Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психолого-педагогические условия формирования познавательной мотивации у современных младших школьников

Целью работы является выявление уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста, экспериментальная проверка психолого-педагогических условий формирования познавательной мотивации у современных младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Психолого-педагогические условия формирования познавательной мотивации у современных младших школьников

Сотникова Антонина Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ « 8»

Г. Мирный 2020

Тема исследования - психолого-педагогические условия формирования познавательной мотивации у современных младших школьников.

Актуальность работы: в последнее время усилился интерес к проблеме познавательной мотивации детей, что свидетельствует об ее актуальности для теории и практики обучения младших школьников.

Новая парадигма образования рассматривает формирование субъектной позиции ученика как одно из необходимых условий развития обучающегося. В младшем школьном возрасте понимание субъекта связано с такими качествами его личности, как активность, самостоятельность, способность действовать.1

Анализ литературы и образовательной практики позволили нам выделить ряд противоречий. В настоящее время перед детской психологией и педагогикой стоит задача воспитания ребенка творческой, активной личностью. Как показывают исследования отечественных психологов (Божович Л.И., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) в области умственного воспитания, для этого имеется достаточно большое количество резервов. Однако, для их использования необходима экспериментальная разработка таких вопросов, как особенности познавательной активности школьников, и методы её выявления.

Проблема познавательной активности анализировалась как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне в исследованиях Богоявленской Д.Б., Лейтеса Н.С., Петровского В.А., Матюшкина A.M., Петуховой И.А., Годовиковой Д. При этом основное внимание уделялось изучению познавательной активности у детей школьного возраста.

Князев О.Л. отмечает в своих работах, что решающее влияние окружающей среды и, прежде всего, общения ребенка с близкими взрослыми, определяют его практическое направление деятельности, оказывает влияние на уровень познавательной активности. Но в результате неадекватных педагогических воздействий взрослых исследовательская познавательная активность детей может затормозиться.

Целью работы является выявление уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста, экспериментальная проверка психолого-педагогических условий формирования познавательной мотивации у современных младших школьников.

Объект исследования: формирование познавательной мотивации у современных младших школьников

Предмет исследования: способы формирования психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной мотивации современных младших школьников.

Гипотеза исследования: В младшем школьном возрасте познавательная мотивация не достаточно сформирована у большинства обучающихся. Активизация познавательной мотивации современных младших школьников к учению начинается тогда, когда:

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы

реализовались в процессе решения следующих задач:

Для изучения уровня сформированности положительной мотивации младших школьников, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение, обобщение и систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ документов по проблеме исследования); эмпирические методы (тестирование Оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г. Опросник изучения познавательной активности учащихся Б.К. Пашнева

Исследование выполнялось поэтапно:

На первом этапе (01.01.2019г. по 12.01.2019г.) изучалась и анализировалась литература, систематизировались основные научные понятия по проблеме исследования.

На втором этапе (13.01.2019г. по 01.02.2019г.) осуществлялись подбор диагностического инструментария, проведение первичного исследования уровня сформированности познавательной мотивации, анализ полученных результатов.

На третьем этапе (01.02.2019г. по 01.04.2020г.) на основании

полученных результатов была разработана и апробирована программа по формированию положительной мотивации младших школьников; произведен анализ результатов программы, сформулированы основные выводы работы.

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №8» г. Мирного РС(Я), в качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «А» класса в количестве 27 человек.

Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по

формированию положительной мотивации младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении внеучебных занятий.

Формирование положительной мотивации у детей младшего школьного

возраста и реализация в начальном образовании выделенных в исследовании условий позволит обеспечить эффективность достижения планируемых результатов, представленных в ФГОС НОО.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 52 источников.

Объем основной части работы составил 55 листов.

Мотивация как фактор познавательной активности школьников

Развитие мотивации у школьников к учению и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем, а способность мотивировать учащихся является ключевой составляющей профессиональной компетенции учителя.2

Этой проблеме посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов (П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, А. Маслоу).

Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников, выявления условий повышения качества образования, среди которых выделяют формирование и развитие мотивации учения.3

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.4

В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.5

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.6

Отечественные и зарубежные учёные давали различную трактовку этого понятия, значимость его в процессе обучения, развития и воспитания. В системе мотивации младшего школьника большое значение занимает система побуждений, вызывающих активность учащихся и определяющая направленность и характер учебной деятельности.

