Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Гончарова Н.Н.

к.и.н., преподаватель истории

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. 

Возрастает ответственность учебных учреждений за их интеллектуальное, творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности школьников.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом.

Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1, с.10].

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решениеми предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [2, с. 13]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. 

На уроках истории необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного.

Учитель должен обучить приемам рационального чтения, «маркированного чтения» и др. Работа по памяткам характеристики событий, исторических деятелей, государства развивает умения и навыки работать по образцу или по плану, или по алгоритму. Чтение и составление хронологических, сравнительных и обобщающих таблиц, диаграмм, схем и графиков развивают аналитические способности.

Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках истории являются необходимым условием для формирования целостной картины мира и исторического развития. Младшие подростки способны подбирать дополнительный материал по теме, опираясь на сформулированные учителем вопросы. Учитель должен научить делать выписки, работать со справочной литературой. Неоценимую помощь могут оказать библиотечные уроки, на которых обучающиеся знакомятся с разными видами исторической литературы и учатся работать с библиотечными каталогами. Одним из способов формирования навыков учебной исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученик сопоставляет разноплановую информацию, должен следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний[3, с. 189].

Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории.

На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими работами, очень важен адекватный выбор темы. Значимо учитывать, как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя (через библиотеку).

Сегодня в меняющемся мире учителю нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо деятельностное включение в процесс своей подготовки, то есть умение выстраивать исследовательскую позицию по отношению к себе и своей деятельности, критически анализировать и оценивать эффективность проводимых работ. Успешность работы будет зависеть и от освоения им методов реализации компетентностного подхода, и от использования технологии методов проектов и исследовательского метода обучения, и от готовности перейти от оценки к аутентичному оцениванию с помощью «портфолио».

В заключение следует отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории является залогом высокого уровня знаний учащихся по предмету.

Списокиспользуемых источников

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области