Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по теме "Фонетика"

Цель создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению темы «Фонетика». Задачи. Образовательные систематизировать и обобщить знания по теме «Фонетика» отработать на практике выполнение фонетического разбора слов формировать умение высказываться на лингвистическую тему, применять ранее полученные знания в новой ситуации. Развивающие развивать устную и письменную связную речь учащихся, память, логическое мышление, воображение развивать творческие способности учащихся. Воспитательные воспитывать интерес к изучению русского языка, к художественному слову развивать творческие способности учащихся учить выступать перед товарищами, высказывать и доказывать собственное мнение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Антонова Ирина Андреевна.
Класс: 5 «В».

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина».

Тема: Фонетика.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Вид: урок-практикум.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению темы «Фонетика».

Задачи. Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме «Фонетика»; отработать на практике выполнение фонетического разбора слов; формировать умение высказываться на лингвистическую тему, применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Развивающие: развивать устную и письменную связную речь учащихся, память, логическое мышление, воображение; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к художественному слову; развивать творческие способности учащихся; учить выступать перед товарищами, высказывать и доказывать собственное мнение.

Литература: Русский язык. Учебник 5 класс. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.. Методические рекомендации. Авторы: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/17/trenazher-po-teme-fonetika http://www.infourok.ru http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-fonetika.html .

Оборудование: картинки Деда Мороза, Снегурки и новогодних фонарей; ёлочка из бумаги; карточка и картинка со словарным словом; карточки(схемы); папки с разборами; сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаком; бумажные домики; карточки с утверждениями; презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы
урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Создание эмоционального настроения, включение в познавательную деятельность на личностно-значимом уровне.

– Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать. Хорошего настроения. Садитесь. Откройте ваши тетради. Далее сделайте запись: «Восемнадцатое декабря. Классная работа».

(Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.)

Настраиваются на занятие.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия.

Oсознают учебно-познавательную задачу; формируют мотивацию к учебной деятельности.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание условий для развития у учащихся умения ставить цель.

Формирование умения целеполагания, представления о результатах деятельности.

1.Вводная беседа.

– Дети, подскажите, какой приближается праздник? Совершенно верно, приближается праздник – Новый год.

– Наш кабинет подготовлен к встрече долгожданного праздника. Посмотрите на окна, каких увидели новогодних персонажей?

Правильно, Снегурочку и Деда Мороза.

– Какая первая буква в слове Снегурочка?

Действительно, буква с.

– Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот раздел – синтаксис.

– Что изучаем мы в этом разделе? Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, текст, а также правила их построения.

– Еще мы с вами увидели Деда Мороза. Какая первая буква в слове Мороз? Конечно, это буква м.

– Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот разделы – морфология или морфемика.

– Что изучаем мы в данных разделах? Морфология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи. Морфемика – раздел науки о языке, который изучает виды морфем и морфемный строй слова.

– Взгляните еще раз на окна. На окнах развешаны новогодние фонарики. Какая первая буква в слове фонарик? И сейчас вы правы, это буква ф.

– Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот раздел –фонетика.

– Что изучаем мы в данном разделе? Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

– Мы сейчас назвали много разделов нашего богатого русского языка, а с каким разделом мы работаем последние уроки? Верно, мы работаем с разделом под названием «Фонетика».

– Все вы дома нарядили или будете наряжать ёлочку. Вот сегодня и мы с вами будем наряжать звуки в новогоднюю одежду и украшать вот эту фонетическую елочку.

– Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока: «Фонетика».

(Организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока или использует задание, способствующее определению темы урока.

Мотивирует обучающихся на определение темы урока.

Обращает внимание детей на демонстративный материал: на окнах висят картинки Деда Мороза, Снегурки и новогодних фонарей, на доске прикреплена ёлочка из бумаги.

Учитель записывает на доске тему.)

Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают собственное мнение об актуальности данной проблемы.

Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика», формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопросы.

Планируют необходимые действия, управляют своим поведением (контроль, оценка своего действия).

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации; высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой информации; сохраняют и принимают учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; учатся выделять и формулировать важность проблемы.

III. Актуализация знаний.

Создание условий для активного включения учащихся в работу.

Выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

1.Словарно - орфографическая работа.

– Ребята, сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Как иначе можно назвать словарное слово? Совершенно верно, словарное слово – это слово традиционного написания. В школьной практике слова традиционного написания называем словарными.

– Давайте раскроем лексическое значение слова. Как вы понимаете выражение «лексическое значение слова»? Термин «лексическое» или, как в последнее время стали говорить, «смысл слова» – это его содержание.

– Какой смысл у слова пороша? На странице 180 ваших учебников вы найдете значение данного слова. Действительно, пороша – первый, только что выпавший снег. Проговариваем правильно слово с правильной постановкой ударения в слове.

– Какая орфограмма в данном слове?

Правильно, орфограмма – безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением.

– В какой позиции гласный звук? Верно, в слабой позиции.

– Почему в слабой позиции находится гласный звук? Вы правы, на звук не падает ударение.

