Грамматическое моделирование как один из приемов реализации
коммуникативного подхода в обучении английского языка.
воспитатель МБДОУ детского сада №43 «Рябинушка» Керимова Ю. В.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. В детстве мозг гораздо лучше осваивает новые слова и сочетания звуков, такую возможность упускать нельзя. Ведь дети в раннем возрасте легко и быстро воспринимают информацию, именно поэтому начинать изучать английский язык нужно с малых лет. Ранее обучение английскому языку содействует развитию психических процессов, творческих способностей и эмоционально-волевых качеств ребенка. Владение английским языком постепенно превращается в необходимое условие успешной учебы в школе, после раннего курса изучения иностранного языка в детском саду, дети легко изучают школьную программу.
Поэтому на базе нашего детского сада открыли кружок «Английский для малышей», руководителем которого я являюсь. Я занимаюсь с дошкольниками уже 2 года.
Изучение английского языка проходит в игровой форме в виде увлекательных практических занятий. В основе нашего обучения эмоциональное восприятие ребенком связной речи на материале английских песен и стихов.
В своей работе я использую занимательную программу по овладению английскому языку «Английский для малышей 4-6 лет» под редакцией Н. А. Бонк.
Цель обучения:
Вызвать устойчивый интерес дошкольников к изучению английского языка и на этой основе создать предпосылки для интеллектуального совершенствования ребенка.
В первый год обучения на занятиях по английскому языку дети учатся понимать иностранную речь на слух и участвуют в несложной беседе, формируют фонетические навыки. На втором году обучения дошкольники осваивают грамматические структуры и накапливают лексический запас иностранных слов, совершенствуют фонетические навыки. В последний год изучения английского языка воспитанники нашего детского сада расширяют словарный запас по иностранному языку, совершенствуют фонетические и грамматические навыки.
Обучая детей английскому языку, я столкнулась с трудностью освоения сложных грамматических структур английского языка детьми. Для этого я изучила научную литературу знаменитого психолога П. Я. Гальперина, пришла к выводу, что детям легче будет строить предложения, опираясь на модели. Усвоение иностранного языка по возможности (по словам П.Я. Гальперина) должно контролироваться сознанием с учетом “зоны ближайшего развития”. Так, формирование грамматических навыков уже на начальном этапе целесообразно производить с опорой на ориентировочную основу деятельности, т.е. на правила, модели, алгоритмы, предполагающие сознательные действия с материалом на лексическом и грамматическом уровнях.
Грамматическое моделирование используется в качестве приема для формирования у детей ориентировочной основы грамматических действий. Моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. При этом реализовываются все 3 функции модели:
а) обобщающая (она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
б) планирующая (с опорой на модели дошкольников может самостоятельно конструировать фразы, и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);
в) контролирующая (если допускается ошибка, то ребенок может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить ее).
В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами, а также некоторые «живые» сказочные персонажи.
Во время образовательной деятельности дети инсценируют различные сказки, с участием знакомых животных, закрепляют связную речь и названия животных на английском языке. Дошкольникам очень нравится превращаться в различных животных и исполнять их роли. Это помогает им быстро запомнить названия животных и составить реплики героев сказок на английском языке.
Чтобы грамматически верно составить реплики животных, детям дается задание с помощью моделей составить предложения. Что умеют делать животные: I can run. Подлежащее – красный треугольник, модальный глагол – синий круг, сказуемое – зеленый прямоугольник.
I can jump.
Таким методом можно строить различные предложения. Детям очень понравилась данная методика, они с легкостью составляли сложные грамматические структуры. Они достигли высоких результатов в обучении английскому языку.
На занятиях по английскому языку дети весело играют, изучать иностранный язык им помогают веселые игрушки, которые говорят на английском языке, что способствует увлекательному и занимательному процессу усвоения незнакомого им языка. В своей работе я использую ноутбук, который позволяет моим воспитанникам слушать песенки и стихи на английском языке в соответствии с темой моих занятий.
Под моим руководством, мои ученики готовят выступления на утренниках, которые проходят в течение учебного года. На новогоднем утреннике в исполнении детей посещающих кружок прозвучала веселая песенка «Hello reindeer».
Благодаря комплексным систематическим занятиям мои воспитанники получили высокий уровень знаний по английскому языку. К концу года они освоили сложные грамматические структуры и лексику иностранного языка, а также научились составлять рассказы.
Литература: