Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Методика развития музыкально-художественного мышления»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Томмотская детская школа искусств» МО «АР»

«Методика развития музыкально- художественного мышления»

Методическое сообщение

Подготовила: преп. Г.В.Расюк

Томмот 2020

Творческий процесс проходит на сознательном и подсознательном уровне, и как любой процесс вырабатывает свои автоматизмы и навыки. Процесс поиска проходит на уровне сознания. Если ситуация в исполнении, встречается неоднократно, то повторяется и процесс поиска. Многократное повторение действий по одной и той же программе приводит к автоматическому ее выполнению, то есть программа действий преобразуется в навык. В свою очередь, подобного рода навыки становятся основным механизмом формирования и функционирования подсознания.

Подсознание обслуживает сознание, освобождая его, для решения новых и более сложных задач. Чем богаче, разнообразней и содержательней подсознание, тем ярче осознаваемые смысловые, и образные представления. Для формирования музыкально-художественного мышления важно осознавать и эффективно, использовать функциональную асимметрию полушарий мозга (сокращенно – ФАПМ). Исследования ФАПМ начались с середины 60-х годов ХХ столетия и продолжаются до настоящего времени. Было установлено, что между двумя полушариями имеются биологические различия, с которыми связаны разные типы мышления. У правшей левое полушарие, управляет словесно-логическим или абстрактным мышлением. В функцию правого полушария, входит предметно-образное, пространственное, интуитивное мышление. Левши, как правило обладают «смешанным» доминированием полушарий, при котором, функциональные различия между полушариями не так заметны. Левое полушарие выделяет характерные отличия форм предметов. Правое – рассматривает месторасположение и отношения предметов между собой в пространстве. В правом полушарии все признаки предметов и объектов объединены в целостные образы. Левое сопоставляет, рассматривает, анализирует познанное.

Исследования асимметрии зрительного поля показали, что направленное движение глаз человека при обдумывании определенного вопроса связано с работой конкретного полушария. При ответах на вопросы «пространственного» характера движение глаз были направлены влево – думают главным образом правым полушарием. При вопросах «вербального» характера движение глаз направлены вправо – думают в основном левым полушарием. Таким образом, по движению глаз можно судить о степени активности того или иного полушария. Важно и то, что движение глаз легко наблюдать. Двигательную настройку и расфокусирование глаз можно считать одним из важнейших условий или базовой основой процесса развития музыкально-художественного развития. Предметно-образное мышление особенно ярко проявляется в творческой деятельности. Музыканты, у которых образное мышление развито лучше словестно-логического, заметно степени развито словестно-логическое мышление. Следовательно, вне связи с образным мышлением творчество невозможно. Уклон в обучении в сторону левого полушария, то есть абстрактного мышления, отрицательно сказывается, на развитие творческих способностей ученика. Функциональная специализация полушарий мозга позволяет рассматривать творческий процесс музыканта с двух разных позиций, пользоваться не только словесно-логическим мышлением, но и интуицией с ее пространственно-образным содержанием и моментальным охватом превосходят в решении творческих задач. В творческом процессе сознание выступает в качестве дирижера поиска, подсознание – музыканты-исполнители, осуществляющие поиск. Анализ ФАПМ позволяет глубже понять такие психические явления, как интуиция (осознание результатов работы подсознания), инкубация (образное мышление на уровне подсознания), фантазия (способность воображать, выдумывать) и другие психические феномены.

