Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


В мире лексики

Цель урока обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарем. Задачи урока 1. Образовательные - развить умение формулировать определение понятий - развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте - формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи - обогащать словарный запас учащихся - совершенствовать орфографические умения. 2. Развивающие - осуществление системно-деятельностного подхода - развитие внимания - формирование УУД личностных, регулятивных, познавательных • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать • развитие творческих, речевых способностей учащихся • формирование логических умений • развитие умения формулировать проблему 3. Воспитательные  воспитание интереса и уважения к русскому языку  воспитание ценностного отношения к слову  развитие коммуникативных УУД  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого урока по русскому языку

Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)

Учитель: Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна

Школа: МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок - игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарём.

Задачи урока:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Оборудование:

Структура урока:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Слайд 1.

Приветствие

Приветственное слово учителя .

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! (Знакомство). Сегодня у нас открытый урок. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня много узнаем, покажем свои знания и навыки.

Приветствие учащихся.

Знакомство.

Приветствие гостей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

4. Закрепление опорных знаний

(10минут)

Слайд 2.

Рисунок: стога сена с английскими, русскими и якутскими словами.

«Словарный запас языка»

Слайд 3.

Цель урока

Слайд 4.

Вопросы

Слайд 5.

Высказывания о слове

Слайд 6.

Лексика изучает

Слайд 7. Лексический диктант

Задание 1. Урок начнем с задачи. Что вы видите на слайде? Как понимаете этот рисунок и объясните что нарисовано.

А теперь, ребята, ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика».

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

- А как произошло слово «лексика»?

- Что такое «слово»?

- Для чего служат слова?

- А какие высказывания о слове, о языке вы знаете?

- Что такое «Лексическое значение слова»?

- Где мы можем узнать значение незнакомого слова?

- Какие бывают слова?

- Что еще изучаем в разделе «Лексика»?

- Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остаётся неизменным, постоянным?

- С чем это связано?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

- Следующее задание выполняется письменно:

Лексический диктант

( по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно понятие и записать одним словом)

А) Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника

Б) Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей

В) В иголках бугорок мышку поволок

Г) Запас слов и выражений человека

Предполагаемый ответ: «словарный состав английского языка», «словарный состав русского языка», «Лексика».

Запись учащимися числа, темы урока.

- Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика».

Лексика от греческого лексис - слово, выражение, оборот.

Слово – это строительный материал языка. Называют предметы, действия, признаки предметов и действий.

ТО, что обозначает слово, есть его лекс значение.

Лекс значения слов разъясняются в толковых словарях.

Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы…

Словарный запас языка изменяется, т.к. появляются новые понятия, новые слова.

Написать в тетради:

Лексический диктант

А) айсберг

Б) пылесос

В) ежик

Г) лексикон

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Слайд 8.

Закончите предложения.

Закончите предложения:

1. Словарный состав языка называется ….

2. Лексическое значение слова объясняют ….

3. Однозначные слова- это слова, имеющие одно … ….

4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются….

5. Слова в переносном значении в литературном тексте мы называем ……

6. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ….

7. … - это слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

8. … - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Устные ответы учащихся:

1. лексика

2. толковые словари

3. лексическое значение

4. многозначными

5. метафорой

6. омонимами

7. синонимы

8. антонимы

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

5.Физминутка (3 минуты)

6.Закрепление знаний.

(15 минут)

7.Рефлексия деятельности

( 5 минут)

Домашнее задание

(2 минуты)

Слайд 9. Физкультминутка.

Слайд 10.

Слова в прямом и переносном значении слов

Слайд 11.

Однозначные и многозначные слова

Слайд 12. Омонимы

Слайд 13.

Антонимы.

Слайд 14.

Словари

Слайд 15.

Метафора

Слайд 16.

Сколько слов в русском языке?

Слайд 17.

Возвращение к эпиграфу

Слайд 18.

Рефлексия

Слайд 19.

Домашнее задание

Слайд 20.

Завершение урока

Лексика

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Определить, какое словосочетание дано - в прямом значении или в переносном?

Золотой человек – золотое украшение

Свежая новость – свежий хлеб

Тихое пение – тихая радость

Высокий мальчик – высокий голос

Теплое море – море радости

Луч надежды – луч солнца

Выпишите в две колонки однозначные и многозначные слова:

Карандаш, земля, велосипед, бегут, суффикс, идет, голос.

Объясните, покажите несколько значений слов:

Лук

Клуб

Коса

Ключ

Наряд

Мир

овсянка

свет

Антонимы - это слова…(закончи предложение)

Грязный -… Широкий - … ..

Искусственный - … Твердый - … ..

Трусливый - … Старый - … ..

Мягкий - … Скучный - … ..

Грубый - … Бесполезный - … ..

Замкнутый - … Неряшливый - … ..

Слабый - … .

Светлый - … .

Подберите к данным выше словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать, составят еще два добрых слова.

1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» – более 200 000 сл.

2. Д. Н. Ушаков. «Толковый словарь русского языка» - свыше 85 000 слов

3. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – 80 000 слов.

4. М.С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова

«Школьный толковый словарь

русского языка» –

Что такое метафора?

Составить текст из 5-6 предложений, используя метафоры.

Сколько слов в русском языке?

В современном русском языке около 200 000 слов.
Иностранные слова (30 000),
новые слова (5000),
научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000),
имена собственные и прозвища (25000),
слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около20 000).

Подведение итогов

– Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». Что узнали, что понравилось?

– Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К. Паустовского?

Для чего нужно словарное богатство?

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …

Написать сочинение-миниатюру «Скоро весна», используя лексические

возможности языка.

На этом урок заканчивается. Спасибо за урок! Удачи!

Физкультминутка-игра

Устно:

Письменно:

Карандаш земля

Велосипед бегут

Суффикс идет

голос

Устно:

Ученики получают карточку и показывают классу несколько значений многозначных слов мимикой и жестами.

Письменно:

Чистый Узкий

Естественный мягкий

Смелый новый

Твердый интересный

Нежный ценный

Открытый аккуратный

Сильный

Темный

Получится – честность

Умница

Обратимся к словарю:

Честность – это …

Метафора – это слова в переносном значении в литературном тексте.

Р/р.

Предположения детей

Ответы детей

Чтение хором

(Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.)

Ответы учащихся

Учащиеся записывают в дневник задание

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области