способностей: общие и специальные;

- разновидности специальных способностей.

- условия развития специальных способностей.

Уметь:

- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

16.10

3. Психология личности (6 часов)

8.

Типы нервной системы. Темперамент.

1

(8)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Знать:

- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

- типы нервной системы и их различия;

- типы темперамента.

Уметь:

- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

- характеризовать чвой тип нервной системы;

- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

23.10

9.

Характер и самооценка.

1

(9)

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Знать:

- определение понятий «характер» «самооценка»

- виды черт характера.

Уметь:

- соотносить поведение человека с его чертами характера

- выявлять уровень собственной самооценки

06.11

10.

Самоопределение личности.

1

(10)

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

Знать:

- определение понятия «самоопределение личности»;

- виды самоопределения

- определение понятия «профессиональное самоопределение»

Уметь:

- называть свои ценностные ориентации

13.11

11.

Мотивационная сфера.

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей

Знать:

- определение понятия «мотив», «мотивация»;

- определение понятия «потребность»;

- виды потребностей.

Уметь:

- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;

- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

20.11

12.

Общение.

1

(12)

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Знать:

- определение понятия «общение»;

- определение понятия «деловое общение»;

- признаки делового общения

Уметь:

- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;

- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

27.11

13.

Конфликты.

1

(13)

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Знать:

- определение понятия «конфликт»;

- виды конфликтов;

- способы разрешения конфликтов.

Уметь:

- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

04.12

4. Мир профессий (10 часов)

14.

Профессия, специальность, специализация, квалификация.

1

(14)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями

«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Знать:

Этапы профессионального самоопределения;

- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

11.12

15.

Характеристика труда.

1

(15)

Урок усвоения новых знаний. Лекция

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий

Знать:

- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

Уметь:

- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

18.12

16.

Классификация профессий.

1

(16)

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

25.12

17.

Формула профессии. Профессиограмма.

1

(17)

Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

Знать:

- определение понятия «профессиограмма»

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;

- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

15.01

18.

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

1

(18)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Знать:

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

Уметь:

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

22.01

19.

Характеристика профессий типа «человек - человек».

1

(19)

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - человек»;

- подтипы профессий типа «человек - человек»;

- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

- ПВК профессий типа «человек - человек».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

29.01

20.

Характеристика профессий типа «человек - техника».

1

(20)

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - техника»;

- подтипы профессий типа «человек - техника»;

- ПВК профессий типа «человек - техника».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».

05.02

21.

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».

1

(21)

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;

- подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;

- ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система».

12.02

22.

Характеристика профессий типа «человек - природа».

1

(22)

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».

- ПВК профессий типа «человек - природа».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа».

19.02

23.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».

1

(23)

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ».

Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».

- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».

- ПВК профессий типа «человек – художественный образ».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ».

26.02

5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

24.

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу).

1

(24)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

05.03

25.

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу).

1

(25)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

12.03

26.

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу).

1

(26)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Знать:

- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

- виды профессиональной пригодности, их сущность.

Уметь:

- пояснять сущность профессиональной пригодности.

19.03

27.

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу).

1

(27)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор

03.04

28.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

(надо). Учебные заведения

г. Тюмень.

1

(28)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Анализ регионального рынка труда.

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

- Компоненты и субъекты рынка труда.

Уметь:

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

09.04

29.

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо».

1

(29)

Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристический семинар

Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

Знать:

- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

16.04

30.

Мотивационные факторы выбора профессии.

1

(30)

Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристический семинар

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии.

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

23.04

6. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

31.

Карьера. Виды карьеры.

1

(31)

Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

Знать:

- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

- отличительные признаки различных видов карьеры.

Уметь:

- проектировать варианты своей будущей карьеры

07.05

32.

Профессиональный рост.Новые профессии нашего времени.

1

(32)

Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры.

Знать:

- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»

Уметь:

- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

14.05

7. Обобщение (2 часа)

33.

Зачет.

1

(33)

Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговое тестирование

Обобщение изученного теоретического материала

21.05

34.

Построение личного профессионального плана.

1

(34)

Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговая диагностика

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

Уметь:

- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

28.05

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области