Музыкантам с большим запасом знаний и исполнительским опытом в творческих поисках, помогает интуиция. Интуиция в исполнительском процессе исполняет роль предвидения, предчувствия, последовательного развития музыкальных образов и настроений. Психический механизм интуиции опирается на прошлый исполнительский опыт, на логику развития музыкальной мысли. Поэтому музыкант обладающий большими знаниями и богатым творческим опытом способен «читать с листа» незнакомое произведение в известном ему стиле и жанре, другими словами - творческая личность способна, не проводя предварительного образного анализа исполняемой музыки, верно отражать ее содержание. Интуиция проявляется в образе готового рушения, возникшего внезапно и независимо от воли человека – как озарение. Как правило, интуиция проявляется не сразу в момент творческого поиска. Должно пройти определенное время, чтобы в подсознании «созрело» верное решение, произошло сцепление именно тех образов и моделей прошлого опыта, которые и приводят к озарению. Этот период созревания называют инкубацией. Инкубация по объективным причинам трудно поддается изучению. Поэтому до сих пор период инкубации считают самым загадочным этапом творчества. В настоящее время считается, что образы правого полушария- это инструмент, с помощью которого в процессе инкубации осуществляется творческое мышление. В периоде инкубации решение формируется в том случае, если снижена активность левого полушария, то есть прекращается внутренняя речь. Поддается ли интуиция развитию? На этот сложный вопрос ответить довольно трудно. Но если признать, что интуиция - это бессознательное умозаключение, следовательно, необходимо развивать в себе способность к умозаключениям.

Кроме того, необходимо прислушаться к своим подсознательным ощущениям, контролировать и классифицировать результаты предсказываемых событий. Как правило, интуиция проявляется в метаморфической форме. Поэтому музыканту необходимо развивать слуховые, образные, модельные представления. Приведенные положения важны, так как правильно ориентируют и направляют творческую деятельность исполнителя. Словесно-логическое мышление линейно по своему характеру, то есть осуществляется как ряд последовательных действий. Исполнитель в процессе игры в сознании может удерживать и контролировать только одно действие, в то время как остальные компоненты игры остаются вне поля его внимания. Образное мышление, обладает способностью одновременно отражать, схватывать и оценивать столько действий, сколько требуется для решения проблемы в целом. Кроме того, образное мышление способно в процессе игры искать и находить новые связи, раскрывать образный строй музыкального произведения с неожиданной для самого исполнителя стороны. В этом заключается одна из главных задач исполнителя- играть не сознательно, а в образе, включать образное мышление. И вторая проблема в том, что исполнитель должен «включить левое полушарие», затормозить внутреннюю речь. Опытные музыканты решают и эту проблему. Необходимо войти в состояние полного покоя, вызвать ощущения внутренней расслабленности, сосредоточенности на образном звучании. Внутреннее состояние покоя, в совокупности с образным мышлением, позволит исполнителю заглядывать вперед, предвосхищать звучание, одновременно охватывать и контролировать звучание произведения в целом, части и разделы формы, вплоть до отдельного интервала. Сосредоточенный таким образом исполнитель внешне выглядит спокойным и без лишних движений.

В процессе взаимодействия сознания и подсознания проявляется фантазия - одно из определяющих компонентов творческого мышления. Развитие творческой личности связано с процессом проникновения в образный строй музыкального произведения. Музыкальное произведение как, любое произведение искусств, способно вызывать у слушателя духовные чувства и переживания. Следовательно, исполнитель, как посредник между композитором и слушателем, должен обладать способностями и умением переосмысливать свои идеальные внутренние музыкально- художественные представления в звуковые образы. В этом процессе исполнителю помогают воображение – способность нашего сознания создавать образы явлений, - и фантазия- выдумка, вызывающая у слушателя удивление. Именно фантазия и воображение позволяют исполнителю отойти от традиционной трактовки известных произведений, создавать свою неповторимую концепцию исполняемой музыки. Вдохновение способствует раскрытию творческих возможностей музыканта. Вдохновение является функцией подсознания, таким же осознанным ощущением восторга и удивления, приятной взволнованности, легкой эйфорией и психологическим процессом, как инкубация, интуиция, установка, фантазия т.д. Следовательно, вдохновением можно научиться управлять, подчинять ее воле исполнителя как и всякую другую психологическую функцию. Можно определенно сказать, что развитие ощущений вдохновения потребует больших затрат времени, духовных и физических сил. Главное- ловить его любые проявления, запоминать ощущения, вызываемые вдохновением, сознательно и последовательно вызывать это состояние и многократными повторениями доводить до навыка. Немаловажную роль в этом процессе играет психологическая установка на вдохновение, и медитацию, которые принимают деятельное участие на всех этапах выработки навыка.

