Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Создание предпосылок развития речи у неговорящих детей.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка в 1-2 года нет необходимости. Однако многих проблем в развитии речи ребенка в будущем можно избежать, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода и до года, и в год, и в два, и в три….

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Создание предпосылок развития речи у неговорящих детей.

Ранний возраст – это особый период формирования всех органов и систем ребёнка. Выдающиеся педагоги и психологи Н.М. Аскарина, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин определяют период раннего развития как важнейший стартовый этап в жизни человека. К.Д. Ушинский писал: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка в 1-2 года нет необходимости. Однако многих проблем в развитии речи ребенка в будущем можно избежать, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи.  Внимательные родители должны следить за развитием речи малыша, чтобы не пропустить тот момент, когда ему необходима будет помощь семьи.

Причины «долгого молчания» могут быть связаны со здоровьем малыша. Но если ребенок здоров, но не проявляет никакой речевой активности, выделяются следующие причины:

Мощный толчок к запуску речи ребенка необходим, если:

- у ребенка отсутствует речь;

-у ребенка недостаточно слов в речи (относительно возрастной нормы);

-у ребенка присутствует двигательная неловкость;

- родители понимают значение ранней коррекции и не хотят ждать до 3-х, 4-х, когда малыш сам заговорит.

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, то зачастую им удается самостоятельно вызвать речь.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка?

В Центре развития ребенка детском саду № 39 «Рябинушка» вот уже четвертый год реализуется инновационный проект под названием «Вариативность форм сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи как фактор успешной адаптации и развития детей раннего возраста». Одной из задач проекта является обучение родителей приемам развития ребенка от 1года до 3лет. В этом году мы проводили комплекс мероприятий под названием «Фестиваль родительства как форма взаимодействия ДОО с семьей». В рамках фестиваля проходила ярмарка педагогических идей для детей и родителей микрорайона «Дачный». На ярмарку педагогических идей пришли родители с детьми от 1 года до 2 лет. Важно было донести до них, что основными помощниками для ребенка в развитии его речи являются  родители. Ведь именно после года у малышей должен активно наращиваться словарный запас, они всё больше подражают речи взрослых. После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика должны заменяться словами

Мы выдали следующие рекомендации на нашей ярмарке педагогических идей:

Во-первых, играть!  Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Именно в игре развивается речь ребенка. Важно играть в игры, которые формируют предпосылки возникновения речи.

Мы познакомили родителей с двумя полезными играми, целью которых является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и желание говорить (звукоподражания, договаривание слогов, слов).

Во-вторых, обращали внимание родителей на то, что все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

В предложенных родителям и детям играх слово связано с яркими эмоциями, а значит, оно быстрее запомнится, и у ребенка будет стимул к его произношению. Конечно, на ярмарке были детки, у которых правильно формируется речь. Поэтому подобрали такие игры, которые подойдут не только для неговорящих детей, но и для детей, у которых речь формируется в соответствии с возрастом, так как значительно улучшают качество речи, расширяют словарный запас.

Новые слова ребенок легче всего усваивает в игре и при сильном эмоциональном подъеме. Для стимулирования эмоционального подъема предложили игру «Фокусы». Нам понадобились прозрачные бутылочки с крышками, вода, гуашь и разноцветные платочки соответствующих цветов. Заполняем бутылки водой примерно на две трети, а крышки изнутри красим гуашью. Она должна быть достаточно густая, чтобы не капнула раньше времени. Аккуратно закрываем бутылку крышкой. Затем предлагаем ребенку показать фокус-покус. Накрываем бутылку платком нужного цвета. Хорошо взбалтываем. Предлагаем взбалтывать маме и ребенку. Открываем и наблюдаем настоящее волшебство. Вода окрасилась в цвет платка.

Во время демонстрации, мы заостряем внимание родителей на возможностях, которые формируются у ребенка, благодаря этой игре. Эта игра поможет не только запомнить названия цвета, умению соотносить предметы по цвету, но и стимулирует ребенка произносить названия основных цветов.

Для того, чтобы активизировать в речи такие слова, как «пока», «лети», познакомить с новым словом (например, с названием нового животного - «слон»), играем в игру с шариками. Нам понадобиться коробочка с крышкой, фигурка животного, с названием которого хотим познакомить ребенка, плоскостное изображение животного, воздушный шарик с гелием.

Начинать игру лучше с неожиданности, чтобы сразу заинтересовать ребенка. Сначала надо показать закрытую коробку, погреметь ею, спросить, кто там. Обязательно дать достать ребенку игрушку из коробки. Назвать и рассмотреть. Показать части животного. Чтобы ребенок запомнил новое слово, нужно играть с фигуркой животного, незаметно пряча её в разных местах, находить и радостно называть это животное все снова и снова. После познакомить с плоскостным изображением, находить его на картинках. А затем, чтобы постараться вызвать у ребенка желание произнести новое слово, привязываем фигурку к воздушному шарику и отправляем в воздушное путешествие, сопровождая словами: «Пока, слоник (олень, ослик, и др.)! Лети!». Мы заостряли внимание родителей на то, что данная игра учит детей фокусировать внимание на новом предмете, развивает не только понятийный словарь, но и через необычные для ребенка задания влияет на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Родителям объяснили, что возраст детей от 1 до 3 лет - это самый благоприятный период для усвоения основ речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий. Что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому надо запастись терпением и объяснять, повторять ребенку снова и снова. Заниматься каждый день по 15-20 минут. И это обязательно поможет добиться успеха. А малыш порадует новыми словами.

После показа и объяснения, родители сами играли с детьми. Многие старались следовать полученным рекомендациям, говорили с детьми эмоционально, старались заинтересовать ребенка речевой деятельностью, хвалили, если ребенок проявлял какую-либо речевую реакцию.

Но некоторые родители стремились только сфотографировать своего ребенка, со стороны наблюдали, как педагог взаимодействует с их ребенком, а сами инициативы при этом не проявляли. Повышение педагогической компетентности таких родителей требует новых форм работы дошкольной организации.

Данная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста на наш взгляд восполняет недостаток практических знаний эффективного взаимодействия родителей с ребенком. Повышается степень осознанности родителями своих обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье. Каждая новая информация может способствовать изменению их поведения в деле развития ребенка.

.Список использованной литературы

Н.С. Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П. Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л. II. Голубева. Из опыта работы с неговорящими детьми. — М., 1951.

Л.М. Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области