Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

Цель исследования теоретическое обоснование проблемы и практическая разработка планирования по формированию ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста. Задачи исследования 1. Систематизировать теоретический материал здоровый образ жизни, возрастные особенности формирования ценности здорового образа жизни детей дошкольного возраста, условия организации совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста. 2. Подобрать и описать диагностический инструментарий по формированию ценности здорового образа жизни. 3. Разработать календарно-тематический план совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста. 4. Составить рекомендации родителям и воспитателям по формированию ценности здорового образа жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад №54»

Формирование ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

Воспитатели:

Попошой Светлана Сергеевна

Нигамадянова Лиана Рустамовна

Полевской

2021г

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Тезаурус……………………………………………………………………...…….6

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7

1.1. Характеристика понятия здорового образа жизни……………………...…7

1.2. Особенности формирования ценности здорового образа жизни у дошкольников………………………………………………………………..…..13

1.3. Условия организации совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста……………………………………………………17

Глава 2. Методические аспекты по формированию ценности здорового образ жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста………………………..…………………………….……22

2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария по определению уровня сформированности ценности здорового образа жизни……………...22

2.2. Разработка планирования проектной деятельности по формированию ценностей здорового образа жизни…………………………………………….27

2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по формированию ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста………….29

Заключение ………………………………………………………………...........31

Список информационных источников ………………………………….……..33

Приложение…………………………………………………………………...…35

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем  развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования [18].

Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [18].

Одной из задач, которые федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед дошкольным образованием, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов[18].

Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей осознанного отношения к своему здоровью, пониманию того, что привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Значимость формирования здорового образа жизни детей диктуется ростом нагрузок на организм современного человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и др. характера[18].

Весь дошкольный возраст, до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом[18].

Одним из эффективных условий формирования ЗОЖ является использование педагогических технологий. Важную роль среди них занимает проектная технология. Её ведущей идеей является создание для детей всех условий в осуществлении активной и сознательной деятельности, основанной на использовании знаний о способах сохранения здоровья[18].

Обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что проектная деятельность в настоящее время является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, осознаёт и воплощает в поведении показатели здорового образа жизни[18]. 

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые психологии О.С. Осадчук, и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова[5,18].

 Анализ информационных источников и нормативных документов позволили выявить следующее противоречие: о необходимости формирования ценности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как одно из требований ФГОС ДО, и недостаточным разнообразием методического сопровождения данного процесса.

Проблема – какое методическое сопровождение процесса организации проектной деятельности в ДОО будет способствовать формированию здорового образа жизни дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования ценностей здорового образа жизни.

Предмет исследования: процесс совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы и практическая разработка планирования по формированию ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Методологической основой работы являются труды: И.И. Брехмен, Ю.П. Лисицын, О.В. Толстикова.

Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирический (диагностика).

Структура курсовой работы: введение, тезаурус, две главы – теоретическая и практическая, заключение, список информационных источников.

Тезаурус

Здоровый образ жизни - это образ жизни, когда человек стремится к состоянию физического, душевного и социального благополучия [19].

Ценность – это основа механизмов социальной регуляции поведения и деятельности, связанная с социально-психологическим климатом общества и социальных групп[4].

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат [18].

Родители – отец и мать по отношению к ребёнку[14].

Дети дошкольного возраста – этап психического развития в отечественной периодизации, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастам[21].

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

1.1. Характеристика понятия здорового образа жизни

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «здоровый образ жизни» попытаемся дать определение основным понятиям.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток времени и средств у родителей для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «валеология».

Название она получила от латинского слова «valeo»- (быть здоровым), которое и определило содержание валеологии как деятельности человека, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья [3].

С понятием валеология тесно связано понятие - педагогическая валеология.

Педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья до сих пор находится в стадии становления. Ведущими путями развития педагогической валеологии являются сохранение здоровья ребенка, развитие творческой активности каждой личности, создание педагогических условий для формирования здорового генофонда нации [9].

Под валеологической культурой ребёнка понимается совокупность нескольких компонентов: осознанное отношение к здоровью и жизни, знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи [3].

Одновременно с таким значимым для человека понятием, как «жизнь», и «смерть» в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье».

 В начале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит, не больной человек [10].

И здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы [17].

 Существует более трехсот определений понятия « здоровья», мы рассмотрим только некоторые из них.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. В 1968 году сформулировано определение здоровья как «свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь. При условии отсутствия болезней и дефектов» [1].

Г.С.Никифоров, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия [17].

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма ( анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций  не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций.

Вообще такой признак, как равновесие, в определении здоровья встречается с давних времен.

Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь – как их нарушение.

 Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела, а Г. Спенсер определяет здоровье, как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним  факторам. [1].

Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющим условиям существования в окружающей среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений [15].

Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов [9].

Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие, как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней ими физических дефектов , но полное физическое , душевное и социальное благополучие» [12].

В большой Медицинской Энциклопедии здоровье так и трактует это понятия, как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней ими физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие» [12].

В Большой Медицинской Энциклопедии здоровье трактуется, как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении всего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не только среда, сколько сам организм [9].

Казначеев В. П. (1989) трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических, физиологических,  психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности, при максимальной продолжительности жизни» [8].

Амосов Н.М. (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной произвольностью органов при сохранении качественных пределов их функций [1].

Брехман И.И. (1987) определяет здоровье, как « способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [2].

Академик В.П. Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека   и постоянно меняющимися условиями среды [10].

Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Л. Г. Татарникова выделяет третий способ формирования и сбережения здоровья - образ жизни [16].

С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием [9].

По данным известных отечественных учёных Ю. П. Лисицына, Ю.М. Комарова, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни.

Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни».

Согласно одному подходу образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Тенденции опытного познания природы особенно ярко отразились на развитии медицины, анатомии и физиологии. Новые медицинские знания о человеке как о развивающейся, творческой личности позволили синтезировать прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс другие), психологов(Л.С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное.

 Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук.

Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» [8].

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «...Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием». «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем». «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [13].

Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Здоровый образ жизни это активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам

Таким образом, в контексте нашего исследования мы будем понимать здоровый образ жизни как активную деятельность, направленную на сохранение и улучшения здоровья.

1.2. Особенности формирования ценности здорового образа жизни у дошкольников

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью.

Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

 Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий.

 У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) [11].

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций.

Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни [7]:

- активно развиваются психические процессы;

 -заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психо-эмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок [6]. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [9].

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта.

Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть.

 На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д.

 Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [9].

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово!) и «здоровый» - как не больной.

Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить непосредственную физическую образовательную деятельность с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую.

 В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»).

Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации непосредственной физической образовательной деятельностью отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни [9, c. 32].

Таким образом, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

1.3. Условия организации совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых[5].

Так что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели[5].

По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект — это пять «П»:

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности[5].

По продолжительности они бывают:

План работы воспитателя по подготовке к проекту:

Этапы реализации проектной деятельности:

праздники, даты, явления, предметы, и т. д.)

условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.

вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.

реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т. д.

Некоторые проекты — «самопрезентующиеся» — спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других — необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-

образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления[5].

Совокупность методов возможно представить следующей

классификацией:

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности[5].

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования; практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях[5].

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности[5].

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрываетея его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Глава 2. Методические аспекты по формированию ценности здорового образ жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста

2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария по определению уровня сформированности ценности

здорового образа жизни

Здоровый образ жизни означает: следить за своим здоровьем; питать благодарность, доверие и уважение к окружающим. Чтобы определить сформированность ценности ЗОЖ, необходимо выявить механизм регуляции социального поведения ребёнка, который можно определить через представление.

Для изучения уровня сформированности ценности здорового образа жизни в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например, для изучения здорового образа жизни используются следующие диагностические методики: «Что делать, чтобы быть здоровым», «Беседа о здоровом образе жизни», «Место для отдыха».

Методика «Что делать, чтобы быть здоровым» (по И. Новиковой) (Приложение 1)

Возраст: 5-6 лет

Цель: выявление представлений у старших дошкольников об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Производится беседа с детьми в условиях всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Полученные данные соотносятся с характеристикой уровней сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах.

ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

Для оценки используются следующие баллы:

2 балла – положительный показатель

1 балл – не устойчивый показатель

0 баллов – отрицательный показатель

Методика «Беседа о здоровом образе жизни», (по В. Г. Кудрявцевому) (Приложение 1)

Цель: выявления представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Возраст: 5-6 лет

Производится беседа с детьми в условиях всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:

1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам);

3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях

В соответствии с выделенными критериями В. Г. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:

понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит.

о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.

«здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

Методика «Место для отдыха» (по И. Новиковой) (Приложение 1)

Цель:  выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей детей дошкольного возраста.

Возраст: 5-6 лет

Оборудование: картинки с изображением (улица большого города, по которой едет транспорт; лесная поляна с ромашками; комната с сидящим перед телевизором мальчиком; предметы одежды, бытовой техники и косметики).

Ход работы: Ребенку предлагают ответить на вопрос и выбрать картинку, как ему нравится отдыхать.

Оценка результатов деятельности:

формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города.

некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды.

Данные методики позволяют выявить уровень сформированности ценности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и спланировать формирующую работу.

