Конспект
образовательной деятельности по экспериментированию
в старшей группе
«Чудо-мыло»
МДОУ «Детский сад № 191»
Воспитатель: Назарова Лариса Николаевна
Г.Саратов
ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
ЗАДАЧИ: расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
закрепить правила безопасности при работе с мылом.
воспитывать культурно-гигиенические навыки.
развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Что мы скажем? Здравствуйте!
Ребята сегодня мы с вами станем настоящими учеными и будем проводить настоящие исследования. Дети, скажите, а кто такие ученые?
Ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены. Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
А где работают ученые?( В лаборатории).
Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно-технические эксперименты, рассматривают различные предметы.
В лаборатории всегда тихо и чисто.
Ученые работают в белых халатах и специальных шапочках. Поэтому я предлагаю всем надеть специальные шапочки. А я буду заведующая лабораторией и тоже оденусь.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Проходим в лабораторию, садимся вокруг первого стола
А чтобы узнать, что мы сегодня будем исследовать отгадайте загадку.
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало! (Мыло)
Правильно! А сейчас я вам покажу разновидности мыла.
Какие виды мыла знаете вы?
Есть мыло – туалетное (это мыло предназначенное для целей личной гигиены)
Хозяйственное - мыло используется для очищения посуды от жировых пятен, отстирывания одежды. Также его применяют в уходе за собой, добавляют скрабы.
Специальное - мыло содержащие различные лечебные и дезинфицирующие вещества.
- Какое мыло бывает по форме? (твердое, жидкое, мягкое –содержит глицерин –это химическое вещество).
- Какое мыло бывает по цвету? ( разного цвета….)
- Какое мыло бывает по размеру? (разного размера)
- Какое мыло бывает по запаху?
- Какое мыло в бутылочках? (жидкое)
Дети, а для чего нужно мыло? Разве нельзя помыть руки обычной водой? (С мылом все микробы погибнут).
Правильно. Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и уничтожает неприятные запахи.
А вы знаете, что такое микробы? Микробы очень маленькие и живые существа, которые простым глазом не видно, их можно увидеть только под микроскопом. Они попадают в наш организм и вызывают болезнь.
Где живут микробы? Везде : в воздухе, в воде, на продуктах, шерсти животных, игрушках, на руках.
Чтобы не заболеть что надо обязательно делать? ( мыть овощи и фрукты, не грызть ногти а чаще мыть руки, особенно перед едой)
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят,
Чтоб всегда здоровым быть
Надо руки с мылом мыть!
Молодцы.
А сейчас я приглашаю вас к следующему столу.
Опыт:
- Посмотрите что у меня в миске. Какая она? (прозрачная). Соня, иди потрогай воду, какая она ? ( теплая)
- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду. Давайте проверим это. Саша, идет ко мне.
- Опусти мыло в воду, потрогай его руками. Какое оно стало? (скользкое).
- Ульяна, возьми губку. намочи ее, а теперь намыль ее, что произошло с губкой? (появляются мыльные пузыри, теперь опустите губку в воду. Какая стала вода? (мутная, мыльная). Молодец.
Дети вытирают руки салфетками.
Воспитатель:
А сейчас, давайте перейдем в центр нашей группы и немножко отвлечемся
Физкультминутка под песню «МЫЛО».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из мыла могут получиться пузыри? Я вас приглашаю к следующему эксперименту. Разворачиваемся и идем к следующим столам. Обратите внимание на столах стоят стаканчики.
- Как вы думаете, дети, что в этих стаканчиках?( вода).
Как вы догадались, что там вода?
Пожалуйста, аккуратно возьмите стаканчики, понюхайте.
Чем пахнет вода?
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А если мы добавим в стакан мыло, что с ним произойдёт?
Дети: будет пена.
Воспитатель: Возьмите трубочки, макните ее в розеточку, и опустите трубочку в стакан, подуйте в неё.
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? (Мыло в воде растворилось)
Откуда взялись пузыри? (Пузыри мы выдули из мыльной пены).
Фокус - эксперимент с предметами: «Спичечные бега».
Положить четыре спички (зубочистки) в тарелку с водой.
На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка, поэтому спички находятся неподвижно.
Положим кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Если капнуть мыльный раствор – спички «разбегутся».
Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Молодцы. Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов. Мы с вами узнали много нового и интересного о мыле. Скажите, что вам понравилось больше всего?