ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Антонова Ирина Андреевна.
Класс: 5 «В».
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина».
Тема: Фонетика.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Вид: урок-практикум.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению темы «Фонетика».
Задачи. Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме «Фонетика»; отработать на практике выполнение фонетического разбора слов; формировать умение высказываться на лингвистическую тему, применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Развивающие: развивать устную и письменную связную речь учащихся, память, логическое мышление, воображение; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к художественному слову; развивать творческие способности учащихся; учить выступать перед товарищами, высказывать и доказывать собственное мнение.
Литература: Русский язык. Учебник 5 класс. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.. Методические рекомендации. Авторы: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/17/trenazher-po-teme-fonetika http://www.infourok.ru http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-fonetika.html .
Оборудование: картинки Деда Мороза, Снегурки и новогодних фонарей; ёлочка из бумаги; карточка и картинка со словарным словом; карточки(схемы); папки с разборами; сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаком; бумажные домики; карточки с утверждениями; презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. | Создание эмоционального настроения, включение в познавательную деятельность на личностно-значимом уровне. | – Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать. Хорошего настроения. Садитесь. Откройте ваши тетради. Далее сделайте запись: «Восемнадцатое декабря. Классная работа». (Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися.) | Настраиваются на занятие. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия. | Oсознают учебно-познавательную задачу; формируют мотивацию к учебной деятельности. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание условий для развития у учащихся умения ставить цель. Формирование умения целеполагания, представления о результатах деятельности. | 1.Вводная беседа. – Дети, подскажите, какой приближается праздник? Совершенно верно, приближается праздник – Новый год. – Наш кабинет подготовлен к встрече долгожданного праздника. Посмотрите на окна, каких увидели новогодних персонажей? Правильно, Снегурочку и Деда Мороза. – Какая первая буква в слове Снегурочка? Действительно, буква с. – Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот раздел – синтаксис. – Что изучаем мы в этом разделе? Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, текст, а также правила их построения. – Еще мы с вами увидели Деда Мороза. Какая первая буква в слове Мороз? Конечно, это буква м. – Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот разделы – морфология или морфемика. – Что изучаем мы в данных разделах? Морфология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи. Морфемика – раздел науки о языке, который изучает виды морфем и морфемный строй слова. – Взгляните еще раз на окна. На окнах развешаны новогодние фонарики. Какая первая буква в слове фонарик? И сейчас вы правы, это буква ф. – Какой раздел науки о языке начинается с данной буквы? Правильно, этот раздел –фонетика. – Что изучаем мы в данном разделе? Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. – Мы сейчас назвали много разделов нашего богатого русского языка, а с каким разделом мы работаем последние уроки? Верно, мы работаем с разделом под названием «Фонетика». – Все вы дома нарядили или будете наряжать ёлочку. Вот сегодня и мы с вами будем наряжать звуки в новогоднюю одежду и украшать вот эту фонетическую елочку. – Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока: «Фонетика». (Организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации. Мотивирует обучающихся на определение темы урока. Обращает внимание детей на демонстративный материал: на окнах висят картинки Деда Мороза, Снегурки и новогодних фонарей, на доске прикреплена ёлочка из бумаги. Учитель записывает на доске тему.) | Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают собственное мнение об актуальности данной проблемы. Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика», формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопросы. | Планируют необходимые действия, управляют своим поведением (контроль, оценка своего действия). Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации; высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой информации; сохраняют и принимают учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; учатся выделять и формулировать важность проблемы. |
