Внеучебная деятельность в условиях ФГОС
Исследованию проблем внеучебной деятельности в школе всегда уделялось пристальное внимание педагогов, методистов и ученых. Анализ методико-педагогической литературы показал, что помимо многообразия дефиниций внеучебной деятельности, дискуссионным остается вопрос употребления таких похожих по содержанию и направленности понятий, как «внеклассная» и «внеурочная» виды деятельности.
Разберемся в существующих подходах к интерпретации данных понятий в педагогической науке и выявим их особенности.
Под внеурочной работой чаще всего понимается составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность обеспечивает реализацию возможности конструктивных межличностных отношений среди учеников в классе, улучшает отношения между обучающимися и учителями, определяет основу формирования сплоченного ученического коллектива и функционирования органов ученического самоуправления.
Целью внеурочной деятельности, по мнению зарубежных исследователей I. Archambault, B. Barron, D. Bolt, B. Bradford Brown, C. Cook-Harvey, R. Crosnoe, L. Darling-Hammond, и др.является создание условий для проявления и развития учащимся своих интересов на основе свободного выбора, формирования системы духовно-нравственных ценностей и поддержания культурных традиций.
Внеклассная работа в большинстве современных педагогических исследований предстает как синоним внеурочной работы, имеет с ней сходные цели и способы реализации (Е.А. Бадьина, П.В. Бондарев, Д.В. Григорьев, Е.А. Жесткова, А.Н. Колобов, Л.А. Черных, A.-S. Denault, S. Dufour, V. Dupéré, E. Dion, L. Flook, T. Leventhal, D. Lowe Vandell, и др.).
Так, внеклассная деятельность чаще организуется школой и проходит в стенах школы. Это направление воспитательной деятельности школы, которое позволяет педагогам выявить у учащихся их потенциальные возможности и интересы, и помочь им их реализовать во время проведения внеклассных мероприятий (собраний, предметных кружков, научных сообществ учащихся, и т.д.). Направления, формы и методы внеклассной работы практически повторяют подобные в системе учреждений ДО детей.
Понятие «внеучебная работа» понимается сегодня в основном как деятельность, организуемая с группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, активизации их творческого потенциала и социальной активности, развитие различных форм ученического самоуправлении детских общественных объединений. Данная деятельность имеет своей целью выявление потенциальных возможностей и интересов учащихся, обеспечение условий для их развития педагогом.
Положительным результатом внеучебной деятельности, по мнению J. McCabe и D. Osher,является предоставление учащимся свободы выбора занятий, направленных на их развитие. Время, отводимое на внеучебную работу, используется по желанию ученика и в формах, отличающихся от урочной деятельности.
С целью выявления сходства и различия понятий «внеучебная», «внеклассная» и «внеурочная» виды деятельности нами проведен сравнительный анализ методико-педагогической литературы, охватывающий период с 1960 г. по современное время.
Для проведения анализа мы использовали 11 источников информации: материал ФГОС общего образования, официальный сайт Министерства просвещения РФ, учебные пособия для педагогических образовательных учреждений, педагогические словари и энциклопедии, исследования отдельных авторов.
В результате проведенного сравнительного анализы мы пришли к выводам, что, во-первых, в педагогической литературе 60-90-хх годов прошлого столетия употреблялся только термин «внеклассная работа»; во-вторых, в 90-е годы исследователи стали чаще употреблять термин «внеурочная работа», имеющий сходство по своему содержанию с внеклассной деятельностью, являющийся синонимичным по отношению к ней.
Позднее в педагогической науке и практике стали употреблять термин «внеучебная деятельность», который, не найдя собственного определения, также приравнивался по своему содержанию к термину «внеурочная деятельность».
В итоге, проведенный анализ позволяет говорить об отсутствии единства в определении указанных дефиниций.
Взаимосвязь представленных понятий, по мнению исследователя А.Л. Трофимовой, можно определить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 Взаимосвязь различных видов внеучебной деятельностей учащихся школ (по А.Л. Трофимовой)
Так как в урочное время непосредственно могут решаться только учебные задачи, сложным является установление взаимосвязи между учебной и внеучебной деятельностью. С одной стороны, такие внеучебные занятия, как кружки и факультативы могут также решать учебные задачи. С другой стороны, проводимые творческие и спортивные занятия во внеурочное время могут быть не связаны или опосредованно связаны с решением учебных задач, что определяет возможности их отнесения либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности учащихся соответственно.
