Гирфанова Л.Н.
(Научный руководитель канд. пед. наук, доцент Солощенко М.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют быстрого совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим направлением происходит обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Главной целью современного образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту об основном общем образовании (ФГОС), является формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД), а именно: познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных. Главной задачей личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) на уроке математики является формирование личностного смыслообразования, жизненного самоопределения и нравственно-эстетического оценивания. Математика достаточно сложная дисциплина, но учитель должен правильно разработать программу методики преподавания, чтобы выполнить все требования нового ФГОС, а так же помочь поднять интерес у учащихся. Нужно позаботиться о том, чтобы все учащиеся на уроках математик проявляли инициативу, работали активно, стараться развивать любознательность и интерес к предмету
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) ориентацию в социальных ролях в межличностных отношениях. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ученика в каждом шаге учения.
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1 этап. Вводно- мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе учащиеся должны понять и осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения).
2 этап. Oткрытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3 этап. Формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4 этап. Oбобщение и систематизация. На этом этапе применяем приемы, которые помогают установить связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Личностные универсальные учебные действия можно предложить следующий комплекс заданий: решение задач на уроках математики в основной школе, который содержит разновидность заданий таких как составление задачи из уравнения, устный опрос по теме, задания на внимательность, беседа и т.д.
Для формирования личностных универсальны учебных действий мы представляем комплекс заданий по математике в 5-6 классах
1. Вам нужно по заданным уравнениям составить задачу и решить ее.
Следующий вид можно использовать в такой структуре урока как закрепление нового материала. При решении учениками данного задания по составлению задачи из данных уравнений, формируются результаты: умение работать с новой информацией по теме, развитие логического мышления, способность действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
3. Выберите выражение, которое является уравнением:
Данное задание можно использовать также как изучении нового материала, так и в проверке полученного знания, при выполнении у учеников формируется умение работать с новой информацией по теме «Уравнения», формируются результаты: умение работать с новой информацией по теме «Уравнения», так же отбирать, выделять, обобщать полученную информацию.
4.Выбери уравнение, в котором верно найден корень:
Ответ: = 18 , = 1, = 10.
Этот вид задания можно использовать при закреплении изученного нового материала, домашнего задания, либо при проверке полученных знаний в виде самостоятельной работы, у учеников при выполнении данного задания формируются наблюдательность, интуиция, упорство, воля для достижения цели, самостоятельность
Сложность в формировании личностных универсальных учебных действий происходит в более старших классах так как привить интерес к математике становится сложнее, но мы подобрали комплекс заданий для того что бы создать учебную мотивацию на уроках математики у старших ребят с 7-9 классы.
К примеру, на этапе актуализаций знаний в 7 классе мы предлагаем ребусы.
Данный тип задания можно использовать не только на этапе актуализаций знаний, но также на этапе рефлексии. При решении ребуса у учащихся формируется интерес к предмету, самостоятельность, развивается логическое мышление, а также умение высказывать свою точку зрения и учиться слышать других.
Использование на уроках развивающее - обучающих заданий создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творчески-ми, активными.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ…………………….1
ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ»…………….………………………………………………1
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………………….……...2
КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ……….………...............…3