Педагоги и психологи выделяют разные виды мотивации: устойчивая и неустойчива; осознанная и неосознанная; реальная и мнимая7; сознательная и бессознательная; внешняя и внутренняя; познавательная и социальная.8

В работе «Мотивация учения младших школьников» М.В. Матюхина утверждает, что: «Если проследить общую динамику мотивов от первого до четвертого класса, то можно выявить следующие виды мотивации: внешняя, внутренняя, познавательная и социальная».

Кроме разнообразных видов мотивации педагоги и психологи выделяют различные типы мотиваций.

В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, и вторичную, которая проявляется в форме мотива.

В психологии выделяют такие типы мотивации: достижения успеха и избегания неудачи. Мотивация достижения успеха заключается в том, что люди, ставят перед собой положительную цель, которая является успехом. Мотивация избегания неудачи, заключает в том, что люди изначально неуверенные в себе, не верят в возможность добиться успеха, они не испытывают удовольствия от своей деятельности. 9

Классификация мотивов зависит от понимания сущности мотива и мотивации. Е.П. Ильин считает, что классификации мотиваций и мотивов могут быть одинаковы. Мотивы классифицируются по видам активности, по структуре, по функциям.

Классификацию мотивов по структуре рассматривал Е.П. Ильин. Он выделяет мотивы первичные и вторичные. 10

Е.И. Головаха дает такую классификацию мотивов: реально действующие не осознаваемые; реально действующие осознаваемые; «понимаемые».

Л.И. Божович классифицировал мотивы таким образом: личностные; общественные; общественно значимые; эгоистические.

Л.С. Выготский выделяет такие мотивы11: однозначные и многозначные.

Б.М. Теплов рассматривает далекие и короткие мотивы. Он дает такую трактовку своей классификации: «Человек может побуждаться к деятельности только ближайшими или только дальнейшими задачами12.

А.В. Хенниг считал, что мотивация и мотив это синонимичные понятия и поэтому он классифицировал мотивы на семь групп13. Это такие группы мотивов: гражданские мотивы; мотив социальной идентификации с родителями; мотив социальной идентификации с учителем; мотив переживания; престижный мотив.

Основываясь на классификации Л.И. Божовича, М.В. Матюхина разделила мотивы на две большие группы14: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с её прямым продуктом; мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

Головаха Е.И. выделила следующие (факторы) мотивации учения:

- Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

- Обучение без личных интересов и выгод.

- Обучение для социальной идентификации.

- Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

- Обучение по принуждению или под давлением.

-Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

- Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

-Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.15

Итак, «единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет». Они могут быть разными в зависимости от целей исследования, но, как считал Е.П. Ильин: «единственное, что можно требовать от всех классификаций - чтобы они не противоречили сущности мотивации и мотивов». 16

Получение образования является обязательным требованием к любому школьнику, а проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, которые обусловлены проявлением учебной активности: потребности, цели, установки, чувства долга, интересы.

Г. Розенфельд выделил следующие факторы мотивации учения: обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; обучение без личных интересов и выгод; обучение ради успеха или из-за боязни неудач и другие.

Е.П. Ильин пишет, что учащиеся младших классов наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нравиться узнавать новое», «хочу радостно преодолевать трудности». 17

Основными факторами, которые влияют на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются : содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

Способность мотивировать учащихся проявляется ключевой составляющей профессиональной компетенции учителя. Создание мотивации к изучению и к общению невозможно без создания в классе атмосферы дружелюбия, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Стимулирование деятельности не должно ограничиваться познавательным методом.

Существуют и другие методы, повышающие мотивацию учащихся, призванные сделать образовательный процесс более увлекательным и комфортным для ребенка:

Преемственность учебной и внеклассной деятельности по предмету способствует повышению уровня мотивации школьников.

Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она развивает не только творческую активность, самостоятельность, даёт выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников, но и является логическим продолжением учебной работы.

«Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время».

Внеклассная работа - широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся.18

Аспекты формирования познавательной мотивации младшего школьника

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка является познавательная потребность. Именно она составляет психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Доминирующая познавательная мотивация у творчески одаренного ученика проявляется, как правило, в форме исследовательской, поисковой активности, высокой чувствительности к определению проблем и более низких порогах чувствительности к новизне стимула, открытии нового в обычном.

Познавательная мотивация и исследовательская активность проявляются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследованию нового. Предполагается, что именно она составляет одну из основ развития общих и специальных способностей.

