МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
633010, Россия, Новосибирская обл., г.Бердск, ул. К.Маркса, 54 | <Object: word/embeddings/oleObject1.bin> | Тел./ф.: (383-41) 2-26-83 E-mail: bsk_du19@mail.ru |
Представление опыта работы по теме:
«Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей старших дошкольников»
Подготовила;
Дёмочкина Надежда Афанасьевна,
инструктор по физкультуре МБДОУ№19 «Шустрик»
Бердск, 2020г.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физического совершенства - основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.).
Из большого числа проблем физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении особое место занимает развитие у детей способности сознательно управлять действиями в пространстве, выполнять сложно координированные движения.
В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учёных этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества.
Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам наблюдений и проведения диагностических тестов М.А.Руновой, я сделала вывод, что у воспитанников низкие результаты в челночном беге, отбивания мяча от пола, прыжках на скакалке. А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности.
Подвижная игра –это одно из средств развития физических качеств.
Т.И. Осокина, А.В. Кенеман, А.И. Фомина, Е.Н. Вавилова в своих работах уделяют особое внимание развитию физических качеств посредством подвижных игр, поскольку подвижная игра является интересным, понятным, доступным ребенку видом деятельности.
Цель работы:
Создание оптимальных условий для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем использования системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие координационных способностей.
Задачи:
При разработке системы для развития координационных способностей опиралась на следующие принципы:
- от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации;
- от легкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания);
- от малого к большому (объем нагрузки).
Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата я запланировала свою работу в несколько этапов: на первом этапе я изучила научно-методическую литературу по данной теме. Проанализировала основные методы и приёмы, определила средства развития координационных способностей. Подобрала и систематизировала методический материал
В работах В.И. Ляха выделены следующие фундаментальные координационные способности человека.
Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную и слухомоторную координацию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы.
Способность к равновесию – сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, чередование мячей разного веса при метании в цель.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.
Программа обучения и воспитания детей», рекомендуемая ФГОС, предлагает следующие подвижные игры для старшего дошкольного возраста: «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Краски», «Лягушки и цапля», «Кто самый меткий», «Перелет птиц» и др. Эти игры способствуют развитию координационных способностей детей, но выбор их невелик.
Я заметила, что одни и те же игры чередуются между собой в течении года, поэтому дети быстро теряют к ним интерес, играют без особого желания, а значит развитие координационных способностей не происходит. Поэтому я и стала искать в литературе различные интересные игры, а также придумывать варианты к хорошо известным играм.
Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными. А также игры- забавы (в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях – бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами и т.д.) и игры-эстафеты.
Я подобрала и условно разделила игры на группы, которые влияют в большей степени на ту или иную координационную способность:
1. способность к реагированию («Хитрая лиса», «Воробьи - вороны», «Выжигалы», «Найди свой цвет», «Третий лишний» и т.д.).
2. дифференцированные способности («Картошка», «Выбить кегли», «Мяч в ведро», «Съедобное- несъедобное», «Я знаю», «Мячом в цель» «Белки – собачки», «Мяч через сетку» и т.д)
3. способности к равновесию ( различные виды «классиков», «Петушиный бой», «Перетягивание каната». «Чехарда». «Коршун и наседка» и т. д)
4. ритмическую способность (хороводные игры, прыжки через скакалку, «На златом крыльце…», «Часики»)
5. способность к ориентировке («Жмурки», «Прятки». «Камень, дерево, железо», «Штандер», «Шишки, желуди, орехи» и т.д.)
А также задания для игр-эстафет.
Исходя из моего опыта работы, в подвижных играх, планируемых на прогулке и в группе, а также на физкультурных занятиях, я уделяю особое внимание на четкое выполнение правил детьми и вариативность.
1 В играх, развивающих способность к реагированию:
а) изменяла вид движения в игре (прыгать не на двух, а на одной ноге «зайцы и волк»; какое-то расстояние проходить с закрытыми глазами «тише едешь – дальше будешь»);
б) изменятла способ выполнения движения (идти не прямо, а змейкой, какой-то отрезок ползти на коленях «Наступление»);
в) вводила дополнительные задания (в процессе движения 3 раза повернуться вокруг себя; когда тебя поймают, встать на скамейку –сделать 5 приседаний и повернуться 3 раза вокруг себя, потом продолжить игру: «Пятнашки»);
г) вводила дополнительных водящих или ограничения для них (салить только левой рукой, не ловить тех, кто присел и руки вытянул вперед);
д) изменяла ритм подачи сигнала к движению и стартовые положения: «воробьи –вороны»;
2. В целях формировании способности к ориентированию вводила правила:
а) требующие сохранения маршрута движения, использование всего пространства. Определение местоположения предметов и отношения между ними («Камень, дерево, железо»);
б) чтение маршрута по схемам (детям дается план-схема игры, по которой они рассказывают: где стоят дети, как они расположены, где находится водящий, в какую сторону можно бежать и т. д.);
в) изложение маршрута детьми (дети вначале затрудняются в пересказе. Они не могут найти соответствующих пространственных терминов, обозначающих положение играющих и отношение между ними, поэтому в объяснение игры принимают участие все дети, дополняя рассказ друг друга);
г) привлекала детей к созданию вариантов игры, играя в тот, который наиболее понравился всем детям (в игре «Третий лишний», вместо последнего ребенка – бежит первый или сразу двое детей);
д) систематически использовала пространственных терминологий (противоположная сторона, влево - вправо, вперед-назад, вдоль – поперек и т. д.);
3 В играх с мячом, которые развивают способность к дифференцированию, вводила правила:
а) в этих играх, водящий должен не только наблюдать за действием других детей, но и готовится к броску. («Выжигалы», «Мяч через сетку»);
б) обращала внимание, на то, чтоб ребенок как следует прицелился и на связь выбора способа броска с расстоянием до цели (снизу, сверху от груди, сбоку). («стой», «не давай мяч водящему»);
в) сначала тренировала детей стрелять по неподвижной мишени, а затем по движущей мишени. («стой»).
