МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
ул. Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00; телефон: 56-87-98
E-mail: elochka-ds@mail.ru, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001
проект « «Юный тундравичок»
(Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края через
художественное и театрализованное творчество)
Выполнила:
Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель
г. Надым, 2021г.
Актуальность
Особой частью культурного и духовного наследия коренных народов Севера являются традиционные знания, которые являются основой устойчивого взаимодействия с природой и рационального использования её ресурсов для обеспечения жизни и духовной практики самого народа и поэтому должны передаваться из поколения в поколение. Основы ведения хозяйства, традиции и обычаи большинства коренных северных народов дошли до наших дней с невосполнимыми потерями. В настоящее время судьба уникальных знаний напрямую зависит от осознания их ценности молодёжью. В МДОУ «Детский сад «Елочка» воспитываются около 15% детей дошкольного возраста, из числа коренной национальности. Многие из них проживая в городе, утратили элементарные навыки ведения кочевого или полукочевого образа жизни, свойственного данной категории народов.
Проект «Юный тундравичок» призван сохранить знания у детей дошкольного возраста о коренных народах севера и развивать навыки художественного и театрализованного творчества, как основная составляющая в формировании социально – культурных компетенций дошкольников.
Актуальность проекта
Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края. Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?
Цель проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.
Задачи проекта:
1.Создать условия для передачи культурного наследия малочисленных народов севера.
2.Оформить разнообразное, насыщенное развивающее пространство с региональным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка».
3. Обобщить и распространить опыт по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера в конкурсах различного уровня.
Целевая аудитория проекта – воспитанники МДОУ «Детский сад «Елочка», в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатели, специалисты, родители.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
Освоению воспитанниками ДОУ знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан страны как раз и служит региональный компонент. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интерес к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа, к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному краю, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Таким образом, необходимыми условиями для эффективной работы ДОУ по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс являются:
создание системы мониторинга
Содержание и механизм реализации проекта
Реализация проекта осуществляется поэтапно:
Этапы проекта | Действия | Ответственные |
Организационный-подготовительный Цель: создание условий для развития развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде Задачи: - создать творческую группу; - составить анкету «Что я знаю о малой родине»; - моделировать и конструировать развивающее пространство на основе анализов по результатам анкетирования и материально-технического состояния. | - Формирование целевой аудитории проекта. - Проведение заседаний организационного комитета по реализации проекта. - Создание условий для развития разнообразного и насыщенного развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде. - Приобретение оборудования и материалов, необходимых для реализации проекта. - Анкетирование по теме «Что я знаю о малой родине» и тестирование для выяснения творческого потенциала педагогов, воспитанников старшего дошкольного возраста. - Разработка эскизов костюмов, предметов быта ненецкого народа и оформления помещений детского сада в этнокультурном компоненте. | Творческая группа воспитанников и педагогов |
Практический Цель: создание костюмов и оформление развивающего пространства детского сада через художественное и театрализованное творчество. Задачи: - изготовить изделия для создания развивающего пространства в детском саде; - оформить развивающее пространство в помещениях детского сада в национальном стиле; - изготовить костюмы, предметы быта и атрибуты ненецкого народа для театрализованных представлений. | Организация работы по созданию дополнительных элементов для оформления развивающего пространства в детском саде: - изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, животных для театрализованных постановок; - изготовление занавеса сцены с региональным компонентом. - Оформление развивающего пространства изготовленными изделиями декоративно-прикладного характера в национальном стиле. - Организация выставки «От творчества педагога к творчеству детей и родителей». | Творческая группа воспитанников, педагогов,родителей |
Обобщающий Цель: подведение итогов деятельности по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера через развитие новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде. Задачи: - провести анализ результативности реализации проекта; - определить уровень участия по собственной инициативе в общих творческих делах и удовлетворённости созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде. | - Анкетирование для определения результативности реализации проекта. - Сбор информации о состоянии созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде. - Анализ результативности реализации проекта, дальнейшее планирование развития новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде. - Размещение информации о реализации проекта в СМИ и на сайте учреждения. | Творческая группа воспитанников и педагогов, родителей |
Ожидаемый результат реализации проекта
В рамках проекта предполагается:
- Художественная и театрализованная деятельность, направленная на развитие творчества воспитанников и на приобретение ими знаний культуры, быта и особенностей кочевой жизни народов севера.
- Оформление дизайна развивающего пространства с элементами регионального компонента;
- Привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде;
- Увеличение доли воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике с 15% до 100%.
- Увеличение доли воспитанников детского сада участвующих в конкурсах различной направленности, с региональным компонентом с 5% до 100%.
Взаимодействие с социальными партнёрами
К организации и проведению мероприятий проекта планируется привлекать специалистов следующих организаций: ЦНК, «Дом природы», общественной организации «Ямал - потомкам».
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации задач данного проекта рассчитывается получить следующие результаты:
Дети дошкольного возраста будут
Педагоги
Родители
Практическая значимость проекта
Анализ эффективности реализации проекта
Показатели | Декабь, 2019 г | Январь, 2020 г | Декабрь, 2021 г |
Привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саду, % | 55% | 90% | 100% |
Кол-во воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике, % | 15 | 90 | 100 |
Кол-во воспитанников детского сада, владеющих навыками изготовления художественных изделий с региональным компонентом, % | 5 | 100 | 100 |
Оформление развивающего пространства в национальном стиле,% | 0 | 100 | 100 |
Изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, (количество шт.). | 0 | 50 | 50 |