Обоснованную взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной видов деятельности учащихся можно, по мнению, А.Л. Трофимовой, представить схематически в таком виде (рис. 2):
Рис. 2 Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности учащихся школ (по А.Л. Трофимовой)
На основании проведенного анализа нами принято решение об употреблении в контексте данного исследования понятия «внеучебная деятельность», которое включает в себя внеурочную (внеклассную) (организуемую на базе школы) и внешкольную (организуемую на базе учреждений дополнительного образования)виды деятельностей.
Внеучебная деятельность – это вид совместной деятельности учащихся и педагогического коллектива, которая носит добровольный, осознанно целенаправленный, самодеятельный и творческий характер, руководство которой осуществляется педагогическим коллективом.
При этом в своем исследовании мы акцентируем свое непосредственное внимание на рассмотрении особенностей именно внеурочной деятельности, проводимой коллективом школы с учениками, подразумевая под ней любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности учащихся в саморазвитии в познавательном и духовно-нравственном смысле.
Особое значение внеучебная деятельность имеет в процессе социализации и воспитания учащихся младшего школьного возраста, поскольку она закладывает основы для их будущего личностного и социального становления.
По мнению исследователей Д. В. Григорьева и П. В. Степанова под термином «внеучебная деятельность учащихся начальной школы» понимается комплекс видов деятельностей (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для учащихся начальной школы первостепенной задачей становится формирование их самодисциплины и самоорганизованности при решении учебных задач, а также активизация их познавательного интереса к новым для них предметам. Поэтому организация внеучебной деятельности в начальной школе имеет свои особенности перед основной средней школой: направленность на повышение мотивации к усвоению учебных предметов, в связи с чем организуется систематическая кружковая работа по предметам школьного цикла; содействие правильной организованной занятости учащихся начальных классов во внеурочное время; углубление и расширение их знаний, полученных на уроках.
Содержание внеучебной деятельности учащихся начальной школы не ограничено формальными рамками, определяется на договорной основе, что подкрепляется принципами гуманистической направленности воспитания, взаимосвязи воспитательного процесса с общественной и трудовой деятельностью, опорой на положительные стороны личности ученика, гуманизацией и индивидуализацией процесса воспитания, применением системного, культурологического, личностно-деятельностного подходов в воспитании.
В ФГОС НОО второго поколения, реализуемом с 01.09.2011 года, конкретизирована взаимосвязь между образованием и воспитанием, при этом подчеркивается ключевая миссия воспитания в процессе образования; воспитательный процесс предстает как ценностно-ориентированный, включенный как в учебную, так и во внеучебную виды образовательной деятельности.
Основными целями внеучебной деятельности, согласно ФГОС НОО определены: создание условий для формирования у учеников социального опыта и ценностных ориентаций; поддержание условий для всестороннего развития и социализации личности учащихся; созданий условий для благоприятной воспитывающей среды; формирование здорового образа жизни учащихся; поддержание развития их творческих, гражданско-правовых качеств, способностей к жизнедеятельности в новых условиях, к активной социальной позиции и проявлению волонтерской инициативы [38].
ФГОС НОО также определяет требования к организации внеучебной деятельности учащихся начальной школы, а именно к распределению внеурочных часов в расписании, эффективному использованию внешних ресурсов, и т.д.
К основным принципам организации внеучебной деятельности учащихся начальной школы относятся:
- свободный выбор учащимся вида и формы внеурочных занятий в соответствии с его интересами и способностями;
- учёт возрастных особенностей школьников;
- сбалансированность индивидуальных и коллективных форм работы;
- единство теории и практики внеучебной деятельности;
- применение доступных и наглядных форм внеучебной деятельности;
- формирование у учеников активной жизненной позиции;
- единство и целостность всех участников внеучебной деятельности в решении ее задач.
С учетом обозначенных принципов организации внеучебной деятельности учащихся начальной школы определяется ряд ее преимуществ перед учебной деятельностью: более рациональное и эффективное использование внеучебной нагрузки ученика; партнерские отношения всех субъектов внеучебной деятельности; учет всех форм внеурочной (внеклассной) работы классного руководителя; учет потребностей и интересов учащихся, запросов их родителей при разработке программы и выборе видов внеучебной деятельности.
В качестве приоритетных направлений внеучебной деятельности в ФГОС НОО определены: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления. Данные направления обусловливают цели и задачи организации внеучебной деятельности, позволяют построить траекторию индивидуального личностного развития учащегося и определить содержание соответствующих образовательных программ.