Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Творческие задания как способ самореализации учащихся

Расширить знания учителей начальных классов о разнообразии творческих заданий для самореализации учащихся. Создать условия для творческой активности учителя.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное образовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»

Творческие задания

как способ

самореализации учащихся.

Подготовила

учитель начальных классов Гукова М.В.

г.Лянтор


Творческие задания как способ самореализации учащихся.

Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.

Поэтому, одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о воображении и творчестве у детей, развитии этого воображения и творчества и о значении творческой работы для общего развития и становления ребенка.

В период начального обучения основной в жизни ребенка становится учебная деятельность. Отсюда логично предположить, что в данный период в целях перспективного углубления и совершенствования механизмов воображения учебная деятельность должна стать ведущей в реализации потребности в творчестве. Особое значение в этом отношении имеет урок литературы, так как в центре урока стоит художественное произведение как продукт творчества. При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи младших школьников.

На уроках можно предложить учащимся разнообразные творческие задания:

- сочинить небылицу;

- сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент;

- используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию);

- придумать свою басню и оформить ее;

- сочинить загадки о временах года;

- придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить;

- написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе;

- придумать свою путаницу;

- оформить обложку к сказке, программу спектакля;

- нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу;

- придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках;

- нарисовать то, что красивее всего;

- придумать слова для игры.

- инсценирование сказки,

- чтение по ролям;

- составление кроссвордов,

- пересказ от имени персонажей,

- составление вопросов по содержанию,

- придумать свой конец сказки,

- подобрать пословицу к сказке,

- чтение того что вымышлено, а что правдиво,

- прочитать с помощью жестов, когда один читает, а другой изображает,

- нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.

- пересказ по иллюстрации

Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное творчество или драматизация.

А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.

И вот какие считалочки получились у ребят:

Раз, два, три, четыре
Я считаю мух
Как увижу сразу
Называю вслух
Вот одна, а вот другая
Ты пойдёшь со мной
И ещё кого – нибудь
Прихватишь за собой.

Но кроме этого ребятам можно попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:

Антошка – картошка,
Соломенная ножка

Сам с ноготок,
Голова с локоток

Даётся задание:

“Попробуй нарисовать иллюстрации к этим дразнилкам”

Или:

“Нарисуй диафильм к этой небылице:

Шла лисица по мосту
Несла вязанку хворосту
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок”.

Или при изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.

На уроках обучения грамоте используется много стихотворного материала, например, Азбука в картинках С.Я Маршака или его же “Про всё на свете”, “Забавная азбука” и т.д.

Н-р, эта буква широка и похожа на жука и т.д.

Затем можно организовать стихотворные диалоги разной степени трудности.

Двум ученикам даются две одинаковые карточки и после двух – трёх минут подготовки предлагается прочесть диалог учителю и всему классу.

Например, “историю о храброй собаке”

1.Собака, что лаешь?

2.Волков пугаю.

1. Собака, что хвост поджала?

2. Волков боюсь.

Или: На уроке рисования, занимались “кляксованием”, делали кляксы и дорисовывали их до какого-либо образа. Затем на уроках литературы придумывали названия и тексты к кляксам. Получалось такое:

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве

Ярко это проявляется в диалогах. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме.

Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним.

Или:

Разговор писателя со своими героями и т.д.

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным “автором” или читателем, но поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.

Различные формы учебной работы, её способы и приёмы, способствуют развитию творческих способностей.

Конкурс стихов на лучшего чтеца.

Конкурс рисунков по произведениям писателей.

2. Сочинение рассказов.

Сочинение сказок.

Написание мини-сочинений.

Стихосложение.

Баю – баюшки – баю,
Живёт котик на краю.
Я коточка позову,
К колыбельке приглашу,
Колыбельку покачать,
И песенку напевать.

В 1–2-м классе дети обучаются умению отгадывать загадки, а в 3–4-м классе пробуют сами сочинять. Загадки очень разнообразны и по содержанию и по происхождению.

5. Турниры-викторины, в которых участвует несколько команд, каждая из которых готовит вопросы-задачи и ответы-решения по изученной теме или по изученному произведению. Такое совместное творческое дело, объединяющее в себе особенности викторины и турнира, расширяет кругозор ребят, развивает их познавательные интересы, формирует умение вести совместный поиск истины. Главное при проведении турнира-викторины – это совместный поиск решения трудных познавательных задач, обмен мыслями, впечатлениями и предложениями.

6. “Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности способствует вовлечению всех в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора. Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.

7. “Аукцион знаний”. Это познавательное творческое дело, связанное условно с “распродажей” литературного произведения с целью приобретения о нём исчерпывающих знаний. Каждая микрогруппа изучает дополнительную литературу об авторе произведения, находит материалы об истории создания произведения, может инсценировать отрывки и т.д. для того, чтобы на аукционе как можно больше рассказать о произведении, полнее раскрыть тему и основную мысль.

8. “Творческая мастерская”. Она создаёт условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей ребёнка. Дети представляют для обсуждения работы собственного сочинения различных жанров и тематики.

9. “Юный критик”. Учитель предлагает произведения современных детских поэтов и писателей. Задача учащихся высказать своё мнение о произведении, дать ему характеристику, оценить по пятибалльной системе, доказать значимость данного произведения для детской литературы.

10. Выпуск литературной газеты. Тематика газеты может быть различной: посвящена юбилею писателя, какому – либо празднику, времени году и т.д. Но одно условие должно соблюдаться обязательно: все произведения и заметки должны быть придуманы, написаны только учениками.

Сначала на уроках обучения грамоте ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».

Например:Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – … (жираф)

Смотрится
В чайник
Кофейник
Пузатый.
– Ах! – говорит он. –
Какой я … (носатый!)

Такие пробы, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом, шутками – ведь это экспромт. После таких занятий постепенно можно перейти к подбору рифм к словам, а далее к сочинению двустиший и четверостиший. Часто уроки литературы интегрируются с уроками изобразительного искусства.

Урок литературы в первом классе

Тема: Рифма и ритм. (превращение клякс в предметы, придумывание строк к изображению)

мышка …(шишка), книжка …(крышка), гол…(кол), огурец – (молодец).
Тучка по небу гуляла,
Тучка песню напевала.

Урок литературы во втором классе

Тема: «Весело текли вы, детские года…» (по стихотворению И.З.Сурикова «Детство»)

«Зимние развлечения».

Разнообразные задания в «Чудо прописи» В.А. Илюхиной развивают и обогащают речь, они формируют способность к анализу, синтезу, сравнению:

1. Допиши недостающее слово:

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал…

2. Составь из слов предложения (можно добавлять другие слова)

Зима, снег, пушистый…

3. Переставь в слове буквы так, чтобы получилось новое слово (анаграммы):

атлас – салат

полка – лапка

сокол – колос

тьма – мать

4. Из букв данного слова составь новое слово:

ловкость – кость, волк, сок, воск, локоть.

Детям очень нравится думать, рассуждать, мыслить. Важную роль в развитии речевого творчества имеет работа с чистоговорками, скороговорками, считалками.

Приведу пример:

При изучении буквы г :

Гриша гусениц не любит,
Грушу гусеница любит.

Задания:

-прочитай скороговорку с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово;

-вырази мимикой, жестами, голосом восхищение;

-постарайся изобразить удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду, возмущение;

-придумай жизненные ситуации, когда можно эту фразу сказать по-разному.

1. Среди данных слов (картинок) найди рифмующиеся слова, соедини их стрелками.

Зимой

убежал

Дрожал

ёлки

Волки

домой

Ясно

опасно

Дверь

зверь

2. Игра «Поймай рифму».

Бросаю мяч и называю слово, задача ребёнка – поймать мяч и придумать слово, рифмующиеся с моим словом, а затем бросить мне мяч и сказать своё слово.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:

На уроках русского языка проведение “творческих пятиминуток”:

Например: Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу
Оля читает бабушке.
Оля читает.

