МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ 44 «Сибирячок»)
ПОЗНОВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ КРАЙ, МОЯ ЮГРА»
(сроки реализации проекта с 01.10.2019 г. по 29.03.2020 г. (6 месяцев))
Педагог реализующий проект:
Волохова Наталья Анатольевна
Воспитатель
г. Сургут
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию
«Мой край, моя Югра»
Название проекта | «Мой край, моя Югра» |
Ф.И.О. педагога, реализующего проект | Волохова Наталья Анатольевна |
Год разработки | 2019 г. |
Цель | формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре |
Задачи | Образовательные: Познакомить детей с понятиями «Наш край», «Тайга» и с названиями городов и округа. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Развивающие: Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры. Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем. Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края. |
Ожидаемые результаты | Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках. Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры). Повысился интерес к окружающему миру своего края. Знают некоторых представителей животного и растительного мира, «Красной книги Югры». Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей. Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи. Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки. Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности. |
Срок реализации проекта | с 01.10.2019 г. по 29.03.2020 г. (6 месяцев) |
Возраст воспитанников | от 6 до 7 лет |
Формы занятий | игровая |
Методическое обеспечение | Наглядный: Наблюдение - рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея. Практический: чтение художественной литературы, разгадывание и отгадывание загадок, беседы, рассказы из личного опыта,составления рассказов, придумывание загадок и сказок, рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии в музей, экспериментирование. Игровой: сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и физкультурные минутки, настольно - печатные игры, танцы, игры-соревнования. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта: Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Нефтеюганска, других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить детей с понятиями «Наш край», «Тайга» и с названиями городов и округа.
Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Развивающие:
Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
Воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Воспитанник, имеющий представление о растительном и животном мире, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
2. Воспитанник, владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность;
3. Воспитанник, любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски
для игр и развлечения, соответствующую литературу, подборку консультаций для
родителей.
4. Подобрать художественную литературу, сборники произведений для чтения,
заучивания и рассказывания детям.
5.Подобрать предметные и сюжетные картинки, фотографии для рассматривания.
6.Подготовить материал для показа видео презентаций.
II ЭТАП – ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Общий срок реализации исходной программы | 01.10.2019 г. по 29.03.2020 г |
Возраст воспитанников | от 6 до 7 лет |
Сроки | Тема | Программное содержание |
Октябрь | НОД «Путешествие породному краю» | Расширить представления о своей малой Родине, обогащать представления о своем крае. Воспитывать любовь к родному краю. |
Презентация «Символика нашего края» | Формировать представления о символике города, значимости его в истории страны. Воспитывать гражданственность и патриотизм. | |
Ноябрь | Беседа «Есть город на Севере» | Расширить представление о родном городе, крае, городе Ханты – Мансийск, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному городу |
Презентация «Югорское народное творчество» | Познакомить с декоративно –прикладным искусством народов Югры. Воспитывать любовь кпрекрасному. | |
Рисование «Узоры ханты и манси» | Продолжать закреплять представление о Югорской национальной одежде, закреплять умения, совершенствовать развивать чувство формы и композиции. | |
Презентация «Города Югры» | Познакомить детей с городами нашего округа. Их символикой. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут. Воспитывать любовь к своей малой Родине. | |
Декабрь | Чтение сказок народов ханты и манси | Познакомить детей с произведениями национальных писателей. |
Лепка – коллективная работа «Северные олени» | Закреплять умение детей создавать коллективную композицию; закреплять навыки работы с пластилином, полученные в детском саду; побуждать детей к использованию разнообразных приемов и способов лепки. | |
Экскурсия в музей «Природа и быт Югры» | Развивать познавательных интересов, формировать, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о музейных экспонатах. Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом; | |
Игра - викторина «Моя Родина — Югра» | Формирования у детей первоначальных знаний о малой родине, социокультурных ценностях, традициях, праздниках коренных народов Югры. | |
Январь | Конструирование «Панорама тайги» | Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. |
Рассматривание иллюстраций «Природа вокруг нас» | Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. | |
Беседа «Жилище народов Севера» | Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес. | |
Февраль | «Северная собака» Конструирование из бумаги | Закрепить представления детей о животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиямжизни). Развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира. |
Чтение хантыйской сказки «Мисне» | Закрепить представления детей о животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиямжизни). Развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира. | |
Рассматривание иллюстраций «Животные Севера» | Закрепить представления детей о животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиямжизни). Развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира. | |
Март | «Традиционный орнамент Югры» Рисование «Раскрась орнамент» | Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае, уважительное отношение к традициям и культуре коренных жителей Югры. |
Рассматривание альбома «Природа и животные севера» | Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры Воспитывать любовь и уважение к животным. | |
Презентация «Праздники коренных народов Севера» | Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры. |
Работа с родителями:
1. Развлечение совместно с родителями «Праздник Дружбы Народов».
2. Консультации для родителей
3. «Подвижные игры народов Севера»
4. «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста»
5. Альбом (родители совместно с детьми) «Традиции народов Севера»
6. Мастер класс «Лесные животные»
7. Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно - иллюстративного материала, создание презентаций, видеороликов.
III ЭТАП – ИТОГОВЫЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ).
1.Повышение правовой и педагогической культуры родителей в вопросах формирования нравственно-патриотических чувств.
2.Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов ДОО, их коммуникативных качеств.
3.Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4.Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию историко-географических представлений о ХМАО – Югре у детей старшего дошкольного возраста.
5.Повышение уровня компетенций в области социально-нравственного воспитания у всех участников проекта.
Заключение:
В данном проекте показано сотрудничество педагога и родителя в художественно-эстетическом развитии ребенка. Взаимодействие с родителями через изучение индивидуальности семей, планирование организации совместной деятельности. Данный проект содержит перспективное планирование работы с детьми и план работы с родителями.