Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников №11 «Рябинушка»
Конструкт
непрерывной образовательной деятельности
с детьми в режимных моментах
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Чтение рассказа Николая Сладкова «Бюро лесных услуг»
(для детей шестого года жизни)
Составитель: Воспитатель I кв. категории Смагина С.В. |
2019 г.
Технологическая карта
Организации совместной непрерывной образовательной деятельности детей
Тема: «Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».
Возрастная группа: 5-6 лет.
Вид деятельности: восприятие художественной литературы.
Форма организации: групповая.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная.
Учебно-методический комплект: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. №2/15), худ. литература Н. Сладкова.
Средства:
Материал и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.
Цель: формирование представлений детей о природе, зверях и птицах в лесу; продолжение развития умения детей слушать и понимать текст; создание его читательской деятельности интерпретации.
Задачи Образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Образовательные: - продолжать развивать речь как средство общения; - расширять представления детей о многообразии окружающего мира; - уточнять и расширять знания детей о зверях и птицах зимой в лесу Развивающие: - развивать умение воспринимать текст на слух, его понимать (извлечение смысла содержания); - развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; - развитие звуковой и интонационной культуры речи; - развивать психические процессы (мышление, воображение, память, внимание) Воспитательные: - продолжать знакомиться с художественными произведениями детских писателей; - поощрять попытки высказывать свою точку зрения; - воспитывать уважение к творчеству писателей; - воспитывать любовь, заботливое отношение к зверям, птицам в зимнее время года. | 1. Включать в беседу детей, используя личностно-ориентированный подход; 2. Мотивировать потребность детей к читательской деятельности, формулирование целей действия (узнать конкретное, понять о чем говориться); 3. Развивать умения антицировать на основе предварительного просмотра текста иллюстраций, обдумывание заголовка, имени автора; 4. Развивать элементы анализа, смысловое восприятие и личностное отношение к героям и событиям. |
Этапы (последовательность) действий | Содержание деятельности | Деятельность, действие педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к запланированными результатам | Планируемые результаты |
1 этап (проблемная ситуация) | - Сейчас какое время года? - А зима это холодное или теплое время года? - Как вы думаете, а как живется зимой в лесу зверям и птицам? - А могут ли выжить в таких холодных условиях звери и птицы в лесу? - А одному в лесу зимой можно выжит? А как вы думаете, звери и птицы помогают друг другу в лесу зимой? | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | Дети слушают, отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию | Дети активно принимают участие в беседе, эмоционально отзывчивые. Делают вывод, что нужно помогать друг другу, без помощи друг другу не прожить в лесу зимой. Проявляют сопереживание |
2 этап (игровая ситуация) | - Сегодня мы с вами об этом узнаем, как живут звери и птицы в зимнем лесу, прочитав рассказ знакомого вам уже автора Николая Сладкова, рассказ называется «Бюро лесных услуг». - А что такое «Бюро лесных услуг»? (оказание помощи жителям леса) - Как вы понимаете слово «нагрянул»? (наступил) - «Сугробы намел»? (нападало, насыпало много снега) - «Деревья инеем опушил»? (осыпал инеем) - Как это предложение понимаете: «Всяк сам за себя»? (каждый сам за себя) - А что значит «сообща против общей беды»? (всем вместе объединиться или сплотиться, против общей беды) - А как вы думаете что такое «клюемся да грыземся» (ругаемся и злимся, деремся друг с другом) - А как понять «стрекочет»? (говорить очень быстро) - Что такое заяц сказал «один в поле не воин»? (одному тяжело, не справиться, а когда все вместе, то и беда не беда) - А кто такие куропатки? (зимующие птицы) - Как объяснить предложение «снег на озимых каждый день до земли разрываю»? (растения, которые садят под снег) - А кто такие клесты? (птицы) - А что значит «шелушим» (очищаем от шелухи) - А кто такие «полевки»? (это полевые мыши, которые живут в поле) - А как понять выражение «заяц – копатель, клесты - бросатели» (заяц землю расчищает от снега, чтобы хоть что-нибудь там найти, а клесты шишки бросают с сосны, елок, кедра на землю) - Как понять «осин навалили»? (подгрызли стволы у осин и они упали) - А кто такие лоси, косули? (звери, которые живут в лесу) - А что значит «глодать»? (грызть зубами) - А кто такие дятлы? (это птицы их еще называют лесными докторами, так как они деревья лечат) - Что значит «вороны свалки показать обещают»? (на свалки люди выбрасывают испорченные продукты, которыми вороны питаются) - А как понять «притрусил на шум и волк» (мелким бегом прибежал) - Что значит «сторожем буду служить»? (сторожить будет, от врагов охранять, защищать) - Кто такие бобры и хатки? (бобры – животные, они живут в воде, а хатки их домики) - Что за выражение «сторожем буду служить»? (охранять, защищать от врагов) - Как понять «опытный»? (знающий) - Что такое «овчарня»? (где живут овцы) «курятник»? (где живут куры) - Как понять выражение «разбойник ты с лесной дороги»? (совершать плохие поступки) - А что значит «проходимец»? (хитрый обманщик) - А как понять «пух да перья летят»? (спорят, не умеют договариваться между собой) - А как думаете, что означает «выручают друг друга»? (помогают, умеют подружиться) - А сейчас мы с вами еще раз послушаем рассказ. - Понравился вам рассказ? - Ребята, что же вы узнали из рассказа о жизни птиц и зверей в зимнем лесу? - Да, они могут и спорить, и драться между собой, но потом снова мирятся и помогают друг другу, выручают, не оставляют в беде, т.е. «один в поле не воин» как сказал заяц. Только дружба может помочь выжить в лесу зимой птицам и зверям. | Чтение рассказа. Задает вопросы по затрудненным словам из рассказа. Поощряет детей к высказыванию; комментирует высказывания; направляет на правильные рассуждения Повторное чтение рассказа Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Обращается к детям и организует динамическую паузу | Слушают, объясняет смысл затруднительных слов; выражают собственные суждения Выполняют движения | Развивают психические процессы, слуховое восприятие, речь Снятие усталости, мышечного напряжения |
3 этап (продуктивная деятельность) | - Дети скажите, какой сказочный герой вам понравился в этом рассказе? - Чем он тебе понравился? - А сейчас возьмите цветные карандаши и нарисуйте понравившегося вам героя из рассказа. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вовлечение в изобразительную деятельность | Предлагают свой выбор. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Умение правильно держать карандаш, делать нажим. Знание цветов. Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности. |
4 этап (анализ, подведение итогов деятельности) | - Давайте рассмотрим зверей, птиц, которых вы нарисовали. - Что нового вы для себя узнали? | Рассматривает детские рисунки, привлекает детей к подведению итогов. | Делятся впечатлениями, выражают чувства | Умение оценивать результат своей деятельности. Умение делать выводы. Умение выражать свои чувста. |