Развитие подсознания – важное условие формирования творческих способностей музыканта. Педагоги, занимаясь музыкально-художественным развитием своих учеников, должны создавать им все условия для накоплений знаний и опыта, необходимого для творческой деятельности. Не менее важным составляющим подсознания являются установки. Различного типа установки играют роль внушения, перестраивают реальные видимые образы. Целенаправленные установки воспитывают целостную личность с такими характерными чертами, как трудолюбие, воля, настойчивость и т.п. Особое значение придается формированию ведущей установки, или доминанты, которая тормозит функции, не имеющие отношение к творческой деятельности, и мобилизует все процессы, в той или иной мере способствующие решению проблемы. Ведущая установка значительно повышает эффективность исполнительской и творческой деятельности. Нельзя сказать, что в музыкальной педагогике не уделяется внимание психологической установке. В методической литературе и научных статьях чаще всего такие производные установки, как самоанализ, самогипноз и другие рассматриваются в контексте с так называемым эстрадным волнением. А.Л.Готсдинер в работе на основе своего богатого педагогического и исполнительского опыта проводит социальный и психологический анализ этого феномена. А.Готсдинер довольно точно определил причину эстрадного волнения – это, прежде всего рассогласованность в действиях сознания и подсознания. Рекомендации автора чаще выступать, тренировать подсознание, вырабатывать устойчивость к стрессам не отвечают на главный вопрос: «Как этого добиться?» Признавая за аутогенной тренировкой определенные достоинства в решении проблемы, тем не менее, считает ее малоэффективной, если не решен комплекс технологических проблем.

Феномен эстрадного волнения является составляющей проблемы более высокого порядка, раскрытие которой позволит управлять состоянием психики перед выступлением и на концертной эстраде. По нашему мнению, снятие стрессового состояния исполнителя перед выступлением вполне возможно в процессе решения всего комплекса вопросов, связанных с проблемой развития музыкально-художественного мышления музыканта. Для этого необходимо, прежде всего, освоить навыки аутогенной тренировки, самогипноза, медитации. В данном вопросе следует поставить более высокую цель, для чего необходимо изменить характер психологической установки: занятия аутотренингом и медитацией нацелить не столько на решение проблемы эстрадного волнения, сколько на развитие музыкально-художественного мышления. Для освоения психологических действий необходимо разработать соответствующую методику, которая бы позволила музыканту быстро и эффективно снимать контроль сознания в левом полушарии, усиливать творческие функции подсознания правого полушария. В музыкальной педагогике медитация не получила должного распространения. В то же время ею пользуются специалисты многих профессий для снятия нервного напряжения, различного рода стрессов, как средство борьбы с психологическими и психосоматическими проблемами. Особенно большое распространение медитация получила в спорте. Медитацию в музыкальной педагогике необходимо применять как метод, способствующий развитию музыкально-художественного мышления исполнителя. Именно медитация способствует созданию исполнителю благоприятных условий для проявления своих творческих способностей и, главное, комплексно решает проблему излишнего волнения не только перед концертом, но и в процессе выступления. Понятие медитация имеет два значения.