III. Актуализация знаний. | Создание условий для активного включения учащихся в работу. Выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | 1.Словарно - орфографическая работа. – Ребята, сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Как иначе можно назвать словарное слово? Совершенно верно, словарное слово – это слово традиционного написания. В школьной практике слова традиционного написания называем словарными. – Давайте раскроем лексическое значение слова. Как вы понимаете выражение «лексическое значение слова»? Термин «лексическое» или, как в последнее время стали говорить, «смысл слова» – это его содержание. – Какой смысл у слова пороша? На странице 180 ваших учебников вы найдете значение данного слова. Действительно, пороша – первый, только что выпавший снег. Проговариваем правильно слово с правильной постановкой ударения в слове. – Какая орфограмма в данном слове? Правильно, орфограмма – безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением. – В какой позиции гласный звук? Верно, в слабой позиции. – Почему в слабой позиции находится гласный звук? Вы правы, на звук не падает ударение. Записываем слово правильно в тетрадь, прописываем всю строку, ставим ударение и подчеркиваем орфограмму. Картинку пороши прикрепляем к ёлочке. – Давайте составим со словом именное словосочетание со связью согласование. Что такое словосочетание? Делаем вывод, словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. – Как вы понимаете выражение «именное словосочетание»? Действительно, именным называется словосочетание, в котором главное слово – имя существительное. –Какая связь в словосочетании? Правильно, связь в словосочетании – согласование. – В чем заключается этот вид связи? Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова. – Ребята, какие придумали словосочетания? Первая пороша, легкая пороша. – Давайте составим простое распространенное предложение со словом пороша. Вспомним, что такое предложение? Делаем вывод, предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. – Как определяем, что предложение простое? Действительно, простое предложение имеет одну грамматическую основу. – Дети, как определяем, что предложение распространенное? Совершенно верно, если в предложении есть второстепенные члены, то предложение распространенное. Записываем предложение на доске и в тетрадях. Мы поехали в лес по первой пороше. | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои ответы с ответами других учеников. Развивают аккуратность, формируют навыки каллиграфии. Развивают грамотность, орфографическую зоркость. | Понимают и сохраняют поставленную цель. (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.) Учатся проявлять старательность, правильно располагать материал в тетради, вести аккуратные записи в тетради. Учатся оформлять каллиграфическое написание букв, буквосочетаний. Запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. Развивают словарный запас устной монологической речи. Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. | Создание условий для повторения ранее изученного материала и формирование рациональных способов применения его на практике. Установление преемственных связей прежних и новых знаний. | 1.Работа с карточками. – Дети, у вас на столах разложены карточки. Вам необходимо вставить пропущенные слова. В итоге у вас получится схема деления на группы всех звуков речи. 1.Работа с карточками. – Дети, у вас на столах разложены карточки. Вам необходимо вставить пропущенные слова. В итоге у вас получится схема деления на группы всех звуков речи. 2.Фронтальный опрос. – Давайте проверять правильность заполнения карточек и попутно повторять то, что нам известно о звуках. На какие две большие группы делятся звуки речи? Делаем вывод, все звуки речи делятся на гласные и согласные. – На какие две группы делятся гласные звуки? Действительно, все гласные звуки делятся на ударные и безударные. – Сколько гласных звуков в языке? Назовите их. Вы правы, в языке 6 гласных звуков. Звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. – Ребята, какие есть буквы, которые могут передавать один или два звука? Действительно, это буквы: е, ё, ю, я. – В каких случаях буквы эти обозначают два звука? Вы правы, если буквы стоят в абсолютном начале слова, после разделительных ь и ъ, после других гласных. – На какие две группы делятся согласные звуки? Правильно, все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. – Какие знаете сигналы мягкости? Верно, это буквы: я, е, ё, ю, и, ь. Эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного звука. – Назовите буквы, которые передают всегда твердые звуки? Молодцы, это буквы: ж, ц, ш. – Назовите буквы, которые передают всегда мягкие звуки? Молодцы, это буквы: ч, щ, й. – На какие три группы делятся согласные звуки? Действительно, все согласные звуки делятся на звонкие, сонорные и глухие. Молодцы, выполнили это задание. Эти карточки возьмите себе для напоминания материала на следующих уроках. 3.Игра «Укрась фонетическую ёлочку». Ребята, сейчас мы будем наряжать елочку, она прикреплена на доске. Шарики у нас необычные. Я достаю шарик, а на нем расположен звук. Вы выходите к доске, записываете характеристику звука, только тогда мы помещаем шарик на фонетическую ёлочку. Записывают ученики в тетрадь характеристику согласных звуков. [с] — согл. глух., тв.. [й’] — согл., сонорн., мягк.. [ж] — согл., звон., тв.. [ц] — согл., глух., тв.. 3. Индивидуальная работа. – Сейчас выполним фонетический разбор. У вас на столах лежат папки с фонетическим разбором. Прочитайте разборы, освежите знания. Отгадайте загадку, и вам станет известно слово. Разбор этого слова мы и будем выполнять. (Ученик выполняет разбор у доски, комментирует выполнение, появляется слайд с правильным разбором.) Без рук, без ног, А рисовать умеет. Ответ: мороз. моро´з [м а р о с] мороз — 2 слога. м—[м]— согл., сонорн.,тв.. о—[а]— гл., безуд.. р—[р]— согл., сонорн., тв.. о—[о]— гл., ударн.. з—[с]— согл., глух., тв.. ________________________________________ 5 б., 5 зв.. – Разбор следующего слова вы выполните в тетрадках самостоятельно, затем проверим правильность выполнения. Бел как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. Ответ: снег. сне́г [с н’ э к] снег – 1 слог с—[с]— согл., глух., тв.. н—[н’]— согл., сонорн., мягк.. е—[э]— гл., ударн.. г—[к]— согл., глух., тв.. ________________________________________ 4 б., 4 зв.. – Сейчас проверим ваши разборы. Ученик зачитывает разбор. ёлка [й’ о л к а] ёлка – 2 слога. ё—[й’]— согл., сонорн.,мягк.. [о´]— гл., ударн.. л—[л]— согл., сонорн., тв.. к—[к]— согл., глух., тв.. а—[а]— гл., безуд.. ________________________________________ 4 б., 5 зв.. (На доске прикреплена ёлочка из бумаги, учитель украшает ее шариками со звуками. Заранее на партах разложены папки с разборами.) | Работают по карточкам. Работают в тетрадях, заполняя таблицу. Проверяют, делают вывод. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, анализируют результаты деятельности. В игровой форме дают характеристику звукам. Один ученик выполняет фонетический разбор у доски. Выполняют фонетический разбор самостоятельно. Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов. Выполняют самопроверку. Отгадывают загадки. Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов. | Выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осваивают новые виды деятельности в игровой форме. Учатся выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Создание условий для более осознанного освоения тематического материала. | 1.Игра «Рассели жильцов». –У нас есть еще украшения на нашу ёлочку. Эти украшения – домики. Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Ученик будет выходить к доске и по количеству звуков и букв в слове определять в какой домик слово поместить. (Пример пояснения. В слове «сшить» пять букв, но четыре звука. Буква «ь» не имеет звукового значения. Помещаем это слово во второй домик. Во втором домике живут слова, в которых букв больше, чем звуков.) Слова: вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья, работа, якут, море, день. В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Слова: вьюга, семья, работа, море. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. Слова: морковь, сшить, день. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв. Слова: ёж, баян, якут. – Вы прекрасно справились с этим заданием. (На доску вывешивает учитель домики: 1.букв = звукам; 2.букв> звуков; 3.букв <звуков.) | Выполняют учебные действия по разработанному плану. В игровой форме используют речь для регуляции и обоснования своего действия. | Учатся строить последовательность действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Учатся применять ранее полученные знания. |
VI. Физкультминутка. | Создание условий для снятия напряжения, применение здоровьесберегающих упражнений. | Показывают упражнения подготовленные ученики. Как на параде. Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп – хлоп! Мы глазами миг – миг. Мы плечами чик – чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора. | Выполнение несложных физических упражнений под негромкую музыку. | Учатся одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Создание условий для устранения недочетов в овладении материалом. | 1.Работа с сигнальными карточками. – Ребята, у вас на столах присутствуют сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаком. Еще лежат листочки с утверждениями. Мы сейчас будем читать утверждения, если вы с ним согласны, то поднимаете вверх карточку с восклицательным знаком. Если с утверждением вы не согласны, то поднимаете вверх карточку с вопросительным знаком. 1.Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (!) 2.Звуки [ч’], [щ’], [й’] всегда мягкие. (!) 3.Согласных звуков шесть. (?) 4.В сонорных согласных звуках голос преобладает над шумом. (!) 5.Глухие согласные состоят только из шума. (!) 6. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных. (?) 7. Буквы л, м, н, р, й обозначают сонорные звуки. (!) 8. Буквы е, ё, ю, я, и, ь указывают на мягкость предыдущего согласного. (!) (На столах заранее раскладывает учитель карточки с восклицательным и вопросительным знаком. На столах лежат листочки с утверждениями.) | Отвечают на вопросы учителя, работая с сигнальными карточками. | Выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Планируют необходимые действия, операции. Осваивают новые виды деятельности, работы на уроке. |
VIII. Подведение итогов занятия. | Создание условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на занятии. | 1.Рефлексия. – Наш урок подходит к концу. Дети, у вас на столах лежат карточки с восклицательным и вопросительным знаком. Задумайтесь. Каждый проанализируйте свою работу на уроке. Если ты научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаешь основные характеристики звуков, но не уверен, что самостоятельно сможешь правильно работать пока по данной теме, то поднимай вверх вопросительный вопрос. Если ты научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаешь основные характеристики звуков, то поднимай вверх восклицательный знак. 2.Комментированное оценивание. 3.Домашнее задание. – Домашнее задание вы выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке. Вопросительный знак – выполнить упр.320 стр.146 (4 слова). Восклицательный знак – выполнить упр.320 стр.146 (2 слова). – Итак, ребята, спасибо вам большое за вашу активность и доброжелательность. Мне с вами очень легко и приятно работать. До свидания! | Отвечают на вопросы, рассуждают, анализируют результаты деятельности своей и других учеников на уроке. . | Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников. Выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности. |