Очень важно, что противоположный полюс развития менее творчески одаренных детей базируется на доминировании у них не познавательных, а более «низких» потребностей в материальном благополучии, безопасности, общении, самоутверждении и престиже. Познавательная деятельность у них прекращается по мере удовлетворения этих потребностей.19

Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности.20

Термин «активность одни ученые отождествляют с деятельностью, энергичностью, динамичностью, другие - с результатом деятельности, третьи рассматривают активность в более широком, чем деятельность, смысле».21

В рамках нашего исследования мы опираемся на мнение А. Н. Леонтьева, для которого активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей.22

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, поэтому актуально рассматривать термин «активность» в сочетании с другим понятием - «познавательная».

Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, Т. И. Зубковой, Т. И. Шамовой. Авторы рассматривают это понятие с позиции качества деятельности ученика, направленной на достижение учебно-познавательной цели.

Наиболее интересное, на наш взгляд, определение познавательной активности дает Э. А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».23

Так, возникает проблема развития интереса в контексте разнообразной деятельности учащихся, которая позволяет формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

На основании теоретических исследований Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.24 Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника.25 Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Анализ научной литературы и практического опыта формирования познавательной активности позволил определить структуру познавательной активности:

Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Внеурочная деятельность является составной частью организации образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы. Формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.26

Анализ педагогических исследований позволил нам сформулировать некоторые психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию положительной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста в процессе школьных занятий:

Анализ педагогической литературы позволил сформулировать наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию познавательной мотивации в процессе обучения:

Формирование познавательной мотивации у младших школьников происходит в процессе общения с родителями и учителями в процессе специально организованной педагогической работы.

Характеристика класса, в котором проводилось исследование

Основной целью диагностического эксперимента явилось исследование уровня познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе 2 А класса МАОУ «СОШ №8» г.Мирного РС(Я).

Характеристика учащихся

№ учащегося

Пол

Год рождения

Группа здоровья

муж

2010

I

жен

2010

I

жен

2010

I

муж

2010

II

муж

2010

II

муж

2010

II

жен

2010

I

муж

2010

II

муж

2010

II

муж

2010

II

жен

2010

II

жен

2010

II

жен

2011

I

муж

2010

I

муж

2010

I

муж

2010

II

муж

2009

III

жен

2010

II

муж

2010

II

жен

2010

II

жен

2010

I

муж

2010

II

жен

2010

II

жен

2010

II

жен

2010

II

муж

2011

I

муж

2010

II

1 сентября 2016 года был сформирован 1А класс в количестве 22 учащихся, на конец учебного года в классе – 24 учащихся.

В 2017-2018 учебном году во 2А классе обучаются 27 учащихся, из них 19 мальчиков и 8 девочек. Паспортный возраст учащихся: 1 уч. – 2009 г.р., 24 уч. – 2010 г.р. и 2 уч. – 2011 г.р.

По результатам медицинского обследования учащихся класса 10 уч. – I группа здоровья, 17 уч. – II группа здоровья.

У учащихся класса средний уровень учебной мотивации, познавательная мотивация сформирована не у всех. Большой интерес у учащихся к русскому языку, литературному чтению, ИЗО и художественному труду. Трудности испытывают при изучении, математики, английского языка и занятии физкультурой.

Уровень работоспособности и активности учащихся - высокий, уровень самостоятельности – средний. Класс средний, стремится к получению новых знаний. По итогам второй учебной четверти в классе 1 отличник, 15 учащихся занимаются на 4 и 5, неуспевающих нет. Учащиеся пользуются школьной и городской детскими библиотеками.

По уровню развития коллектива 2А класс находится на второй ступени условной лестницы «Мягкая глина». Это время формирования традиций класса, межличностных отношений. В классе 3 неформальных лидера (Махнёв Матвей, Халиуллин Данила,Садыкова Настя), класс разделился на микрогруппы по интересам.

Учащиеся открыты, доброжелательны, присутствует чувство сопереживания и ответственности. Ребята умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами.

Возраст родителей учащихся от 30 до 42 лет, образовательный уровень: 12 % родителей имеют высшее образование, 72% - среднеспециальное, 16% - среднее. Условия жизни детей в семье хорошие.

Родители ответственно, с интересом и участием относятся к школе, посещают родительские собрания, обращаются за консультацией, помогают в организации праздников и ремонте кабинета.

Методики исследования

Для изучения уровня познавательной мотивации у младших школьников были выбраны следующие методики:

Описание результатов анализ уровня школьной мотивации обучающихся начальной школы

Дата проведения тестирования: ноябрь 2017 года

Цель: анкетирование проводилось для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

В таблице 2.2 представлены результаты тестирования по методике оценки школьной мотивации Лускановой Н.Г.