В первом случае медитация (meditation) понимается как движение к центру. Второе значение медитация (meditor) раскрывается в смысле размышления, обдумывания. Именно в этом смысле следует понимать медитацию как глубокое размышление. В состоянии медитации у человека преобладает альфа-ритм –ритм покоя, который характеризует работу мозга в моменты отхода ко сну. В стадии глубокой медитации при полной релаксации тела сознание находится в состоянии особого типа бодрствования. Существуют различные виды медитации: индийская медитация, иудейская каббала, христианская молитва, трансцендентальная медитация, йога, тибетский буддизм, дзен и другие. Перечисленные медитации своеобразны, в то же время все они имеют ряд общих свойств.Прежде всего, медитация вырабатывает концентрацию. Умение сосредоточиться на определенных предметах или мыслях является важным условием развития. Сосредоточение сознания или концентрация позволит погасить отвлекающие мысли, добиться спокойствия в стрессовых ситуациях, решать поставленные перед собой задачи. Концентрации мысли на определенном объекте способствует правильно поставленная цель, заинтересованность в результате занятий, сосредоточенное внимание. Тренировать и развивать концентрацию можно в любых условиях- в транспорте, дома, на отдыхе, на работе. Концентрацию, как и медитацию, необязательно проводить в позе лотоса. Поза лотоса не позволяет заснуть в процессе концентрации, при которой, как правило, сознание находится в состоянии между сном и бодрствованием. Заниматься медитацией можно сидя на стуле или лежа. Перед медитацией специальными упражнениями достигается легкое ровное и неслышимое дыхание. Большое значение имеет полнота внимания, при котором сознание наблюдает само себя. В процессе медитации происходит трансформация сознания.

В этом состоянии человек может наблюдать себя со стороны, представлять свое поведение в различных исполнительских ситуациях, учится преодолевать свои страхи, сомнения, стрессовые ситуации. Трансформация сознания достигается как концентрацией, так и полнотой внимания. Как правило, концентрация, трансформация сознания и полнота внимания выступают в неразрывном единстве. В состоянии пси-сознания, кроме проблем стресса и борьбы с отрицательными эмоциями, можно решать исполнительские и музыкально-художественные задачи: ускорять процессы заучивания наизусть, имитировать различного рода исполнительские ситуации, разрешать их, тренировать и закреплять ощущения творческого состояния – зрительно-пространственное воображение, образное и эмоциональное содержание музыкального произведения, фантазировать состояние творческого вдохновения и другое. Зрительно – пространственное воображение является функцией правого полушария мозга. Представление пространственного объекта позволит ощутить себя в центре происходящих событий, к примеру, нарисовать картины леса, моря и т.д. и, фантазируя, вызывать, испытывать все возможные положительные эмоции, связанные с воображаемой действительностью. Медитация позволяет тренировать и развивать необходимое для исполнителя образное мышление. Для этого достаточно, погрузившись в пси-сознание, поочередно, сосредоточившись на левом полушарии, представлять конкретные предметы, сосредоточившись на правом – пространственные картины с положительным эмоциональным фоном. К примеру: шар – галактика; камень – покрытая снегом вершина и т.п. Представляя в правом полушарии музыкальное произведение в частях и в целом, вызывать в ощущениях образное и эмоциональное содержание. Управление психикой и творческим состоянием основывается на умении исполнителя входить в состояние полного покоя и релаксации.

Занятия аутотренингом позволят исполнителю входить в это состояние, освоить навыки мышечного расслабления. Расслабленность глаз снимает контроль сознания, создаст необходимые условия для медитации. Медитация, при которой все тело погружено в сон, а сознание находится в особом состоянии бодрствования, предоставит возможность сосредоточиться на словесно – образном самовнушении для решения поставленных перед собой задач. Все вместе взятые психические действия создадут условия для управления психическим состоянием, проявлению подсознательных процессов, необходимых для решения творческих задач и развития музыкально – художественного мышления.

Список литературы:

1.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

2.Кирносова Е.Н. Психология искусства. – 2003.

3.Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Т.1967.

4.Хрестоматия по гуманистической психотерапии /Сост. М.Папуш - М.1995.

5.Методическая работа. – Н.В.Волков.2007.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Томмотская детская школа искусств» МО «АР»

«Методика развития музыкально- художественного мышления»

Методическое сообщение

Подготовил: преп. Г.В.Расюк

Томмот 2020

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области