Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия "Невидимка воздух".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия "Невидимка воздух".

Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха.

Задачи:

Оборудование и материалы:

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

(Звучит лёгкая приятная музыка).

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

Ребята, я предлагаю вам поиграть. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

Почему вы открыли ротики и убрали руку? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

Воспитатель: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).

Основная часть занятия

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Посмотрите, что у меня есть. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

Воспитатель: сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

(Один ребенок выполняет, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

Воспитатель: Что сейчас в пакете?

Дети: Кубики.

Воспитатель: Какой стал пакет?

Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей).

(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

Воспитатель: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

Дети: Ничего. (он стал опять плоским)

Воспитатель: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

Дети: Шипение, так выходит воздух.

Воспитатель: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: А какой он по цвету?

Дети: Бесцветный.

Воспитатель: Хотя воздух невидим, бесцветен всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

Практическая часть занятия

Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

Воспитатель: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

Воспитатель: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель  выполняет опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

Воспитатель:  А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

Опыт 2. “Как увидеть воздух”

Воспитатель: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился, воздух.

Вывод: Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх.

Опыт 3. “Воздух есть во всех предметах”

Воспитатель предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Дети: да, нет (мнения разделились).

Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Дети: Не знаем, воздух.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в емкость с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей).

Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

Физкультурная минутка

Раз – руки вверх махнули,
И при том вздохнули,
Два – три нагнулись, пол достали,
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.

Опыт 4. “Как почувствовать воздух”

Воспитатель: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).

Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган.

Опыт 5. «Дудочка»

Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.

Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой, воет в окошке и т.д.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 6 “Запахи воздуха”

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. Я вам дам баночки, откройте крышки и понюхайте. Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Какой у тебя в баночке запах? Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

Этюд четыре стихии.

Земля – опустить руки;

Вода – вытянуть руки вперед;

Огонь – спрятать руки за спину;

Воздух - поднять руки вверх.

Заключительная часть занятия

Беседа с детьми.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

Дети: Мы им дышим!

Воспитатель: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).

Какой воздух нам нужен?

Дети: Чистый, свежий!

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

Воспитатель: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

Воспитатель: Всегда ли нам воздух друг?

Дети дают разные ответы.

Воспитатель: А где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

Воспитатель: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

Рисование воздухом. Кляксография.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области