Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №171 «Изюминка»
Конспект занятия непосредственно
образовательной деятельности
в средней группе
по познавательному развитию
на тему:
«Следы на снегу»
Выполнила: воспитатель
Вшивенкова Дарья Александровна
г.Ульяновск, 2020 год
Программное содержание:
-расширять представления детей о диких животных, сезонных изменениях в жизни животных; развивать желание заботиться о них;
-закреплять знания детей по теме «Следы зверей» ;
-развивать внимание, память, мышление, речь;
-воспитывать бережное отношение к природе, живым существам, к их среде обитания.
Материал и оборудование:
Плакаты деревьев в зимнем лесу,2 мальбетра с магнитами,картинки животных с загадками и следами,большая картина со следами животных,д/и «Чьи следы?»
TCO:Аудиокалонка ,флэшка с записью воя волка.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных и их следов,
- чтение произведений о животных,
- беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (зима) (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и засыпал всю землю) Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Весело детворе в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
Игра «Можно - нельзя»
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно ее высказывания. Если воспитатель говорит правильно, дети должны кивать головой и отвечать «да-да-да», если допускает ошибку – топать и говорить «нет-нет-нет».
Можно дышать лесным воздухом? (да)
Можно кричать в лесу? (нет)
Можно бросать мусор? (нет)
Можно жечь костёр? (нет)
Можно любоваться деревьями? (да)
Можно ломать деревья? (нет)
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в дорогу.
Друг за другом поскорее становитесь, детвора
На прогулку в лес сегодня отправляться нам пора.
Воспитатель просит повторять движения за ним. Дети шагают, имитируя движения
Мы шагаем, мы шагаем,
Кверху руки поднимаем
В стороны их разведём,
Вниз опустим и пойдём.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу-
Проложи себе дорогу.
На лыжах мы заскользим,
Друг за другом побежим.
Эй, дружок, не зевай
Да от нас не отставай.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и очутились в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Воспитатель: -Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом - серый, зимой белый. (Заяц)
- Ой, действительно заяц, а почему он белый? Что случилось с ним?
Воспитатель: Ребята,
- А почему заяц белую шубку надел?
- А где зимой прячется зайчик? Почему?
- Что делает зайчик днем?
- А вечером?
- Чем питается зайчик зимой?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите , а здесь чей то домик? (все подходят к дереву, на дереве дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек,
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей,
Все проворней и быстрей. (Белка)
Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
- Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
- Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
- Куда прячет белка свои припасы?
Идем дальше.
Воспитатель: - Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько здесь много снега и чьи-то ушки виднеются.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Лось)
-Правильно ,ребятки это лось.А что кушает лось?
-где его домик?...
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...(Лиса)
-А что кушает лиса?
-Какой у нее домик?
-Как называют детеныше лисы?..
На собаку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть.
На овцу готов напасть.(Волк)
Воспитатель:
Тихо. Кажется, слышу какой-то голос (звучит запись). Кто это?
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. Очень страшно давайте возвращаться в группу. Затем дети с воспитателем, имитируя ходьбу на лыжах « возвращаются» в детский сад.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу...
Поиграем в игру «Чьи следы?» Цель игры: закрепление знаний о диких животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти. Подготовка к игре: для игры нужны карточки на которых изображены животные и карточки со следами этих животных.
Ход игры: детям нужно подобрать следы к каждому из животных.
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. НМУ «Национальный институт образования», 2012
2.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с.: ил.
3.Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Мн.: УП «Технопринт»,2005.- 228 с.
4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб,: «Детство-пресс»; 2002. – 160 с.
5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 – 128 с.: ил.
6. Николаева, С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
7. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.