Доклад методиста ОДОД Чепуриной Татьяны Александровны
на методическом объединении воспитателей ОДОД (Структурное подразделение) ГБОУ лицея № 329 Невского района Санкт-Петербурга
Тема: «ФГОС дошкольного образования. Изменения дошкольного и школьного образования. Рост качества »
Учитывая изменения по ФГОС ДО в дошкольном образовании обозначила проблема повышения качества дошкольного образования. Современное общество предъявляет новые требования ко образовательным учреждениям, к воспитательно-образовательному процессу, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.
Дошкольное образование представляет собой сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и предлагающую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Одним из главных направлений развития системы дошкольного образования является: повышение качества дошкольного образования.
Его необходимо осуществлять по следующим направлениям:
ФГОС.
Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению функционалу развитию дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, являетсяобразовательная программа.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.
ГБОУ ОДОД реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Цель деятельности ГБОУ ОДОД :
- формирование общей культуры,
-развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
-формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- охранение и укрепление здоровья детей.
Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:
• программно- методическое обеспечение;
• кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);
• материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);
• предметно-пространственная развивающая среда;
• инновационная деятельность;
• информационно-технологическое обеспечение деятельности.
Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.
За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в ДОУ работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.
Исходя из этого, следует первое условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей. Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения.
В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО. Воспитательно - образовательный процесс строится по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы», в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностногопотенциала каждого ребенка дошкольника.
Качество дошкольного образования зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы.
Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие конкурсах.
Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности ОДОД, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.
В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет.
Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Следует обратить внимание, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.
Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Дополнительное образование является составной частью образовательной системы детского сада, при этом его содержание выходит за пределы основной общеобразовательной программы. Дополнительные образовательные услуги способствуют повышению качества работы, выявлению и развитию одарённых детей, что вызывает большой интерес у родителей. Деятельность кружков расширяет возможность общения, раскрытия творческих способностей, обогащению интеллектуальной, духовной сферы жизни детей, их физическому совершенствованию. Результат успешной работы педагогов - активное участие воспитанников в мероприятиях различных уровней.
Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.