Например: Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.

Например: Ребята пришли из школы.
Мальчишки пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Озорники пришли из школы.

Данные упражнения формируют умение свободно владеть предложением в процессе беседы, пересказа, сочинительства.

Например: Выпал снег, Алёша вышел загорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

В лесу раздавались весёлые трели кукушки.

Мужик взял пилу и пошёл в лес пилить дерево.

И т. п.

Данное упражнение развивает внимание к тексту, умение точно построить высказывание, осмысленно употреблять то или иное слово.

Например: Воробей поселился в скворешне.

Кто поселился в скворешне? Воробей.
Что сделал воробей? Он поселился в скворешне.
Где поселился воробей? В скворешне.
В скворешне ли поселился воробей? В скворешне.
Воробей ли поселился в скворешне? Да, воробей.
Поселился ли воробей в скворешне? Да, поселился.
Какая птица поселилась в скворешне? Воробей.
Кто справил новоселье в скворешне? Воробей.
Где нашёл приют воробей? В скворешне.
Данное упражнение помогает детям осмыслять текст, оформлять свои высказывания, готовит к содержательному анализу текста.

Процесс становления творческой личности - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет. Результат первого этапа - поэтические страницы ребят, с которыми знакомятся родители и ученики. Творчество должно привести к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти своё место в жизни, быть нужным и полезным людям - вот это и будет главным результатом моей работы. Насколько верно выбран путь покажет время …

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем.

Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться:) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль.

Нужно научиться мечтать (фантазия - цемент скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

Создавать "законченную вещь", то есть произведение.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

Например. 1. Возьмите разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.

2. Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

4. Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

5. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).

Свет - яркий, ласковый, живой;

солнце - ...

утро - ...

лампа - ...

костер - ...

свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;

ночь - ...

вечер - ...

пещера - ...

6. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;

бревно - коробка;

облако - дверь;

кукла - снег.

7. Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

8. Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

9. Подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

10. Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.

11. Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

12. "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

13. Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

14. Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

15. Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.

16. Игра "Теремок". Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

17. "Собери фигурки". Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

18. "Нелепицы". Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

19. Игра "Что на что похоже ". 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

20. "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

21. "Волшебные кляксы ". Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

22. Игра "Словоассоциации". Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

23. Игра "Хорошо - Плохо".

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Развитие логики на уроках математики при решении задач.

 Начиная с 1800 года в России стали издаваться сборники занимательных задач, так как считалось, что элемент занимательности облегчает обучение, развивает мышление, память. К таким задачам относятся задачи с интересным содержанием или способом решения, а так же математические игры, задачи, касающиеся интересных свойств чисел и геометрических тел. Такие задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить.
Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения.

Научить детей решать такие задачи – значит научить их логически мыслить, вручить им ключ к решению подобных ситуаций встречающихся в жизни.
а) К задачам повышенной сложности относятся такие задачи, в которых связи между данными и искомым выражены необычно: ( У Пети три куска проволоки, причем второй на 2 м. длиннее первого, а третий - длиннее второго на 3м. На сколько длиннее третий кусок, чем первый?). А так же такие задачи, в которых сформулирован нестандартный вопрос: « Хватит ли? Смогут ли? Успеют ли? ». Решение задач повышенной сложности помогает выработать у детей привычку вдумчиво относиться к содержанию задачи и разносторонне осмысливать связи между данными и искомыми.
б) Многие задачи могут быть решены разными способами. в) Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
г) Полезно включать задачи, имеющие насколько решений. Решение этих задач будет способствовать формированию понятия переменной.
д) Упражнения по составлению и преобразованию задач являются очень эффективными для обобщения способа их решения.

 Использование заданий творческого характера на уроках в начальной школе помогает мне:

- формировать творческую личность;

- готовить детей к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности;

- развивать логическое мышление, память, речь, воображение, фантазию;

- вызывать интерес у учащихся к новым знаниям;

- закреплять уже имеющиеся у детей знания и навыки по предметам;

- осуществлять межпредметную связь.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области