Полный перечень результатов приведен в приложении 1.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Из 27 обучающихся 2 «А» класса в анкетировании приняли участие 27 человек (1%).

Только 1 учащийся показал высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Результаты анализа уровня познавательной мотивации по методике Лускановой Н.Г.

Уровень

Баллы

Кол-во чел.

Структура, %

высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

25-30 баллов

1

4%

хорошая школьная мотивация

20-24 балла

5

19%

положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

15-19 баллов

11

41%

низкая школьная мотивация

10-14 баллов

9

33%

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

ниже 10 баллов

1

4%

Итого:

27

100%

Хорошую школьную мотивацию показали 5 учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью (18,5%).

11 учащихся (40,7% опрошенных) показали положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Необходимо обратить внимание на следующую группу учащихся с низкой школьной мотивацией.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Результат анкетирования показал, что таких детей в классе 9 человек (33,3 %).

Особую тревогу вызывают учащиеся пятой группы, у которых сложилось негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Таких детей выявлено –2 чел. (7,4%).

Далее рассмотрим результаты тестирования по методике Б.К. Пашнева.

Полный перечень результатов приведен в приложении 2. Результаты сгруппированы в таблице.

Результаты анализа уровня познавательной мотивации по методике Б.К. Пашнева

Уровень

Баллы

Кол-во чел.

Структура, %

высокий уровень

35 – 42

8

30%

средний уровень

20 – 34

17

63%

низкий уровень

0 – 19

2

7%

Итого:

27

100%

По методике Пашнева Б.К. были получены сходные результаты. Большая часть детей (63%) имеют средний уровень познавательной мотивации, высокий уровень познавательной мотивации имеют 30% детей класса – 8 человек. И низкий уровень показали 2 детей.

При этом следует отметить, что оценка по шкале лжи не превышает 3 баллов, при норме для данного возраста в 8 баллов. Следовательно, можно сказать, что дети были достаточно искренни в ответах и выражении своего отношения к образовательному процессу в школе.

Сравним результаты исследования уровня познавательной мотивации по методикам Лускановой Н.Г. и Б.К.Пашенва и рассчитаем коэффициент корреляции в таблице 2.4.

Расчет коэффициента корреляции по методикам Лускановой Н.Г. и Пашенва Б.К.

Учащийся

Результаты исследования по

Методике Лускановой Н.Г.

Методике Б.К. Пашнева

1

22

38

2

17

28

3

19

26

4

13

37

5

15

23

6

19

21

7

11

18

8

19

22

9

13

21

10

10

22

11

19

23

12

18

38

13

28

36

14

18

31

15

19

30

16

24

37

17

19

26

18

11

30

19

24

37

20

9

26

21

13

29

22

10

17

23

19

29

24

24

40

25

13

27

26

24

37

27

13

30

Коэффициент корреляции

0,618

Расчет коэффициента корреляции показал наличие зависимости между показателями оценки познавательной мотивации по методикам Лускановой Н.Г. и Пашнева Б.К.

Таким образом, по результатам проведенного экспериментального исследования уровня познавательной мотивации было выявлено, что большинство обучающихся младших школьников имеют средний и низкий уровень познавательной мотивации.

В данной работе мы показали, что младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Ребенок желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.

В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).

Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования (быть грамотным). В период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания.

Практическое изучение уровня познавательной мотивации проводилось на базе 2 А класса МАОУ «СОШ № 8» г.Мирного РС(Я)

Проведенное практическое исследование уровня познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста показало, что большинство обучающихся младших школьников имеют средний и низкий уровень познавательной мотивации.

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы27.

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень;

- нравится;

- не нравится;

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью;

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

- не знаю;

- остался (осталась) бы дома;

- пошёл (пошла) бы в школу;

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится;

Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы;

- не хотел (а) бы;

- не знаю;

Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел (а) бы;

- хотел (а) бы;

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю;

Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел (а) бы;

- не хотел (а) бы;

У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей;

Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Результаты диагностического эксперимента оценивались по следующим критериям уровня школьной мотивации:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Опросник изучения познавательной активности учащихся Б.К. Пашнева.

Инструкция для детей:

Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

1. Тебе нравится выполнять

а) легкие учебные задания? б) трудные?

2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?

а) да; б) нет.

3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

а) да; б) нет.

4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

а) да; б) нет.

5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?

а) да; б) нет.

6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание

а) одним способом? б) искать разные способы решения?

