АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РАЗДЕЛУ «ГОВОРЕНИЕ»
МБОУ Зерносовхозская СШ имени М.Н.Костина (п.Новоселки, Мелекесский район)
Как гласит народная мудрость, любой экзамен - это испытание не только для учеников, но и для учителей. Очень важна роль учителя, как наставника при подготовке к экзамену. Правильно разработанная учителем система подготовки к экзамену - это залог успешной сдачи экзамена учеником (естественно при стремлении к этому самого ученика).Система подготовки к ОГЭ по английскому языку включает в себя:
В современном обществе все больше ценится знание английского языка. В различных сферах деятельности предпочтение отдается тем сотрудникам, кто владеет английским языком. В последние годы экзаменация по иностранным языкам становится все более сложной для выпускников – теперь от них требуется не только знание основных правил и языковых норм, но и существенные навыки в говорении, ведь в огэ добавили устную часть. Поэтому хочется рассмотреть один из наиболее сложных видов деятельности, говорение. Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во - первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во - вторых, говорение – это один из видов человеческой деятельности. В - третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, общение –это всегда взаимодействие с другими людьми. Согласно изменению устной части осуществлен переход к компьютеризированному экзамену, который включает в себя:
1. чтение текста вслух
2. условный диалог-расспрос (ответы на вопросы)
3. тематическое монологическое высказывание
Рассмотрим этапы подготовки к ОГЭ: анализ (1-3)-синтез (4) –рефлексия (5) –синтез (6) –рефлексия (7)
1)знакомство учащихся с требованиями к выполнению задания;
2) разбор задания;
3) разбор стратегий выполнения задания, отработка микроумений;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
Успех на устной части экзамена обеспечивают:
При подготовке к выполнению задания 1необходимо:
Чтение на уроках играет очень важную роль. Это такие типы, как:
А для достижения поставленных целей при чтении необходимо:
При выполнении задания 2 необходимо совершенствовать:
Цель задания 3 проверить способность учащегося создать логичное, связное законченное высказывание определенного объема на предложенную тему с опорой на план и зрительную опору. Важно использование следующих путей обучения монологической речи:
«путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:
На первом этапе монологические умения формируются в учебной монологической речи. При обучении связным видам речи учитель должен ставить конкретную и небольшую цель:
- сочетать практические и воспитательные задачи в единстве;
- развивать как устную, так и письменную.
Для того, чтобы работа протекала эффективно, требуется тщательная подготовка. Необходимо, во - первых, подобрать языковой и наглядный материал, во - вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельном случае ученики могут столкнуться и как их преодолеть, и, в третьих - наметить для себя четкую последовательность работы в классе на первом этапе монологические умения формируются в учебной монологической речи.
Этапы работы:
1. Определение и разъяснение задачи.
2. Работа над текстом, используемым как опора для данного вида работы.
3. Постановка основных вопросов, способствующих раскрытию содержания текста.
4. Создание языковой базы. Повторение пройденного языкового материала и сообщение нового, необходимого для выполнения данного задания.
5. Устное выполнение задания, сначала коллективно всеми учащимися класса, затем индивидуально.
6. Письменная работа в течение 5 - 10 минут.
7. Обсуждение работ. Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их содержанию (раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)
8. Заключительный рассказ. После исправления ошибок он должен быть сделан в быстром темпе и без ошибок.
9. Дополнение учителя, ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык понимания разговорной речи на слух. Использование речевых упражнений на формирование умений подготовленной и неподготовленной речи. Предполагают видоизменение и дополнение высказывания
- с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовок);
- с опорой на источники информации (картинка, фильм, текст);
- с опорой на изученную тему, например:
- воспроизвести высказывание с изменением начала или конца;
- составить рассказ (по ключевым словам, плану);
- определить и кратко обосновать тему прочитанного или прослушанного рассказа;
- выделить основные смысловые части рассказа и озаглавить;
- пересказать либо близко к тексту, либо кратко;
- изменить диалог в монологическую речь
- придумать заголовок к тексту и обосновать;
- описать картину, которая не связана с изучаемой темой;
- составить ситуацию с опорой на ранее прочитанное, услышанное;
- определить суть высказывания;
- охарактеризовать действующих лиц, место действия;
- составить краткое объявление, тексты открыток.
Необходимо использовать тренировочные упражнения
Зарубежные методисты приводят следующие пути преодоления проблем в обучении говорению:
Следовательно, основная задача учителя английского языка состоит в создании комфортной атмосферы на уроке, в которой учащиеся готовы рисковать и экспериментировать с языком.
Учеными и лингвистами выделены основные виды речевой деятельности, которые стимулируют говорение. Ниже перечислены основные из них: дискуссия, ролевые игры, имитационные модели, информационные пробелы, мозговой штурм, интервью, завершение рассказа, описание по картинкам, доклад.
Несомненно, что подготовка к огэ (говорение) далеко не единственная, но одна из главных задач учебного процесса. Надо стараться совершенствоваться, менять что-то в работе в соответствии с требованиями в обучении иностранному языку, учитывать проблемы, связанные с огэ и вместе со всеми коллегами стараться их решить. Дорогу осилит идущий!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Титкова М.С. Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ http://festival.1september.ru/articles/500629/
2. Результаты единого государственного экзамена 2008 года http://www.fipi.ru
3. Материалы сайта http://www.ege.edu.ru
4. Материалы сайта http://www.english.language.ru/ege/
5. Материалы сайта http://www.alleng.ru
6. Материалы сайта http://www.gotovkege.ru
7. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трубанева Н.Н.
Методическое письмо "об использовании результатов единого государственного экзамена 2017 года в преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях" , Москва, 2018
8. Титкова М.С. "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ", фестиваль педагогических идей "открытый урок", 2015, 23 с.
9. Орлова О.Д. Единый государственный экзамен по английскому языку: основные проблемы, 2010, 21с.
10. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трубанева Н.Н. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2014 г. В форме ОГЭ, Москва,2014.