Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Подготовили: Купцова Е.Н., Зверева О.П., воспитатели высшей квалификационной категории СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский.
Аннотация. Данная статья содержит материал из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель, которой показать, что задачей педагога является оказание каждому ребёнку с ОВЗ помощи в раскрытии его внутреннего мира. Ведь у таких детей снижен интерес к обучению, они быстро утомляются. Я считаю, что продуктивная деятельность мотивирует ребёнка с ОВЗ, решает ряд как педагогических, так и личностных проблем. Только на этих занятиях ребёнок может увидеть продукт своего труда, а самое главное - испытать радость и успех!
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, продуктивная детская деятельность, коррекционная работа, художественно-творческие способности.
Работая с детьми c ограниченными возможностями здоровья, нужно включать коррекционную работу во всевозможные виды деятельности. Самая благоприятная деятельность для этого - продуктивная.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, играет в этот период важную роль в развитии психики ребёнка. Материал необходимо подавать ребёнку в игровой форме, чтобы вызвать его интерес и побудить к действиям. Различная деятельность с бумагой, карандашами, ножницами, пластилином, красками - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Такие занятия также отражают и углубляют представления детей об окружающих их предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности. Этим и определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.
К сожалению, большинство дошкольников с ОВЗ без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия почти не овладевают продуктивной деятельностью. Поэтому необходимо сoздать педагогические условия для формирования у детей с ОВЗ интереса к продуктивной деятельности с помощью применения различных нетрадиционных техник и игровых технологий, которые стимулировали бы творческий потенциал детей и развивали их художественно-творческие способности.
Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.
Продуктивные виды деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого получить продукт.
Какова же цель педагога в этом направлении?
- создавать ситуации, стимулирующие активность детей, побуждающие их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.
Задачи:
- создание эмоционально-положительного настроения;
- развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;
- формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера.
Продуктивная деятельность состоит из двух блоков: изобразительная и конструктивная.
Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию.
Рисование – одно из обожаемых занятий детей, которое даёт большой простор для проявления их творческих способностей. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют всё, что их интересует, это могут быть отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, сказочные герои, пейзажи и т.д.
Существуют как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования, такие как: метод мятой бумаги, пальчиковая живопись, кляксография, штампинг.
Своеобразие лепки заключается в объёмном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приёмами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, такими, как глиной, пластилином, солёным тестом.
Ещё один вид изобразительной деятельности – аппликация. В процессе занятий дети узнают о простых и сложных формах различных предметов, части которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют формированию и развитию математических представлений.
Конструирование – это практическая деятельность, которая заключается в соединении отдельных частей. Целью конструирования является получение определённого цельного предмета.
Конструирование из различных материалов больше других видов продуктивной деятельности связано с игрой. Игра довольно часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она даёт возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Следует отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки ребенка к школе. Развивая необходимые для обучения качества, она делает это ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей.
В детском саду применяются виды конструирования из строительного материала, бумаги, природного и бросового материалов.
Так что же развивается у ребёнка с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности?
- развивается речь: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь;
- формируются такие качества, как инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность, умение довести работу до конца;
- создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается своё отношение к нему;
- развивается мускулатура пальцев, рук;
- умение работать в коллективе.
Таким образом, продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Все вышеперечисленные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальномеё развитии, а также влияют на общее развитие и поведение детей с ОВЗ.
Литература:
1.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности».- М.: Академия.- 2010
2.Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы»
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь особому ребёнку»
4.Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- Москва: Мозаика – Синтез, 2011
5.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность детей в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2016
6.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»- СПб.: КАРО, 2010
7.Прохорова Л. «Развиваетм творческую активность дошкольников»- Дошкольное воспитание.- 2009
8.Интернет-ресурсы