Интегрированное занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку»
Автор: Паламодова Е.В. воспитатель МБДОУ Детский сал № 21 «Росинка» с. Крвснокумского
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделить свойства (форма, цвет ,размер)
- Закреплять счетные умения в пределах 5
- Упражнять в умении сравнивать две группы предметов.
-Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
Развивающие:
Развивать пространственное представление о направлениях (верх, низ, между предметами)
- Развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
-Развивать выдержку , внимание.
Воспитывающие:
-Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, кто оказался в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
-Воспитывать чувство сопереживания и чуткость к героям сказки.
Оборудование:
Конверт с письмом; музыкальное сопровождение; ковер- самолет (презентация); геометрические фигуры – «заплатки», кочки большие- маленькие по количеству детей , деревья от маленького до большего ( 3,5,7,9 см), яблоки красные(5 шт) и желтые(5 шт).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети :
Здравствуйте
Воспитатель с детьми:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я предлагаю сегодня отправится в путешествие по сказке.
У меня есть волшебный «Ковер-самолет» и мы на нем полетим в сказку «Гуси-лебеди»
Слайд № 1 «Ковер- самолет» в дырках
Воспитатель показывает «ковер-самолет» ,а на нем дырки в виде геометрических фигур.
Ковер у нас оказался в дырках и мы на нем не можем отправиться в путешестие.
Это мышка прогрызла наш «Ковер- самолет»
Воспитатель:
Что же нам делать дети?»
Дети:
Давайте отремонтируем его и поставим заплатки.
Воспитатель:
Но дырки не обычной формы их мышка прогрызла в виде геометрических фигур.
На подносах лежат геометрические фигуры. Ребята, найдите каждой заплатке свою геометрическую фигуру. (Дети накладывают и определяют те «заплатки» , которые подходят для дырки на ковре).
Воспитатель:
Какие фигуры вам понадобятся для ремонта «Ковра-самолета»?
Дети :
«Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника , овала, круга.
(Дети называют формы и цвет фигур).
Слайд №2 2 «Ковер целый.
Воспитатель:
Наш ковер готов к полету. Полетели.
Слайд № 3 Летящий «Ковер-самолет» (музыкальное сопровождение)
(Воспитатель и дети становятся в круг имитируют движение полета.
С вами мы уже в полете
На ковре на самолете,
Наш ковер летит и мчится
Трудностей мы не боимся.
Воспитатель:
Вот мы и прилетели в сказку.
Воспитатель:
Слышите кто-то плачет? Это плачет девочка Аленушка.
Слайд № 4 Аленушка
Воспитатель :
Что случилось? Почему ты плачешь?
Голос : Аленушка.
Ванечку «Гуси – лебеди» унесли. Помогите спасти моего братца Иванушку, он попал в беду его украла «Баба-Яга». «Баба-Яга решила меня запутать, она придумала множество математических игр, упражнений, чтобы я н смогла найти и освободить моего братца Иванушку. Ребята я одна не справлюсь, а вы мне поможете?
Воспитатель:
Мы тебя в беде не оставим. Ребята поможем Аленушке?
Дети:
Да поможем.
Воспитатель:
Ну тогда в путь. Пойдемте искать ,куда «Гуси- лебеди» полетели.
Слайд № 5. Картинка «Гуси-лебеди» уносят Ваню.
Воспитатель:
Ой ребята сотрите «Гуси-лебеди» уносят Ваню. Отправляемся в путь.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
По кочкам, по кочкам, по камешкам, по камешкам,
Шли мы шли и до печки дошли
Слайд №6 Печка.
Воспитатель:
Вот и печка. Печка скажи нам ,куда «Гуси-лебеди» полетели?
Голос: Печка.
Я скажу вам ,если вы мое задание выполните. Мне нужно печь пирожки, а овощи и фрукты перепутались. Помогите разложить их по полочкам.
Д/У «Разложи по полкам».
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: Слушайте задание.
1. На верхнюю полку положите всю морковь.
2 На нижнюю полку положите капусту.
3 На среднюю полку между морковью и капустой положите лимоны и яблоки.
4 Морковь и капуста это что? (ответы детей –овощи)
5 Лимоны и яблоки это что? ( ответы детей- фрукты)
Воспитатель: На каких полках лежат овощи, на какой фрукты? (ответы детей).
Голос Печка.
Молодцы ребята отправляйтесь скорее в путь. Вам поможет яблоня.
Воспитатель: Отправляемся в путь.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
По кочкам, по кочкам, по камешкам, по камешкам,
Шли мы шли и до яблоньки дошли.
Слайд № 7 Яблоня.