Записываем слово правильно в тетрадь, прописываем всю строку, ставим ударение и подчеркиваем орфограмму. Картинку пороши прикрепляем к ёлочке.

– Давайте составим со словом именное словосочетание со связью согласование.

Что такое словосочетание?  Делаем вывод, словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

– Как вы понимаете выражение «именное словосочетание»? Действительно, именным называется словосочетание, в котором главное слово – имя существительное.

–Какая связь в словосочетании? Правильно, связь в словосочетании – согласование.

– В чем заключается этот вид связи? Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

– Ребята, какие придумали словосочетания?

Первая пороша, легкая пороша.

– Давайте составим простое распространенное предложение со словом пороша. Вспомним, что такое предложение? Делаем вывод, предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

– Как определяем, что предложение простое? Действительно, простое предложение имеет одну грамматическую основу.

– Дети, как определяем, что предложение распространенное? Совершенно верно, если в предложении есть второстепенные члены, то предложение распространенное.

Записываем предложение на доске и в тетрадях.

Мы поехали в лес по первой пороше.

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои ответы с ответами других учеников.
Конструируют предложения и словосочетания. Знакомятся с новым словом, с его написанием и лексическим значением.

Развивают аккуратность, формируют навыки каллиграфии.

Развивают грамотность, орфографическую зоркость.

Понимают и сохраняют поставленную цель.
Учатся выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Используют речь для регуляции своего действия.
Формулируют собственное мнение и позицию.

(развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.)

Учатся проявлять старательность, правильно располагать материал в тетради, вести аккуратные записи в тетради. Учатся оформлять каллиграфическое написание букв, буквосочетаний. Запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивают словарный запас устной монологической речи. Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Создание условий для повторения ранее изученного материала и формирование рациональных способов применения его на практике.

Установление преемственных связей прежних и новых знаний.

1.Работа с карточками.

– Дети, у вас на столах разложены карточки. Вам необходимо вставить пропущенные слова. В итоге у вас получится схема деления на группы всех звуков речи.

1.Работа с карточками.

– Дети, у вас на столах разложены карточки. Вам необходимо вставить пропущенные слова. В итоге у вас получится схема деления на группы всех звуков речи.

2.Фронтальный опрос.

– Давайте проверять правильность заполнения карточек и попутно повторять то, что нам известно о звуках. На какие две большие группы делятся звуки речи?

Делаем вывод, все звуки речи делятся на гласные и согласные.

– На какие две группы делятся гласные звуки? Действительно, все гласные звуки делятся на ударные и безударные.

– Сколько гласных звуков в языке? Назовите их. Вы правы, в языке 6 гласных звуков. Звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

– Ребята, какие есть буквы, которые могут передавать один или два звука? Действительно, это буквы: е, ё, ю, я.

– В каких случаях буквы эти обозначают два звука? Вы правы, если буквы стоят в абсолютном начале слова, после разделительных ь и ъ, после других гласных.

– На какие две группы делятся согласные звуки? Правильно, все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.

– Какие знаете сигналы мягкости? Верно, это буквы: я, е, ё, ю, и, ь. Эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

– Назовите буквы, которые передают всегда твердые звуки? Молодцы, это буквы: ж, ц, ш.

– Назовите буквы, которые передают всегда мягкие звуки? Молодцы, это буквы: ч, щ, й.

– На какие три группы делятся согласные звуки? Действительно, все согласные звуки делятся на звонкие, сонорные и глухие. Молодцы, выполнили это задание. Эти карточки возьмите себе для напоминания материала на следующих уроках.

3.Игра «Укрась фонетическую ёлочку».

Ребята, сейчас мы будем наряжать елочку, она прикреплена на доске. Шарики у нас необычные. Я достаю шарик, а на нем расположен звук. Вы выходите к доске, записываете характеристику звука, только тогда мы помещаем шарик на фонетическую ёлочку.

Записывают ученики в тетрадь характеристику согласных звуков.

[с] — согл. глух., тв..

[й’] — согл., сонорн., мягк..

[ж] — согл., звон., тв..

[ц] — согл., глух., тв..

3. Индивидуальная работа.

– Сейчас выполним фонетический разбор. У вас на столах лежат папки с фонетическим разбором. Прочитайте разборы, освежите знания. Отгадайте загадку, и вам станет известно слово. Разбор этого слова мы и будем выполнять. (Ученик выполняет разбор у доски, комментирует выполнение, появляется слайд с правильным разбором.)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. Ответ: мороз.

моро´з [м а р о с]

мороз — 2 слога.

м—[м]— согл., сонорн.,тв..

о—[а]— гл., безуд..

р—[р]— согл., сонорн., тв..

о—[о]— гл., ударн..

з—[с]— согл., глух., тв..

________________________________________

5 б., 5 зв..

– Разбор следующего слова вы выполните в тетрадках самостоятельно, затем проверим правильность выполнения.

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. Ответ: снег.

сне́г [с н’ э к]

снег – 1 слог

с—[с]— согл., глух., тв..

н—[н’]— согл., сонорн., мягк..

е—[э]— гл., ударн..

г—[к]— согл., глух., тв..