2.2. Разработка планирования проектной деятельности по формированию ценности здорового образа жизни

В последнее время придаётся большое значение проблеме формирования ценности здорового образа жизни. В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения.

Формирование у детей дошкольного возраста ценности здорового образа жизни является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – такие требования содержит Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают , но как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто всё больше и лучше, но результат получается не такой, какого мы ожидаем. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми.

Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к прведению, соотвествующему здоровому образу жизни в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Дети дошкольного возраста способны определяться в своем выборе и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих.

Воспитание ценности здорового образа жизни между детьми, основанных на принципах гуманизма, особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование здорового образа жизни строится на основе знаний и умений оценивать ценности здоровье. Установлению здорового образа жизни способствует умению детей заботиться о своём здоровье и о здоровье взрослый. Определяющее влияние на детей оказывает пример поведения взрослых.

План работы предусматривает организацию совместных мероприятий родителей и детей по разработки проектов.

План построен на принципе систематичности, проблемности, доступности, целостности использования форм работы с родителями: беседы, анкетирование, родительское собрание, консультирование, праздники.

Срок реализации: 1 год (Приложение 2)

2.3. Представление рекомендации по формированию ценности

здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Организация общения детей с целью формирования здорового образа жизни - одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться ценности здорового образа жизни: соблюдать правила гигиены, закаливания, правильное питание и многое другое. Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

общая задача – сохранить и укрепить его.

формировании привычек и образа жизни ребенка.

детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров,  музыкантов, спортсменов.

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего,  самым главным разделом является:

-    режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

-         режим рационального питания.

-         закаливание

Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Заключение

При написании курсовой работы мы пришли к следующим выводам, что формирование ценностей здорового образа жизни начинается с умения и навыков, которое играет значительную роль в жизни человека. Рассмотренные позиции теоретиков по вопросу формирования здорового образа жизни, которые позволили сформулировать нам следующее определение: «Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков».

Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.

 У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.). Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В практической части работы все перечисленные методы составляют план работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. План включает включает в себя работу с родителями: беседа, родительское собрание, консультирование, праздники. Составлены рекомендации по использованию плана работы.

Решение задач позволило достичь поставленной цели: теоретическое обоснование проблемы и практическая разработка планирования по формированию ценности здорового образа жизни в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста.

Список информационных источников

дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. -2004.-№3-19 с.

Просвещение, 2011.-242с.

Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013 – 199с.

-внедущие факторы укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспмтание. -2010. -№8. -с.45-52.

2008. -с. 14-15

Антонов, Е.П. арнаутова и др., науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давичук, К.В. Тарасова и др., М.: КАРАПУЗ, 2007. - 228с.

некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М.: Просвещение, 2010.-35с.

жизни у детей старшего дошкольного возраста, автореферат, Екатеринбург, 2004.

воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1972. 5-27 с.

Просвещение, 2002.-123с.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозайка-синтез, 2000. - 256с.

развивающее занятие для детей 5-8 лет [Текст]/С.И.Семенака. – М.:Академия, 2004.

дошкольного возраста

сформированности основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 21.https://ys67grodno.schools.by/pages/rekomendatsiiroditeljampoformirovaniju-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detej

Приложение 1

Методика «Что делать, чтобы быть здоровым» (по И. Новиковой)

Возраст: 5-6 лет

Цель: выявления представлений у старших дошкольников об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Оценка результатов деятельности:

высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах.

средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

низкий уровень – ребенок я не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. 

Для оценки используются следующие баллы:

2 балла – положительный показатель

1 балл – не устойчивый показатель

0 баллов – отрицательный показатель

Методика «Беседа о здоровом образе жизни», (по В. Г. Кудрявцевому)

Цель: выявления представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Возраст: 5-6 лет

Производится беседа с детьми в условиях всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Вопросы для беседы с детьми старшей группы могут быть следующими.

1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?

4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:

1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам);

3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях

В соответствии с выделенными критериями В. Г. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:

высокий уровень - ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

средний уровень - ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.

низкий уровень - ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит.

Методика «Место для отдыха» (по И. Новиковой)

Цель:  выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей детей дошкольного возраста.

Возраст: 5-6 лет

Оборудование: картинки с изображением (улица большого города, по которой едет транспорт; лесная поляна с ромашками; комната с сидящим перед телевизором мальчиком; предметы одежды, бытовой техники и косметики).

Ход работы: Ребенку предлагают ответить на вопрос и выбрать картинку, как ему нравится отдыхать.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:

1) улица большого города, по которой едет транспорт;

2) лесная поляна с ромашками;

3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком;

4) предметы одежды, бытовой техники и косметики.

Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Оценка результатов деятельности:

высокий уровень – ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

средний уровень – ребенок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города.

низкий уровень – ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области