Воспитатель: Смотрите ,что это за дерево?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: Яблоня, яблоня скажи ,куда «Гуси- лебеди» унесли Иванушку?
Голос Яблони: Сосчитайте мои яблоки ,тогда скажу.
Воспитатель: Ребята давайте посчитаем.
Сколько красных яблок? (3)
Дети: 3
Сколько желтых (2)
Дети : 2
-Каких больше желтых или красных?
Слайд № 8. Яблоня.
Как узнать каких больше ( сравнить , под каждым красным разместить желтое)
- А что нужно сделать ,что бы яблок стало по ровну?
Дети : (Добавить или убрать одно яблоко)
Воспитатель: Молодцы дети.
Физкультминутка: «1,2,3,4,5»
Голос Яблоня: Молодцы ребята! Вам надо перейти через речку. Но впереди вас ждет нелегкая дорога – болото будьте осторожны.
Воспитатель: Спасибо Яблоня, что предупредила. Мы постараемся быть внимательными. На пути непроходимое болото. Надо перебраться, через болото по кочкам они зеленого цвета. Надо правильно перепрыгнуть с кочки на кочку, а если попадете на красную кочку упадете в болото. (По каким кочкам можно прыгать, а по каким нельзя?)
Дети: По зеленым можно, а по красным нельзя.
Воспитатель: Не толкаться, не кричать друг друга в беде не оставлять.
Воспитатель: Молодцы дружно перебрались через болото. Посмотрите, куда же мы пришли?
Слайд № 9 Речка.
Дети : Это речка.
Воспитатель: Ребята, чтобы перебраться через речку, что нам нужно.
Дети: Нам нужен мост.
Д/У «Какой мост»
Дети (садятся за столы с раздаточным материалом «полоски»)
Воспитатель: Перед вами полоски разной ширины, длинны и разного цвета.
- Возьмите полоску из которой мы можем построить мост и перейти через речку. (дети выбирают желтую полоску) Почему вы выбрали эту полоску?
Дети : (Ответы детей она широкая и длинная)
Воспитатель: А синяя полоска какая? По ней мы можем прейти через речку? Почему?
Дети: (она узкая и длинная)
Воспитатель: А красная полоска какая?
Дети ( Она узкая и короткая)
Воспитатель : А зеленая полоска какая? По ней мы можем перейти через речку
Дети: ( Она широкая и короткая).
Слайд № 10.Мост.
Воспитатель: Молодцы вы правильно выбрали желтую полоску (длинная и широкая).
Теперь мы можем перейти на другой берег.
Слайд № 11 Баба –Яга.
Голос «Баба-Яга». Что за гости ко мне пришли? Я смотрела в свое волшебное блюдце и видела весь ваш путь. Зачем пожаловали ко мне?
Воспитатель: Верни нам пожалуйста Ванечку.
«Баба-Яга»: Верну если ответите на мои вопросы:
- Рыбы летают?
-Солнце квадратное?
- Когда мы приходим в детский сад?
-Когда мы гуляем?
- Когда мы спим?
Дети: отвечают на вопросы «Бабы-Яги»
Голос «Бабы-яги»: Ой вы какие умненькие. Вы молодцы! Со всеми моими испытаниями справились!
Ладно верну я вам Иванушку.
Дети: Спасибо «Баба-яга»
Воспитатель: Ты «Баба-яга» больше не кради братца Иванушку или других ребят
Слайд № 12. Аленушка с братцем
Голос Аленушки: Ребята спасибо, за то, что помогли мне отыскать братца Иванушку и справились со всеми заданиями «Бабы-яги»
Слайд № 13 «Летящий ковер-самолет» (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне и станьте свободнее на ковер. Говорим волшебные слова.
С вами мы уже в полете
На ковре на самолете
Наш ковер летит и мчится
В группе должны мы очутиться.
Воспитатель: Скажите по какой сказке мы путешествовали?
Дети: «Гуси –лебеди»
Воспитатель : Кому помогли?
Дети: Аленушке спасти браться Иванушку.
Воспитатель: А как вы думаете , почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому, что мы были дружными не ссорились, не бросали друг друга в беде. Выполняли задания правильно.
Воспитатель:
Что для вас было трудным? Что понравилось? Какое настроение у вас сейчас?
Дети : Понравилось помогать Аленушке ,выполнять задания.
Дети: Трудно было считать яблоки.
Дети: Настроение веселое, хорошее.
Воспитатель: И у героев сказки тоже хорошее настроение и они приготовили для вас угощение. (корзиночка с яблокам от героев сказки)
Спасибо вам ребята все было здорово . Вы молодцы.