Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» из опыта работы старшей группы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» из опыта работы старшей группы.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. В старшем дошкольном возрасте общение становится способом познания и уточнения норм поведения, способом определения эмоционального состояния человека и познание своего собственного внутреннего мира.

Дети учатся также использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, позу), давать нравственную оценку поступкам людей, строить своё высказывание кратко или распространённо, ориентируясь на задачу общения.

Воспитатель стимулирует интерес ребёнка к общению, создаёт условия для речевого творчества. Решающее значение должно предаваться деятельности, в которой ребёнок сможет наиболее полно раскрыть свои возможности. Такой формой является театрализованная деятельность, в которой наиболее полно проявляется принцип: «учить играя». Театрализованная игра это вид художественной деятельности, в процессе которой дети овладевают навыками речевого общения через художественные образы. Она оказывает большое значение на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступках, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной деятельности формируется диалогическая эмоционально насыщенная речь, усваиваются элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А поскольку знакомство с театром происходит в атмосфере торжества, праздника, заинтересовать детей театром не сложно.

В основу эффективности театрализованной, как и любом другой, деятельности должны быть положены следующие условия:

- создание в группе ППРС, выступающие в роли стимулятора развития интереса детей к театрализованной деятельности,

- сотрудничество с родителями на основе понимания сущности проблемы.

На начало года у нас была проведена диагностика уровня знаний детей по театрализованной деятельности, где в качестве критериев использовались след. положение:

Проанализировав результаты диагностики сделали вывод, что дети проявляют интерес к театрализованной деятельности, но слабо владеют выразительностью речи, понимают эмоциональное состояние другого человека, выражают своё мнение, но плохо владеют умением вживаться в создаваемый образ, используя невербальные средства общения (мимику, жесты, движения).

Поэтому мы поставили перед собой задачи:

Свою работу мы начали с составления картотек игр и упражнений на развитие навыков театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и разработки перспективного плана на текущий учебный год. Были составлены картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, этюдов на развитие интонационной выразительности речи, жестов, мимики, пантомимики. В перспективный план включили совместную деятельность с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями.

С помощью родителей сделаны игры по дыхательной гимнастики, подобраны атрибуты для развития мелкой моторики рук, приобретены материалы для изготовления костюмов для кукол с живой рукой, нарисованы декорации к сказкам. Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно ,также дети с удовольствием играют в театрализованные игры самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используют при этом средства выразительности речи: интонацию и тембр голоса. Изображают полюбившихся героев в рисовании, лепке, конструировании и аппликации.

В совместной театрализованной деятельности используем такие приёмы как:

- «погружение» в сказку с помощью «волшебных вещей»( золотая рыбка, скатерть самобранка, волшебное перо, сказочный сундучок)

- проводим чтение, совместный анализ сказок

- проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера, эмоциональное состояние героя

- режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом)

- рисование наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментированием смысла изображенных моментов.

- проводим упражнение по формированию выразительности речи: произнесение чистоговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации.

- упражнения на развитие пантомимики, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений, упражнение на развитие мимики, жестов.

В повседневном общении с детьми стараемся давать детям больше инициативы, ставить новые, неожиданные задачи («Куда мы пойдём гулять?», «Во что будем играть сегодня?», «Кем будешь ты в игре, и кем я?», «Что я буду делать и говорить, а ты?») пусть решают сами. Пусть сумеют вообразить особенности поведения других людей. Что будет делать Аленка, встретившись со сказочным героем? Как поведет себя Колобок, встретившись с Алёнкой? А если она встретит Бабу-Ягу? В ответах на такие вопросы складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, проникновение в образ героя. Детям становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссёрской игры обогащаются за счет кукол с «Живой рукой», усложняются тексты для постановок.(более глубокий нравственный смысл).

В работе с родителями стараемся достичь таких отношений, чтобы родители стали активными помощниками. Проводим консультации, даём советы и рекомендации. На родительском собрании в марте планируем показать сказку «Волшебный шиповник» в полном варианте. Таким образом, мы считаем, что театрализованная игра является одним из эффективных средств развития связной речи у старших дошкольников, при условии её сочетания с другими видами детской деятельности. Игровая форма обучения делает театрализованную деятельности более привлекательной и результативной.

Дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, самостоятельно разыгрывают небольшие сценки, заметно повысился уровень коммуникативных навыков, речь детей стала более эмоционально выразительна.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области