Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раскрыть средства развития познавательных универсальных учебных действий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Батлук Ольга Александровна

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Универсальные учебные действия (УУД) — это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагающей механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик — учитель непосредственно влияет на развитие мотивации учащихся и на формирование учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у него остаются не только на уровне запоминания и последующего воспроизведения — ребёнок как бы «пропускает» информацию через себя, что способствует как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования

Дети нового поколения очень непростые, но в то же время очень любят учиться. Они с удовольствием делятся полученной информацией и зачастую знают намного больше, чем педагоги, в узкой направленности. И если научиться использовать эту активность и любовь к обучению и технологиям, то эффект от таких уроков будет на порядок выше.

Безусловно, формирование у учащихся универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Например, чтобы научить ребенка ставить и формулировать проблемы, надо:

- вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;

- затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать;

- научиться сознательно формулировать проблемы;

- в завершении, проконтролировать его.

Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.

Познавательные УУД формируются постепенно. Применение учителем специальных упражнений, методов и приемов, современных образовательных технологий, направленных на формирование познавательных УУД, развивает у младшего школьника осознание «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».

Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей младших школьников, их подготовки к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям к образовательным результатам образовательного стандарта начального общего образования, а одной из важнейших познавательных универсальных действий считают умение решать проблемы и задачи.

Кроме того, следует понимать, что современный мир - это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально, каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни.

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Общеучебные УУД:

- Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия:

- Основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов)

- Умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков)

- Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образовании.

Средства развития познавательных универсальных учебных действий

Создание проблемной ситуации. Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки  не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Структура проблемного урока такова:

1.Постановка проблемы (Мотивация);

2.Поиск решения  (Исследование: работа в малых группах);

3.Выражение  решения (Обмен информации, её классификация),

4.Реализация решения (Применение),

5.Подведение итогов рефлексия.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

Проблемная ситуация «с удивлением» или  «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

- побуждения к созданию противоречия;

- побуждения к формулированию учебной проблемы.

Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат – это  то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Эвристическая беседа. Это форма обучения, организуемая посредством применения вопросно-ответной методики доведения учащихся до самостоятельного познания, делания выводов, решения проблем и учебных задач.

Данная методика обучения относится к проблемным, поскольку предполагает постановку педагогом проблемной задачи, которую учащиеся должны самостоятельно разрешить. Применение этого метода в обучении предполагает организацию беседы таким образом, чтобы она принимала характер постепенного развертывания.

Эвристическая беседа характеризуется следующими особенностями:

- Все вопросы являются логическими элементами и стадиями поиска истины;

- Вопросы беседы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом;

- Поиск нового знания базируется на системе, уже имеющихся знаний и навыков и определяет их продуктивность.

Следует отметить, что построение эвристической беседы не ограничивается определенными границами и не проходит только в рамках, составленных вопросов и их последовательности. Она предполагает активное участие каждого ученика в беседе. Любой желающий может высказать свое мнение, взгляды, открыть спор по тому или иному вопросу.

Совместная деятельность. Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Основные принципы технологии разноуровнего обучения:

- Принцип всеобщей талантливости – нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом;

- Взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;

- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.

Исследовательская деятельность – это осознанная, самостоятельная и ответственно осуществляемая практическая деятельность, направленная на повышение педагогического профессионализма.

В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов

Тестирование. Под термином «педагогическое тестирование» в современной педагогике понимают способ измерения уровня владения информацией у учащихся, на основе педагогических тестов.

Использование интерактивной доски – это периферийное устройство, предназначенное для управления всеми функциями компьютера на большом экране без использования компьютерной мыши и клавиатуры, то есть удаленное управление компьютером.

Основные преимущества:

- Совместима с программами для всех лет обучения;

- Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

- Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Мультимедийная презентация — это целенаправленный коммуникационно-информационный процесс. По форме презентации могут быть самые разные: на выставочном стенде, в классе, по телевидению или радио и т. д. Презентации выступает средством представления и передачи аудитории определенного материала.

Целесообразность применения учебных презентаций в процессе обучения обусловлена рядом факторов:

- Визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

- Возможность систематизации и структурного представления учебного материала;

- Ограниченное количество традиционных источников учебного материала;

- Тиражируемость, простота разработки и корректировки презентации;

Мультимедийная презентация как средство развития познавательных универсальных учебных действий в начальных классах

Появление систем мультимедийных презентационных технологий произвело революцию во многих областях деятельности человека. В настоящее время они широко используются в бизнесе, политике, в сфере информации, и, конечно, очень широко- в образовании.

«Мультимедиа» в переводе с латинского -много сред (иногда переводят как много носителей), «презентация»– передаю, вручаю. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Доказано, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно.

Мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации ,что позволяет использовать из вне зависимости от учебного предмета на любом этапе урока.

Требования к условиям реализации учебного процесса с использованием мультимедийных презентаций:

- компетентность педагога в вопросах поиска, отбора, создания мультимедийных презентаций. 

- проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения мультимедийной презентации. 

- организации образовательной деятельности с учётом санитарно-гигиенических норм, возрастных и других особенностей обучающихся. 

Расширение спектра знаний, выход знаний учащихся за границы одной предметной области. Формирование и развитие помимо программных предметных компетенций познавательных УУД. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Из пассивного участника классно - урочной системы ученик превращается в активного исследователя окружающей среды, решая практические задачи с опорой на достоверные факты из реальной жизни.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что благодаря развитию познавательных процессов, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в современном мире, использование новых компьютерных технологий в учебном процессе, - это не просто изменение технической вооружённости труда учителя – это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Нами была доказана гипотеза, что работа с мультимедийными презентациями несомненно способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, повышению у детей мотивации к учению и формированию индивидуальных, творческих способностей. Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и хорошего знания компьютера, большой предварительной работы. Презентация проходит красной нитью через весь урок, делает его ярким, образным, наглядным, запоминающимся, эмоциональным. Создание уроков-презентаций является творческим стимулом для учителя. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Отмечая все положительные стороны компьютера, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Лишь учитель своим высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся преподавателя в качестве образца для подражания. Главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель, а применение новых технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством при обучении младших школьников.

Список использованной литературы

1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2011.  – 89 с.

2. Дмитриев, А. Е.  Дидактика начальной школы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 228 с. 

3. Золотарева, А. В.  Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 150 с.

4. Кумарин, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования  — 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с.

5. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2011. – 54 с.

6. Михайлова, И.М. Формирование познавательных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2015. – 126 с.

7. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – 72 с.

8. Обухов, А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для среднего профессионального образования — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. 

9. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника. – 2011. – № 5. – 203 с.

10. Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования  — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. 

11. Щеулова Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е.А. Щеулова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. – 2017. – № 1.

12. Особенности развития познавательной сферы младших школьников: сайт.- URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/07/24/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-mladshih (дата обращения: 13.02.2020). –Текст: электронный.

13. Формирование познавательных УУД в начальной школе: сайт.- URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/10/04/formirovanie-poznavatelnyh-uud-na-urokah-v-nachalnoy (дата обращения: 20.03.2020). – Текст: электронный.

14. Роль презентации в учебном процессе: сайт.- URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-rol-prezentacii-v-uchebnom-processe-787440.html (дата обращения: 15.04.2020). – Текст: электронный.

15. Применение мультимедийных презентаций в образовательном процессе: сайт.- URL: https://griban.ru/blog/59-primenenie-uchebnyh-prezentacij-v-obrazovatelnom- (дата обращения: 27.04.2020). – Текст: электронный.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области