7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?

а) да; б) нет.

8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?

а) да; б) нет.

9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?

а) да; б) нет.

10. Ты предпочитаешь на уроке

а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?

11. Ты предпочел бы заниматься

а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?

12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?

а) да; б) нет.

13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь?

а) да; б) нет.

14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?

а) да; б) нет.

15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам?

а) да; б) нет.

16. Тебе нравится выполнять трудное задание

а) вместе со всем классом? б) одному?

17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках?

а) да; б) нет.

18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?

а) да; б) нет.

19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?

а) да; б) нет.

20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос?

а) да; б) нет.

21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том

новом, интересном, что узнаешь на уроках?

а) да; б) нет.

22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

а) да; б) нет.

23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?

а) да; б) нет.

24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца?

а) да; б) нет.

25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?

а) да; б) нет.

26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на уроках?

а) да; б) нет.

27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько уроков по одному и тому же основному предмету (например, языку, математике)?

а) да; б) нет.

28. Ты предпочел бы играть

а) в несложные, развлекательные игры? б) в сложные игры, где нужно много думать?

29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?

а) да; б) нет.

30. Если ты сразу не находишь ответа при решении какой-либо задачи, то:

а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа?

б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то другим?

31. Ты считаешь, что нужно задавать

а) простые домашние задания? б) сложные домашние задания?

32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два урока подряд?

а) да; б) нет.

33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?

а) да; б) нет.

34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, кто учится лучше тебя?

а) да; б) нет.

35. Кажется ли тебе, что учителя иногда ошибаются, объясняя учебный материал на уроке?

а) да; б) нет.

36. Хотел бы ты вместо учения заниматься одним спортом или какими-либо играми?

а) да; б) нет.

37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести?

а) да; б) нет.

38. Ты просматриваешь в школьных учебниках материал, который в школе еще не проходили?

а) да; б) нет.

39. Радуешься ли ты своим успехам в школе?

а) да; б) нет.

40. Ты ищешь ответы, на вопросы, возникающие на уроках не только в учебниках, но и в других книжках (например, научно-популярных)?

а) да; б) нет.

41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или

просматривать учебники следующего класса?

а) да; б) нет.

42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, у тебя

оценки были бы

а) лучше? б) хуже?

43. Тебе доставляет больше удовольствия:

а) когда ты получаешь правильный ответ при решении задачи? б) сам процесс решения задачи?

44. Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке?

а) да; б) нет.

45. По-твоему, нужно ли спорить с учителем, если ты имеешь собственную точку зрения по тому или иному вопросу?

а) да; б) нет.

46. Хотел бы ты иногда, чтобы незаконченный материал по языку или математике учитель продолжал объяснять на следующем уроке вместо физкультуры или какого-нибудь

развлечения?

а) да; б) нет.

47. Хотел бы ты:

а) лучше выполнить легкую контрольную работу и получить хорошую отметку?

б) услышать объяснения нового материала?

48. Тебе нравится, если тебя редко вызывают на уроках?

а) да; б) нет.

49. Ты всегда подготовлен к началу занятий?

а) да; б) нет.

50. Хотел бы ты, чтобы удлинились каникулы?

а) да; б) нет.

51. Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом?

а) да; б) нет.

52. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что

ты узнал на уроке?

а) да; б) нет.

Опросник разработан психологом Пашневым Б.К.

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из двух групп вопросов:

• 42 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности;

• 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа.

Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом». За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается

1 балл. Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

Определите нормативный диапазон каждого индивидуального результата (HN CN BN) и внесите его в психодиагностическую карту.

«Ключ»

Познавательная активность: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а,

116,12а, 136, 156, 166, 17а, 186, 20а, 21а, 226, 23а, 256, 266,

276, 286, 30а, 316, 326, 33а, 35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426,

436, 45а, 46а, 476, 486, 506, 51а, 52а.

Шкала неискренности: 46, 9а, 146,19а, 24а, 296, 346, 396,44а, 49а.

При совпадении 6 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 13-17 лет.

При совпадении 7 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 11-12 лет.

При совпадении 8 и более ответов с с ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 9-10 лет.

Интерпретация результатов:

35 – 42 - высокий уровень

20 – 34 – средний

0–19-низкий

Таблица1

Результаты диагностики познавательной мотивации по методике Лускановой Н.Г.

