Чуракова Н.В.
Педагог-организатор
МАУ ДО г. Хабаровска ДДТ «Маленький принц»
Сравнительная характеристика организации образовательного процесса в школе и в учреждении дополнительного образования
Государство всегда использовало воспитательный потенциал дополнительного образования. В своем многообразии внешкольное воспитание эффективно реализовывало потребности государства в сфере становления, формирования подрастающего поколения. Комплексная воспитательно-образовательная система учреждений дополнительного образования (УДО) детей призвана удовлетворять интересом и потребностям школьников в личностном и гражданском становлении. Воспитательная система дополнительного образования имеет социокультурную направленность, индивидуально-личностную основу деятельности, которая формирует потребность ребёнка в творческом восприятии мира, осмысления самого себя в этом мире, в совершенствовании всех сторон человеческого «Я». Особенно важным в ситуации свободного выбора является стремление школьника обрести интеллектуальные и нравственные ценности. Содержание работы в учреждениях дополнительного образования «диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». Открытая социально-воспитательная система учреждений дополнительного образования способствует созданию своеобразного психолого-педагогического пространства, в котором происходит совместная деятельность педагогов и воспитанников, связанная с формированием ценностных представлений у детей о гражданственности. Приобретается опыт добросовестного участия в социально значимой деятельности, неукоснительного соблюдения правил и норм поведения на улице, в школе, в семье, уважительного отношения к педагогам, родителям, старшему поколению, оказания бескорыстной помощи нуждающимся. Занятия в объединениях помогают выработать у подростков устойчивую гражданскую позицию через включение их в самоуправление, активную общественно-полезную, социально значимую деятельность. Деятельность – важнейший элемент гражданских отношений, выражающий их практическую сущность, реальную ценность. Деятельность учащегося является главной формой проявления его внутренних качеств, сильным средством развития и совершенствования подростка как гражданина, она способствует формированию взглядов, суждений, оценок, навыков поведения. В разносторонней деятельности происходит накопление опыта, приобщение ребёнка к культурным, материальным, духовным, историческим ценностям, овладение содержанием и способами, необходимыми ему для создания личных ценностей. А.В. Мудрик подчеркивал, что «отношения со средой выполняют очень важную функцию в накоплении социального опыта подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля». Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования имеет определённую специфику, которая связана с особенностями функций этих учреждений в системе работы по формированию разносторонне развитой личности гражданина России. И если среднее образование все дети получают в одинаковом объёме, который определяется государственным стандартом, то дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия и вариативности. В таблице 1 представлены сложившиеся, традиционно реализуемые формы организации образовательного процесса в школах и учреждениях дополнительного образования. Мы не ставили перед собой цель сравнить образовательный процесс школы и учреждений дополнительного образования, в таблице отражены основные показатели, характерные для этих образовательных учреждений. В школе и учреждении дополнительного образования детей есть свои особенности, которые обусловлены основными целями и задачами, поставленными перед ними государством. Важными являются процессы дополнения и компенсации тех или иных особенностей и возможностей, реальное взаимодействие, сотрудничество и интеграция этих типов образовательных учреждений для решения единой цели – «наши дети должны быть успешны и благополучны» . Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей позволил выявить характерные черты этого вида образования. К ним мы отнесли: 1) ресурсное обеспечение; 2) организационное обеспечение; 3) психолого-педагогическое сопровождение; 4) деятельностный характер.
Ресурсное обеспечение – это кадры, материальная база, программно-методическое обеспечение. Кадры. Специфика педагогических кадров системы дополнительного образования детей (и нашего учреждения в том числе) заключается в том, что в УДО работают педагоги разных профессий, специальностей, не всегда имеющие педагогическое образование, среди них офицеры запаса, музыканты, хореографы, концертмейстеры, спортсмены и другие специалисты. Эти педагоги имеют большой практический опыт, обладают творческим потенциалом. Дети с удовольствием общаются со взрослыми, которые передают им практические знания. За последние годы в учреждениях дополнительного образования средний возраст педагогов снизился на 13 лет, кроме того, более 40% педагогических работников УДО составляют мужчины.
Таблица 1. Организация образовательного процесса в школе и учреждениях дополнительного образования детей
Школа | Учреждение дополнительного образования детей |
Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов. | Отсутствие государственного образовательного стандарта для программ дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ. Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися. |
Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д. | Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов. |
Классно-урочная система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентирован временными рамками | Разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, работа в музеях, походы и т.д. |
Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету | Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал. |
Отношения учителя и ученика предполагают передачу знаний от взрослого ребёнку, где последний осваивает материал. Такие отношения носят формальный характер и определяют пассивность школьника в усвоении предложенного материала | Отношения между педагогом дополнительного образования и обучающимся выстраиваются по форме субъект-субъект, где отношения выстраиваются, в основном, на равных и процессе совместной деятельности происходит усвоение знаний, ориентированных, прежде всего, на интерес ребёнка. |
Обеспечивается преимущественно теоретическая направленность обучения. В связи с главной задачей школы – дать ребёнку общее образование - содержание образования предусматривает усвоение учениками большого количества знаний, теоретических по методам обучения и содержанию. Школа даёт знания | Обеспечивается практическая направленность программ дополнительного образования. Как правило, более 60% содержания программы – это практические занятия на природе, в спортивном, хореографическом залах, теплицах, зооуголках, музеях и т.д. Учреждения дополнительного образования развивают, прежде всего, умения и навыки. |
В силу того, что за небольшой промежуток времени учителю необходимо донести до детей большой объём информации, то методы обучения, как правило, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные. | Методы обучения, как правило, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Педагоги и дополнительного образования реализуются разнообразные методы обучения, в связи с тем что посещение ребёнком объединения является добровольным. |
Гендерная специфика: большинство учителей школ – женщины. | Гендерная специфика: большое количество мужчин – педагогов дополнительного образования (в зависимости от направленности программ). |
В классе учатся дети одного возраста | Разновозрастной состав объединений (разница в возрасте может составлять 3–4 года). |
Определён учебный год. | Круглогодичная работа с детьми. Для детей есть возможность летом выехать на соревнования, учебно-тренировочные сборы, полевые практики, экспедиции, слёты и т.д. |
Наполняемость класса – 25 человек, мешает личностноориентированному подходу работы с детьми. | Наполняемость группы может варьироваться от 8–10 человек и выше, в зависимости от года обучения, направленности программы проводятся индивидуальные занятия. |
Применение новых технологий в школе: мультимедийные проекторы, доски, компьютерные классы и т.п. Учебно-методический комплекс для школ полнее, разнообразнее и доступнее. | В учреждениях дополнительного образования позднее, чем в школах начинают применяться новые технологии. Методические материалы, программное обеспечение распространяются немногочисленным тиражом, ограничены географией распространения или, в зависимости от направления деятельности, отсутствуют или устарели. |
Активное взаимодействие школы с родителями | Родители посещают учреждения дополнительного образования гораздо реже, чем школу. Как правило, это происходит при зачислении школьника в УДО, если ребёнок собирается в поход, на соревнования, многодневные сборы и т.д. |
Материальное обеспечение практической деятельности обучающихся во многом определяет интерес детей к занятиям в объединениях дополнительного образования. Характеризуя программно-методическое обеспечение учреждений дополнительного образования, можно выделить два аспекта: