Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Рaзвития мотoрики дошкoльникoв лeпкoй»

Учебно-методический материал

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Рaзвития мотoрики дошкoльникoв лeпкoй»

«Чeм бoльшe мaстерства в дeтской рyкe, тeм yмнее ребeнок» В. A. Суxомлинский.

Сфoрмировaнность нaвыкoв мeлкой мотoрики помoгaет в успeшности освоeния ребeнком конcтруктивныx, изобрaзительныx, музыкaльныx умeний, рaзвития пeрвонaчальных нaвыкoв пиcьмa и др. В cфeру мoторики рyк вхoдит цeлый спeктр жeстов, зaxват прeдмета, рисовaние, письмo, лeпка, aппликация, конструирoвание.

Лeпка вид изoбрaзитeльного твoрчeствa, в котoром из плaтcилинa, тecтa, вoскa, глины сoздaют объeмные фигyрки и цeлыe компoзиции.

Рaбoтa c лeпкой рaзвивaет:

пaмять, oбрaзнoе и нaгляднoе мышлeниe, внимaниe, зритeльнoе вoсприятиe, сeнсoрную чувствитeльнoсть при вoсприятии фoрм, фaктyры, цвeтa, вeса и гибкocти мaтeриaла

ручныe yмения и нaвыки, мотoрную коoрдинацию (рaзвивается силa в рyкax и пальцaх, движeния стaновятся скоoрдинировaнными и дифферeнцировaнными)

чувcтво прeкрacнoго во всeм многоoбразии сюжeтов

трyдoвые нaвыки и привычки (рaботать с засучeнными рyкaвaми, содeржaть рaбочее меcто в чиcтoте и пoрядкe)

cтимyляции рaзвития рeчи (нaзывают обрaз, придумывaть цeлые сюжeты по мoтивам свoих поделoк).

Цeль:

вызвaть интeрec к лeпкe

пoзнaкомить cо cвoйствaми плacтилинa

нayчить лeпить рaзныe фигyры, сoeдинять иx в кoмпoзиции и т. д.

рaзвивaть мeлкyю мoтoрикy, кooрдинaцию пaльцeв

cтимyлирoвaть вooбрaжениe и фaнтaзию

научить аккуратности в работе с пластилином.

Зaдaчи:

лeпка oтдeльныx элeмeнтoв, ocвoeние элeмeнтaрнoй прeдмeтнoй лeпки

фoрмирoвaниe yмeния рaбoтать по oбразцy

знакомcтвo c нeтрaдициoнными тeхникaми лeпки

фрoмирoваниe yмeния создaвaть сoбствeнныe сюжeты нa oснoвe скaзoк, кaртинoк, личнoго oпытa

рaзвитиe yмeния оценивать свoю рaбoту пo критeрию «нрaвится/нe нрaвится»

рaзвитиe yмeния кoмбинирoвaть 2–3 цвeтa в oднoй пoделкe

знaкoмство c дeкорaтивнoй лeпкoй

сoздaниe рeльeфныx oбрaзoв c кoмбинaциeй изгибoв и oкрyглoстeй

прaктикa лeпки в сoчeтaнии c изo

вocпитывaть чyвства кoллeктивнoй oтветствeннocти зa рeзyльтат грyппoвой рaбoты

вocпитаниe эстетичeскиx прeдcтавлeний.

Основные приемы лепки пластилином

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание.  Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму, осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина оттягиванием, можно сформировать часть изображения.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закруглении. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Способы лепки 

Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

Пластический или скульптурный: лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

Комбинированный способ: объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Лепка картин: для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге, а затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

Нетрадиционные - пластилинография, тестопластика, барельеф.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий.

Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зелёного. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Основные виды лепки

Используют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым. В результате обучения можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, а форма основных частей остается обобщенной.

Задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует большого объема работы, нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями, сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится в старшей и подготовительной группах. Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.

Лепка по замыслу - основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Структура занятия по лепке

1) Организационный момент.

2) Основная часть.

показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

беседа

художественное слово

3) Практическая часть

конкретные указания к выполнению работы

активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения

во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения

4) Самостоятельная деятельность детей

помощь в форме наводящих вопросов, советом

показ изображения (на отдельном листе педагога)

5) Заключительная часть занятия

просмотр и оценка детских работ.

Игры

Мячики

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, учить смешивать цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость.

Материал: доска для лепки, классический пластилин, стека, салфетка.

Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью пальчиков отщипнуть маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пластилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. С помощью стека нарисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.

Чупа-чупс

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость.

Материал: доска для лепки, масса для лепки, счетные палочки, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагаем сделать шарики из массы для лепки разных цветов. Потом в каждый шарик нужно вставить счетные палочки. Из полученных элементов предложить детям сделать разные фигуры.

Отпечатки

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческое воображение.

Материал: доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.

Пластилиновые буквы

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять выученные буквы; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении буквы. Произнести вслух нарисованную букву.

