Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование технологий системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка

Так что же такое современные образовательные технологии Почему возникла необходимость обратиться к новым образовательным технологиям, как методу обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование технологий системно-деятельностного подхода

в преподавании русского языка

В настоящее время в педагогике идёт процесс активного поиска и использования новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Но чтобы использовать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их.

Так что же такое современные образовательные технологии?

Почему возникла необходимость обратиться к новым образовательным технологиям, как методу обучения?

Рассмотрим основные понятия и термины, применяемые разными учеными по теме «педагогическая и образовательная технологии обучения».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; это гарантированность конечного результата.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). 

Педагогическая технология – как направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.

Каждая педагогическая эпоха порождала свое поколение технологий: в 60-е годы XX века - это идеология программированного обучения, 70-е годы XX века - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90-х годов XX века общепринятым становится термин образовательная технология. В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, систему образования, технологию проведения урока, поэтому назрела необходимость использования современных образовательных технологии. Итак, что же такое - современные образовательные технологии?

Образовательная технология - это новейшее направление, это системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний.

Современные технологии обучения – это набор средств, методов, принципов и характеристик выстраивания педагогом отношения с учащимися.

Нам известен широкий спектр видов образовательных технологий. Рассмотрим самые распространенные:

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и развитие школьника как субъекта познавательной деятельности. Российское образование в настоящее время, в соответствии с ФГОС, требует отношения к обучающимся как к объекту педагогического воздействия. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации адаптированной образовательной программы, способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Системно - деятельностный подход позволяет, соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучащегося.

Актуальность

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Именно на уроках русского языка и литературы  происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности, то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями.

Цель педагога: определить пути и способы реализации системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

Современный, требующий системно – деятельностного подхода в преподавании урок отличается от традиционного урока.

Структура урока с применением деятельностного подхода

Данный подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.

В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения условий:

- наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у обучающихся умения контролировать свои учебные действия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

1.Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:

Таким образом, мы рассмотрели особенности системно-деятельностного подхода как одной из ведущих образовательных технологий, способствующих становлению личности обучающегося как активного субъекта познания и жизнедеятельности.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данной технологии.

Использованная литература

1.Габурова О.А.Статья: Понятие и виды образовательных технологий. – https://infourok.ru , 2015.

2.Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация. Глава 7: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0743-8

3.Носова Л.В.Статья: Виды современных образовательных технологий. – соц. сеть работников образования - nsportal.ru , 2015.

4. Белова С.В.Статья:Образовательные технологии и их особенности, 2019

5. Харченко М.К. Статья:Использование технологий системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения образовательных программ обучающимися.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:

Народное образование, 1998

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области