Уча-щийся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

муж

жен

жен

муж

муж

муж

жен

муж

муж

муж

жен

жен

жен

муж

муж

муж

муж

жен

муж

жен

жен

муж

жен

жен

жен

муж

муж

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2011

2010

2010

2010

2009

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2011

2010

I

I

I

II

II

II

I

II

II

II

II

II

I

I

I

II

III

II

II

II

I

II

II

II

II

I

II

1

3

3

3

3

3

3

1

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

1

3

1

3

1

3

3

3

3

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

3

3

3

1

3

1

3

1

3

3

3

3

3

1

3

1

3

1

3

1

3

3

3

3

1

4

1

1

3

1

1

3

1

3

1

1

1

1

3

3

3

3

3

1

3

1

1

1

3

3

1

1

1

5

3

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

3

3

0

0

3

0

0

1

0

0

1

0

3

0

1

0

6

1

3

1

0

3

3

1

3

1

1

3

1

3

0

3

3

1

1

3

1

1

1

3

1

1

3

1

7

3

3

3

1

1

3

1

3

3

1

3

3

3

3

1

3

3

1

3

1

1

1

3

3

1

3

3

8

3

3

3

1

1

3

1

3

1

1

3

1

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

3

3

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

3

1

3

1

10

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

3

1

1

3

1

1

1

1

3

1

3

1

Итого:

22

17

19

13

15

19

11

19

13

10

19

18

28

18

19

24

19

11

24

9

13

10

19

24

13

24

13

Таблица 2

Результаты диагностики познавательной мотивации по методике Пашнева Б.К.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

муж

жен

жен

муж

муж

муж

жен

муж

муж

муж

жен

жен

жен

муж

муж

муж

муж

жен

муж

жен

жен

муж

жен

жен

жен

муж

муж

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2011

2010

2010

2010

2009

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2011

2010

I

I

I

II

II

II

I

II

II

II

II

II

I

I

I

II

III

II

II

II

I

II

II

II

II

I

II

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

6

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

9

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

10

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

11

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

21

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

22

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

26

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

27

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

28

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

29

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

30

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

31

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

32

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

35

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

36

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

37

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

38

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

39

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

40

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

41

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

42

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

43

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

44

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

45

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

46

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

47

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

48

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

49

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

50

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

51

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

52

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

53

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

54

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

55

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

Познавательная активность

38

28

26

37

23

21

18

22

21

22

23

38

36

31

30

37

26

30

37

26

29

17

29

40

27

37

30

Шкала неискренности

2

0

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

2

1

3

1

1

1

1

1

3

1


Лекомцева Елена Николаевна, Пикин Александр Сергеевич Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 12.02.2018).

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

Панова Н.В., Чудочина Т.П. Развитие мотивации у учащихся 4 класса к изучению иностранного языка на занятиях кружка «Английский фольклор» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 12.02.2018)

Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа, 2. - №7 – С. 56

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

Психологический словарь / Под ред. Н.И. Конюхова. - Спб.: Питер пресс, 1996. - 224 с.

Педагогика / Под ред. И.П. Подласый - М.: Просвещение, 1999. - 575 с.

Психология / Под ред. Р.С. Немова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с.

Психология / Под ред. Р.С. Немова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с.

Ильин Е.П. Мотивация [Текст]. - Санкт - Петербург: Питер Пресс, 2001. - 264 с.

Педагогика / Под ред. И.П. Подласый - М.: Просвещение, 1999. - 575 с.

Ильин Е.П. Мотивация [Текст]. - Санкт - Петербург: Питер Пресс, 2001. - 264 с.

Мухина С.В. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2004. - 452 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А., Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.// Челябинск, 2017. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Ильин Е.П. Мотивация [Текст]. - Санкт - Петербург: Питер Пресс, 2001. - 264 с.

Ильин Е.П. Мотивация [Текст]. - Санкт - Петербург: Питер Пресс, 2001. - 264 с.

Панова Н.В., Чудочина Т.П. Развитие мотивации у учащихся 4 класса к изучению иностранного языка на занятиях кружка «Английский фольклор» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 12.02.2018)

Методы психолого-педагогической диагностики детской одаренности, Черногорск, 2013. [Электронный ресурс] http://genius.pstu.ru/file.php/1/metod_rekomend/Metody_psikhologo-pedagogicheskoi_diagnostiki_detskoi_odarennosti.pdf

Вакарюк А.А., Ляшенко А.А. Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 12.02.2018)

Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.

Красновский, Э. А. Показатели в образовании [Текст] / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. -С. 53-57.

Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 6-20.

Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.

Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2011. - 312 с. - С.24.

Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён во втором классе, так как есть дети ,которые ещё плохо читают.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области