«Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Игры на расширение словаря, формирование грамматического строя речи
№ п/п | Название игры | Вид деятельности | Цель | Материал и оборудование | Источник |
1 | «Чьи детки?» | Дидактическая игра | Развивать умение соотносить картинки по содержанию, развивать произвольное внимание и речь | Фланелеграф, набор картинок с изображениями животных и картинок. | 1, стр.15 |
2 | «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (одежду, мебель, игрушки) | Дидактическая игра | Закреплять названия предметов, умение употреблять их в речи | Кукла, предметы, картинки | 3, стр.20 |
3 | «Назови ласково» | Дидактическая игра | Учить детей образовывать уменьшительно ласкательные слова и употреблять их в речи | Картинки с изображением предметов | 3, стр.20 |
4 | «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра | Учить детей называть обозначения игрушек. Пополнять словарь существительными и прилагательными | Тканевый мешочек, несколько игрушек | 3, стр.17 |
5 | «Кто больше увидит и назовет» | Дидактическая игра | Учить детей обозначать словами части и признаки внешнего вида игрушки | Игрушки | 2, стр.26 |
6 | «Что за предмет?» | Дидактическая игра | Учить детей называть предмет и описывать его | Картинки с изображением предметов | 2, стр.28 |
7 | «Кто больше действий назовёт» | Дидактическая игра | Учить детей активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. | Сюжетные картинки | 2, стр.29 |
8 | «Мишка -Топтыжка знакомится с ребятами» | Дидактическая игра | Формировать умение детей называть сверстников по именам, действовать согласованно в игре | Плюшевый мишка | 3, стр.5 |
Игры на развитие мелкой моторики и формирование правильного произношения
№ п/п | Название игры | Вид деятельности | Цель | Материал и оборудование | Источник |
1 | «Лабиринт для пальчика» | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику, координацию движений | Дидактическое пособие «Лабиринт» | 2, стр.7 |
2 | «Дружные пальчики» | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику. Формировать правильное произношение. | Нестандартное оборудование | 2, стр.8 |
3 | «Подарок для куклы» | Упражнение | Развивать мелкую моторику, закреплять знание цветов. | бусины с крупными отверстиями, леска | 2, стр.9 |
4 | «Помоги ежику» | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику | еж, грибы (вырезанные из картона) | 6, стр.5 |
5 | «Комарики» | Пальчиковые игры | Развивать речь, мелкую моторику. Формировать правильное произношение | 6, стр.5 | |
6 | «Зайка и ушки» | Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкие мышцы пальцев, кисти, развитие тактильных ощущений. | 6, стр. 6 | |
7 | «В гости к пальчику большому» | Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкие мышцы пальцев, кисти. | 4, стр.15 | |
8 | «Тесто» | Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкие мышцы пальцев, кисти, подготовка руки к рисованию, письму | 4,стр.30 | |
9 | «Шнуровка» | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторики рук, координацию движений рук | 4, стр.31 | |
10 | «Моторчик» | Пальчиковые игры | Развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить подражать движениями взрослого | машинки | 4, стр.32 |
11 | «Апельсин» | Пальчиковая гимнастика | Развивать движение пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого | 4, стр.33 | |
12 | «Барабанчики» | Пальчиковая гимнастика | Развивать движение кистей рук, скорость движения пальцев | 4,стр.34 |
Игры на развитие артикуляционного аппарата
№ п/п | Название игры | Вид деятельности | Цель | Материал и оборудование | Источник |
1 | «Снежинка на ладони» | Игровое упражнение | Развивать артикуляционный аппарат, воображение | Кусочек ваты, обрывки бумаги, небольшая пуговица | 5, стр.6 |
2 | «Гол!» | Игровое упражнение | Развивать артикуляционный аппарат | Арка из кубиков, ватный шарик | 5, стр.6 |
3 | «Шелест ветра» | Игровое упражнение | Развивать артикуляционный аппарат, развитие физиологического дыхания | Бумажные полоски. | 5, стр.7 |
4 | «Мотоцикл или КамАЗ» | Игровое упражнение | Учить детей изображать, как работает мотор мотоцикла, легкового автомобиля, грузовика. Обращать их внимание на то, как меняются громкость, тембр, интонации голоса | 5, стр.8 | |
5 | «Зарядка для языка» | Игровое упражнение | Развивать артикуляционный аппарат | Комплекс артикуляционной гимнастики | 5, стр.10 |
6 | «Водяные пузыри» | Игровое упражнение | Развивать артикуляционный аппарат детей, познакомить со свойствами вещества | Соломинка для коктейля, емкость с водой | 5, стр.11 |
7 | «Хоботок» | Игровое упражнение | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | 5, стр.13 | |
8 | «Любопытный язычок» | Игровое упражнение | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность | 5, стр.15 |
Литература:
1.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность.-М.: ТЦ Сфера,2009.-128с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2.Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника в раннем возрасте // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации.-2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 64с.
4.Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
5. Рыжова, Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н.В. Рыжова. - М.: Сфера, 2017. - 869 c.
6.Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.