Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию
«Родина бывает разная, но у всех она одна»
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ г. Мурманска № 139
Цветкова Евгения Сергеевна
Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.
Однако дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, город - часть большой страны, а дети - жители России, её граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Цель: Углубление знаний дошкольников о своей Родине, патриотического воспитания, совершенствование развития нравственной стороны воспитанников.
Задачи:
- формировать осознанное отношение к Отечеству;
-развивать гражданственность и национальное самосознание дошкольников;
родители воспитанников.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
социально-коммуникативному развитию
«Родина бывает разная, но у всех она одна»
в старшей группе
Цель:
Обобщение и систематизация знаний детей о России.
Задачи:
Развивающие:
Развить познавательные способности, интерес к родной стране, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений музыки и литературы.
Развить двигательную активность детей, воображение и творческое мышление.
Образовательные:
Конкретизировать имеющиеся у детей знание о малой родине, России.
Воспитательные:
Воспитать интерес и желание узнать о стране, о родном крае; любовь к своей стране, родному краю и природе, любознательность, умение внимательно слушать, смотреть, отвечать на вопросы, самостоятельность.
Словарная работа:
Обогащение словаря: герб, гимн, малая родина, различный названия рек, лапти.
Активизация словаря: флаг, Россия, президент, Земля, мир.
Материалы и оборудование:
Подносы, фломастеры, полоски бумаги, клей, репродукции картин, картинки животного и растительного мира, пословиц, закрученные полоски (для веток, склеивание конусов (ствола берёзы).
Музыкальное оформление:Аудиозапись «Гимн России» (С. В. Михалков) ,
«Поезд» (Пляцковский М) ,
«Матрёшки» (Е.В. Шурахова).
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе;
- заучивание стихов и пословиц о Родине;
- прослушивание записей песен о Родине, гимна;
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Постановки целей и мотивации деятельности детей.
2. Активизации деятельности детей в процессе НОД.
3. Организации практической деятельности детей.
4. Поддержания интереса у детей.
5. Оценки и самооценки.
Виды образовательной деятельности:
«соединение слогов в слова».
а веточки - способом витой спирали.
Планируемые е результаты:
Личностные: может поддерживать беседу о России, сопровождая речь положительными эмоциями.
Интеллектуальные: высказывает свою точку зрения.
Критерии оценки деятельности детей :
1. Активность
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность
6. Проявление волевых усилий
7. Самооценка
Образовательная деятельность комплексная, что позволяет соединить воедино три образовательные области – познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
У воспитанников развивается интерес к художественной литературе, формируется эмоциональное отношение к произведению; дети учатся вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, у них воспитывается любовь к поэзии, к своей стране, формируются патриотические чувства. Формируется умение составлять предложения на заданную тему.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление слов)
• Словесный метод (чтение стихов, проговаривание пословиц и поговорок)
• Прием эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент)
• Игровой прием
• Использование проблемных ситуаций
Ход .
Воспитатель: Ребята, как я рада вас видеть! Сейчас мы с вами поздороваемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро мы скажем друг другу,
С улыбкой посмотрим в глаза
От этих улыбок глаза засияют
И добрыми будут сердца.
(дети посмотрели друг на друга и улыбнулись)
Воспитатель: А теперь мы все вместе встанем в круг.
Ребята, закончите предложение в рифму.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы - Страну свою. (Россию)
Всей душой
Мы любим. (Родину свою)
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам спешит.
Входит Инопланетянин.
Инопланетянин: Куда я попал?
Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.
Инопланетянин: В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.
Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?
Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я - марсианин! Это яркая красивая звезда. Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете? (Россия)
Инопланетянин: А что такое - Россия?
(Страна, в которой мы живем. Дом, где родился. Место, где жили предки и т. д.)
Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?
(Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями)
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны?
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся!
(Звучит музыка, дети встают друг за дружкой по кругу имитируя движения поезда, затем садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен)
- Какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику)
- Какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири)
- Какие рыбы водятся в реках и озерах? (окунь, карась, щука, лещ)
2. Станция «Историческая».
Воспитатель:
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица)
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи)
- Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти)
- Какой сувенир считался символом России? (матрешка)
3. Станция «Литературная».
Воспитатель: Назовите великих русских писателей и поэтов. (Пушкин, Толстой, Есенин.)
- Назовите русские народные сказки. («Репка», «Колобок», «Маша и Медведь»)
- Продолжите русские народные пословицы: Хлеб. (всему голова). При солнышке тепло, (при матери добро).
Лес - богатство и краса: (береги свои леса).
Физкультминутка «Матрешки»
А сейчас ребята давайте с вами немного отдохнём и разомнёмся.
Напомните мне, пожалуйста, какая игрушка считается символом нашей страны? (матрёшка)
Мы все превратимся в матрёшек и вместе станцуем их танец.
(Звучит музыка дети совместно с воспитателем выполняют движения по тексту)
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
4. Станция «Знайкина».
Воспитатель:
- Назовите столицу России. (Москва)
- Как зовут президента России? (Путин В. В.)
- Назовите реки России. (Волга, Ока, Обь, Енисей, Лена, Москва.)
- Назовите города России. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Воронеж )
- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн)
- Расскажите, что вы знаете о гербе.
Дети:
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Воспитатель: А что знаете о флаге?
Дети:
Белый цвет – берёзка.
Синей – небо цвет.
Красная полоска - солнечный расцвет.
Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
(Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя)
(Звучит гимн России)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет следующая станция.
Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию.
Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине? (любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе)
Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях?
Дети произносят:
- Береги землю родную, как мать любимую.
- Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Человек без Родины - соловей без песни.
- Тот герой - кто за Родину горой.
- Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Жить - Родине служить.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не залей.
- На чужой сторонушке и весна не красна.
- Родина любимая, что мать родимая.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь мы с вами послушаем стихотворение
«Родина» (Ф. Савинов).
Воспитатель:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы – и долины,
Вижу реки и моря —
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Воспитатель:
Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная.
Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.
(Дети на конусе рисуют черным фломастером полоски и пятна. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу)
Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.
Воспитатель: А мы Вам хотим подарить символ России - берёзу. Вспоминайте о нас и о России. (Символ дарят Инопланетянину и он уходит.)
Воспитатель: Ребята, и нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Давайте все закроем глаза и произнесем такие слова:
- Раз, два, три, скорый поезд в детский сад нас всех вези.
Открываем все глаза, вот и закончилось наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия? (о родине, о мире, о Земле)
Воспитатель: Ребята, если вам сегодня наше путешествие понравилось и вам было интересно и весело то возьмите весёлый смайлик.
Молодцы, вижу, что наше путешествие всем понравилось, что вы много знаете о России, любите свою родину.
А что вам больше всего запомнилось и вы хотели бы рассказать об этом дома? (дети отвечают)
Результативность.:
1. У детей появился интерес к изучению культуры своей страны.
2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.
3. Повысился уровень патриотизма и духовно-нравственного отношения к России.
4. Организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации,
наглядная информация; родители привлекались к изготовлению тематических рисунков,
поделок.