«Сузунская средняя общеобразовательная школа № 301 им. В.А. Левина"
633621, Новосибирская область, Сузунский район, р.п. Сузун, ул. Молодежная,3
т. 8 (383-46) 3-25-37, shсool.301.lewin@mail.ru
Методический фестиваль педагогических идей
Номинация «Методическая выставка»
Разработка учебного занятия по внеклассному чтению
Тема:
«Журчала весело река Сузуночка»
(образ реки в творчестве А.П.Казакова)
6 класс
Выполнила : учитель: русского языка и литературы
Кравченко Ирины Геннадьевны
2020г.
(До конца урока тема не записывается.)
На доске: Тема ?
(«Журчала весело река Сузуночка…»,
(образ реки в творчестве А.П.Казакова)
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Дидактическая модель обучения: метод частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Педагогические средства и формы:
Виды деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (поиск материалов к уроку, чтение наизусть).
Оборудование: Оформление доски, кабинета, творческие работы учащихся, выставка книг писателя А. Казакова, музыкальное сопровождение урока: фонограмма с песней поэта, слайд-программа, видео «Фотографии Сузуночки», музыка «Золотые хиты, Воскрешение»(неизвестный исполнитель), «Весна- Талисман»
Межпредметные связи: русская литература, география, музыка .
План урока:
Ход урока
Цели урока:
Задачи: (задачи ставят учащиеся)
Психологический настрой на урок.
Перед уроком : «Волшебная поляна».
Учитель: На улице весна, скоро всё зазеленеет, зацветут первые цветы, . Все эти цветы вырастут в поселке на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть эта волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так и будет всегда! ( ребята прикрепляют изображение тех цветов, которые растут у нас в поселке).
Ход урока. (Слайд№1)
1.Учитель:
- Добрый день. Начинаем наш урок. Пусть для всех этот урок принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. ( Представление гостей.)
Как прекрасен наш край! Каждому ли из нас дано уловить, как дышит земля, как растёт - ворошит трава сухие листья, как проглядывает румянец на берёзах, как преображается наша любимая речка ? Нет, далеко не каждому. И когда вдруг появится рядом счастливый человек, который может и землю чувствовать, и краски различать, и слышать шум воды, а самое главное – передавать нам это через слово, тогда мы говорим о самородном таланте.
(Слайд №2-портрет поэта А.П.Казакова)
2.Звучит музыка « Золотые хиты. Воскрешение.» (Неизвестный исполнитель).
(На фоне музыки дети зачитывают отрывки своих сочинений и стихов о реке Сузунки)
Крючкова Кристина: Сузунка протекает,
А в ней холодная вода.
В Обь она впадает,
Там рыба есть всегда.
Новикова Надя:
«Но больше всего я люблю место, которое в народе называется «водопад». Особенно я люблю бывать там летом. Подходишь и слышишь, как каждая капля ударяется об воду. Хоть целый день любуйся и не надоест.
Я пару раз недалеко от водопада даже купалась, там чистая и теплая вода. Там было много народа, так как лето нас радует жаркими денёчками.
Осенью это место особенно красиво. Подходишь и видишь, как зеленовато-желтые «кораблики» плывут по реке.
А ещё жёлтые листочки похожи на солнышко на голубовато – синем небе.
Зимой речка замерзает, но не теряет своей красоты. Всё в серебре, всё блестит. Хочется унести с собой хотя бы один снежный «алмаз».
Петров Алексей: Водопад красивый есть.
Льется чистою водицей.
В жаркий день приятно здесь
Всем ребятам находиться.
А все дальше по теченью
Там, где Каменка пошла,
Есть родник с водой холодной!
Вот такие вот дела!
Бладурин Сергей: «Есть красивая река Сузунка. По вечерам её лазурные берега так красивы, что многие люди вечерами часто выходят из своих домов, чтобы посмотреть на эту красоту.»
Учитель:
Вот что написал о Сузунке папа Марины Галиевцевой:
Твоей природы нет милей.
Здесь много сосен и елей.
Течёт Сузунка между них,
В ней уйма щук и карасей больших.
Во всей Вселенной среди планет и лун
Нет краше места, чем Сузун!
3.Учитель: Из ваших отрывков сочинений какая получилась наша река ?