________________________________________

4 б., 4 зв..

– Сейчас проверим ваши разборы. Ученик зачитывает разбор.

ёлка [й’ о л к а]

ёлка – 2 слога.

ё—[й’]— согл., сонорн.,мягк..

[о´]— гл., ударн..

л—[л]— согл., сонорн., тв..

к—[к]— согл., глух., тв..

а—[а]— гл., безуд..

________________________________________

4 б., 5 зв..

(На доске прикреплена ёлочка из бумаги, учитель украшает ее шариками со звуками. Заранее на партах разложены папки с разборами.)

Работают по карточкам. Работают в тетрадях, заполняя таблицу. Проверяют, делают вывод. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, анализируют результаты деятельности.

В игровой форме дают характеристику звукам.

Один ученик выполняет фонетический разбор у доски.

Выполняют фонетический разбор самостоятельно. Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов. Выполняют самопроверку.

Отгадывают загадки.

Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов.

Выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Осваивают новые виды деятельности в игровой форме.

Учатся выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Создание условий для более осознанного освоения тематического материала.

1.Игра «Рассели жильцов».

–У нас есть еще украшения на нашу ёлочку. Эти украшения – домики. Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Ученик будет выходить к доске и по количеству звуков и букв в слове определять в какой домик слово поместить.

(Пример пояснения. В слове «сшить» пять букв, но четыре звука. Буква «ь» не имеет звукового значения. Помещаем это слово во второй домик. Во втором домике живут слова, в которых букв больше, чем звуков.)

Слова: вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья, работа, якут, море, день.

В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Слова: вьюга, семья, работа, море.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

Слова: морковь, сшить, день.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слова: ёж, баян, якут.

– Вы прекрасно справились с этим заданием.

(На доску вывешивает учитель домики:

1.букв = звукам;

2.букв> звуков;

3.букв <звуков.)

Выполняют учебные действия по разработанному плану. В игровой форме используют речь для регуляции и обоснования своего действия.

Учатся строить последовательность действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Учатся воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Учатся применять ранее полученные знания.

VI. Физкультминутка.

Создание условий для снятия напряжения, применение здоровьесберегающих упражнений.

Показывают упражнения подготовленные ученики.

Как на параде.

       Мы ногами топ – топ,

       Мы руками хлоп – хлоп!

       Мы глазами миг – миг.

       Мы плечами чик – чик.

       Раз – сюда, два – туда,

       Повернись вокруг себя.

       Раз – присели, два – привстали.

       Руки кверху все подняли.

       Сели – встали, сели – встали,

       Ванькой – встанькой словно стали.

       Руки к телу все прижали

       И подскоки делать стали,

       А потом пустились вскачь,

       Будто мой упругий мяч.

       Снова выстроились в ряд,

       Словно вышли на парад.

       Раз – два, раз – два,

       Заниматься нам пора.

Выполнение несложных физических упражнений под негромкую музыку.

Учатся одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Создание условий для устранения недочетов в овладении материалом.

1.Работа с сигнальными карточками.

– Ребята, у вас на столах присутствуют сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаком. Еще лежат листочки с утверждениями. Мы сейчас будем читать утверждения, если вы с ним согласны, то поднимаете вверх карточку с восклицательным знаком. Если с утверждением вы не согласны, то поднимаете вверх карточку с вопросительным знаком.

1.Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (!)

2.Звуки [ч’], [щ’], [й’] всегда мягкие. (!)

3.Согласных звуков шесть. (?)

4.В сонорных согласных звуках голос преобладает над шумом. (!)

5.Глухие согласные состоят только из шума. (!)

6. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных. (?)

7. Буквы л, м, н, р, й обозначают сонорные звуки. (!)

8. Буквы е, ё, ю, я, и, ь указывают на мягкость предыдущего согласного. (!)

(На столах заранее раскладывает учитель карточки с восклицательным и вопросительным знаком.

На столах лежат листочки с утверждениями.)

Отвечают на вопросы учителя, работая с сигнальными карточками.

Выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.

Планируют необходимые действия, операции.

Осваивают новые виды деятельности, работы на уроке.

VIII. Подведение итогов занятия.

Создание условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на занятии.

1.Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. Дети, у вас на столах лежат карточки с восклицательным и вопросительным знаком. Задумайтесь. Каждый проанализируйте свою работу на уроке. Если ты научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаешь основные характеристики звуков, но не уверен, что самостоятельно сможешь правильно работать пока по данной теме, то поднимай вверх вопросительный вопрос.

Если ты научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаешь основные характеристики звуков, то поднимай вверх восклицательный знак.

2.Комментированное оценивание.

3.Домашнее задание.

– Домашнее задание вы выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.

Вопросительный знак – выполнить упр.320 стр.146 (4 слова).

Восклицательный знак – выполнить упр.320 стр.146 (2 слова).

– Итак, ребята, спасибо вам большое за вашу активность и доброжелательность. Мне с вами очень легко и приятно работать. До свидания!

Отвечают на вопросы, рассуждают, анализируют результаты деятельности своей и других учеников на уроке.

.

Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников.

Выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области