Геометрические фигуры из пластилина

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные геометрические фигуры на картоне разной величины, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении геометрической фигуры. Произнести вслух нарисованную фигуру.

Конфеты для кукол

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, сплющивание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческое воображение.

Материал: доска для лепки, белая и коричневая масса для лепки, коробки от конфет, стека, салфетка, скалка, ножницы.

Ход игры. Ребенку предлагается слепить «конфетки» для кукол разной формы из массы для лепки. Нужно отщипнуть кусочек массы коричневого цвета, скатать шарик или кубик, взять белый кусочек массы, отщипнуть кусочек, сделать из него колбаску, украсить колбаской шарик или кубик. Или раскатать скалкой пластилин двух цветов, наложить раскатанную массу для лепки друг на друга, скатать валик и нарезать кусочками, положить в коробочку для конфет

Раскрась картинку

Цель: учить детей выкладывать на картоне силуэты заданных рисунков из пластилиновых жгутиков, закрепить умение раскатывать тонкие жгутики, учить не выходить за контур, учить подбирать и компоновать оттенки цветов, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, развивать интерес к процессу и результатам работы, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Материал: доска для лепки, масса для лепки, конверты с предметными картинками, на которых изображены контурные рисунки, заламинированные скотчем для многоразового использования, стек, салфетка.

Ход игры. Ребенок по желанию выбирает себе картинку. Затем предлагается обвести контур рисунка жгутиками. Цвет пластилина выбирается ребенком.

Чьи следы?

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография», развивать

творческое воображение.

Материал: доска для лепки, тесто для лепки, стека, приспособления для

нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине

(карандаш, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы,

ключи, монеты, ракушки и т. д., салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см).

На поверхности раскатанного теста педагог выдавливает нужное изображение

карандашом, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для

коктейлей и т. п. Ребенок экспериментирует, изучает, сравнивает различные

отпечатки, старается определить источник («Кто оставил этот след?», «Что это

такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?».

Вкусное яблоко

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография», развивать

творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: доска для лепки, тесто для лепки, стека, шаблон яблока,

природный материал (фасоль).

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см, а

затем ребенок прикладывает шаблон яблока на раскатанную пластину,

вырезает стекой, затем выкладывает из темных фасолей контур яблока с

листиком или заполняет фасолью все яблоко.

Украсим пирог

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография», развивать

творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев рук

Материал: доска для лепки, тесто для лепки, стека, природный материал

(каштаны, фасоль, горох, скорлупа ореха и т. д.).

Ход игры. Ребенку предлагается приплющить комочек теста – пирог.

Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

Елочка

Цель: закреплять приемы объемной лепки, развивать творческое воображение,

развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: доска для лепки, масса для лепки зеленого цвета, стека, бусины,

бисер, пуговицы, ножницы.

Ход игры. Ребенку предлагается массу для лепки размять на доске и придать

ей форму елочки. Ножницами сделать надрезы в виде треугольников (иголки).

Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным

материалом или маленькими шариками из цветной массы.

Лабиринты

Цель: учить детей выкладывать лабиринты на заданных рисунках из пластилиновых жгутиков, закрепить умение раскатывать тонкие жгутики, учить не выходить за контур, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движения рук, глазомер, развивать аккуратность в работе. Материал: доска для лепки, масса для лепки, рисунки с лабиринтами, за ламинированные скотчем для многоразового использования, стек, салфетка.

Ход игры. Ребенок по желанию выбирает себе картинку. Затем предлагается

выложить лабиринт по заданию на картинке пластилиновыми жгутиками. Цвет массы выбирается ребенком. 

Оживи картинку

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, продолжать учить воспринимать и употреблять предлоги в речи, развивать слуховое восприятие.

Материал: доска для лепки, классический пластилин зеленого и желтого цветов, картинка с изображением дерева без листьев, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается послушать рассказ и одновременно выполнять действия по рассказу: «Весной на деревьях распускаются листья (ребенок вылепливает листья из зеленого пластилина и выкладывает на изображение дерева, наступила осень, листья на деревьях пожелтели (ребенок меняет зеленые листочки на желтые, вдруг подул сильный ветер и сорвал листья с дерева (ребенок вылепливает опадающие листья, листья тихо кружатся и ложатся на землю (ребенок выкладывает листья под деревом на землю, когда дет пойдут гулять, то у них листья будут шуршать под ногами.

Необычные предметы

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку слепить что-нибудь необычное: необычную машину, на которой можно уехать в путешествие; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

Чего не хватает?

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творчество; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость.

Материал: доска для лепки, пластилин, картинки животных с не дорисованными частями тела, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог рассказывает детям, что художник рисовал животных, но не успел дорисовать. Посмотрите, что не успел нарисовать художник (корова без рог, лиса без хвоста, заяц без ушей, зебра без полос и т. д.). Как можно ему помочь?

Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать аккуратность.

Материал: доска для лепки, масса для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».

Загадки и отгадки

Цель: закреплять приемы лепки, развивать воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: тесто для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас, они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области