г) усложняла тем, что вводила дополнительные задания (подбросить мяч 5 раз и поймать, перед тем как осалить, или отбить мяч о землю и т. д.), («меткий стрелок»);
д) осуществляла броски мячами разной величины и разными по весу (игровые упражнения).
4. В играх, способствующих развитию равновесия обращала внимание на:
а) в играх типа «ловишек» вводила следующие варианты:
ловишка не дотрагивается до тех, кто успел замереть в заранее договоренной позе (стоя на одной ноге, сделать «ласточку» и т.д.) Эти усложнения развивают у детей способность к равновесию. («Море волнуется раз», «Ловишка»)
б) в играх типа «Коршун и наседка», «Схвати дракона за хвост» обращала внимание детей, что нельзя отцеплять руки друг от друга, тянуть товарищей в стороны, специально падать. Отмечала, что если ребята не будут стараться удержать равновесие, то они нарушат правила игры, играть будет неинтересно.
5. В играх, развивающие ритмическую способность: (это как правило хороводные игры и игры с речитативом «Если нравится тебе, то делай так», «Ходит Ваня». А так же игры с длинной и короткой скакалкой «Опа-опа , Америка, Европа …», «шел крокодил, трубку курил…») обращала внимание детей на совместные согласованные действия, определенный ритм выполнения движений.
6. Значительное место среди игр занимают игры - эстафеты со специально подобранными заданиями.
Способность к реагированию | Способность к равновесию | Способность к ориентированию | Способность к дифференцированию | Ритмическая способность |
«на сигнал-повернись вокруг себя», «сорви ленту», «бег из разных стартовых положений», «бежать, только на взмах флажка», «туда ходьбой – обратно бегом» | «на одной ножке – по дорожке», «тяни- толкай», «по кочкам»,. «по узенькой дорожке с мешочком на голове», «не намочи ног», «бег между предметами», «мяч на ракетке» | «собирай, только красные», «сколько шагов, прыжков до ориентира», «до красной кегли – бегом, до синей – ползком», «чья команда быстрее построится» | «ведение мяча вперед», «поймай мяч от капитана и брось ему опять», «передача мяча в команде друг другу над головой и под ногами», «попади в корзину, обруч», «прокати мяч до ориентира». | «через скакалку до ориентира», «повтори ритмический рисунок», «не сбейся с ритма», «взявшись за руки- выполняй движение – кто дружней» |
Почти в каждой подвижной игре я использую сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Я Здесь!» в игре «Хитрая лиса» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движений: из построения в круг, дети стремительным разбегаются в разные стороны от «лисы». (способность к реагированию)
При проведении подвижных игр напоминаю и о красоте движений. Например, что зайчики прыгают легко, а кошка ходит мягко, чтобы дети легче входили в образ.
Не стоит также забывать о грамотном распределении физической нагрузки в играх, чтоб у ребят не возникло переутомления. Для этого использую следующие приемы:
а) устраиваю кратковременные перерывы или провожу игры без перерывов, увеличиваю или уменьшаю время в игре;
б) удлиняю или сокращаю дистанции для перебежек: увеличиваю или уменьшаю размеры площадки для игр, изменяю число и трудность препятствий;
в) изменять количество повторений в игре, а также общее время на игру;
г) увеличиваю или сокращаю число игроков в играющем коллективе.
Для оценки эффективности применения подвижных игр и игр-эстафет для развития координационных способностей детей я использовала наблюдение и диагностические тесты М.А. Руновой в начале и конце года:
1. Челночный бег 3 раза по 10 м
2. Статическое равновесие
3. Подбрасывание и ловля мяча
4. Отбивание мяча от пола
5. Прыжки через скакалку.
6. Гибкость
Опыт работы показал эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений для развития координационных способностей. Критерием эффективности проведенной работы явился прирост показателей уровня координационных способностей при повторной оценке уровня координационных способностей на конец года, по сравнению с исходными результатами начала года.
Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и, собственно, развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений я провожу в образовательной деятельности в зале и на улице, а также на физкультурных праздниках и развлечениях. А также подобранные мною подвижные игры предлагаю воспитателям для проведения на прогулке и в группе и детьми в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников. - ООО «Издательство „Спорт“», Москва, 2016.
2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. — С.331-332.
3. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. — 2003. — Т-1. — С. 230-232.
4. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
5. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С.29-33.
6. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. — 138 с.
7. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод.пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. — М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 151 с.
8. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М.Миронова. — Минск: Нарасвета, 1989. — 176 с.