(по ходу ответов детей учитель записывает на доске слова – составление кластера)
Теплая вода
Чистая вода
Есть рыба
Лазурные берега
Красиваяхолодная вода
зимой
любимое место-водопад
4.Учитель: Вот такая речка в нашем воображении, сознании.
Но сегодня мы с вами знакомимся с творчеством замечательного поэта Сузуна А.П. Казаковым. Какая наша задача урока?
(ответы детей: узнать, а какая речка в творчестве Казакова. Такая ли как у нас? Или поэт видит её совсем по- другому?)
А тему урока мы сформулируем в конце урока.
Эпиграф к уроку:
(слайд №3)
Алел восток вдали
Багряной струночкой.
Журчала весело
Река Сузуночка.
Но прежде чем говорить о реке в стихах, давайте послушаем
географическую справку о реке Сузуне
5.(Слово группе –«географов»,слайд №5)
6.Учитель:Это научные сведения. А что же пишет о реке Казаков? Но прежде чем знакомится со стихами , прослушаем группу «биографов»)
7.«Биографы» показывают слайды №2,4 (портрет писателя, слайд о его творческом пути)
8.Учитель:Какие же стихи писал Казаков? Какие его книги мы можем почитать? Слово группе «библиотекарей».
9.Ребята делают обзор выставки книг.
10.Учитель: Слово нашим артистам, которые прочтут наизусть стихотворения Александра Павловича .
11.(«Калейдоскоп» стихотворений по выбору учащихся).
Физкультминутка
12.Подготовленный ученик проводит физкультминутку
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.)
Вместе - раз, это — брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один —
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (Прыжки на месте.)
И отправились домой. (Ходьба на месте.)
13.Учитель:А теперь, чтобы почувствовать красоту слова , заполним таблицы, которые лежат у вас на партах
(слайд №6,самостоятельная работа)
Название стихотворения | эпитеты | сравнения | Метафоры (олицетворения) |
«Закваска» | |||
«Чайки-счастья» | |||
«Моя малая родина» | |||
(за определенное время ребята находят художественные средства языка, используемые Казаковым)
Учитель: Что же у нас получилось? (составление кластера)
14. Учитель: Обобщим сказанное (слайд №7)
15. Учитель: Стихи Александра Казакова легко запоминаются, ложатся на музыку, звучат в дружеской компании.
Прослушайте песню «Река Сузуночка» в исполнении Турочка Любовь Борисовны и Савченко Павла Романовича. Слова Александра Казакова, музыка Николая Кудрина, известного Новосибирского композитора.
Аналитическая беседа по произведению « Сузуночка»
(тексты на каждой парте)
- Какие картины вам представились?
- Попробуем определить позицию наблюдателя.
- С помощью каких метафор, олицетворений и эпитетов поэт создал эти картины?
- Почему, как вы думаете, именно так названо стихотворение?
- Что произошло благодаря речке, а без неё было бы невозможно?
- Какие цвета передали бы настроение этого стихотворения?
- Какие особенные слова помогли поэту передать свои чувства?
- Какими звуками наполнено стихотворение?
- Какие глаголы движения употребляет поэт?
- Какое настроение передает нам поэт через это стихотворение?
- Что подарило нам стихотворение?
16.Учитель: каждый человек по-своему видит этот мир, многие стихи Александра Павловича могли бы стать визитной карточкой родного Сузунского края.
Теперь после проделанной на уроке работы мы по-другому увидели нашу любимую Сузунку? Так какая же она у нас получилась совместно с поэтом А.П.Казаковым?
(составление синквейна, слайд №8,запись на доске)
(показ видео-фотографий Сузунки, музыка «Весна»)
17.Учитель: Сформулируйте тему урока (Образ реки в творчестве А. Казакова или «Бежала весело река Сузуночка»).
Как связать тему урока с эпиграфом урока (обучающиеся делают выводы).
18.Дом.задание: Сделать иллюстрацию к стихотворению А. Казакова и подготовить её защиту.
19.Учитель: Итак, для чего? Зачем нам нужно изучать литературу родного края, читать произведения сузунских авторов?(ответы детей).
20.Учитель:
-Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно исследовать произведения нашего поэта, высказать свои чувства о замечательных стихах. На последующих уроках внеклассного чтения мы продолжим разговор о поэтах и писателях нашего края.
21. Рефлексия:
Доскажите слова:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
22. Итоги урока (звучит музыка о Сузуне – исполняет Савченко Павел Романович)