Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по изобразительной деятельности «Фантазия»

Цель программы развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий по изобразительной деятельности рисованию. Задачи • развивать творческие способности на занятиях изобразительной деятельностью рисованием • научить воспитанников строить композицию на основе воображения и фантазии. • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 01 от «05» сентября 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 22 «Планета детства»

______________ Полякова Е.В.

Приказ №218 от «05» сентября 2017 года

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

по изобразительной деятельности

«Фантазия»

Автор:

Воспитатель

Белоногова Н.М.

Срок реализации:

1 год

Возраст: 6-7 лет

г.Ханты-Мансийск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

4

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4

Планируемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Этапы реализации программы

6

2.2

Описание вариативных форм, способов и средств реализации программы

8

2.3

Взаимодействие взрослых с детьми

8

III

Организационный раздел

3.1

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

9

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды

10

3.3

Материально-техническое обеспечение программы

11

3.5

Планирование образовательной деятельности

11

3.6

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

16

3.7

Перечень литературных источников

17

Приложения

18

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особом внимании в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, творческой деятельности.  

Большие возможности для развития творческого воображения детей представляет изобразительная деятельность, а именно рисование,когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.Изобразительная деятельность (рисование) является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Дети получают удовольствие от рисования потому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение.

Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима дополнительная организация изобразительной деятельности, а именно специально разработанные развивающие занятия по рисованию. Это послужило мотивацией для разработки дополнительной общеразвивающей программыдошкольного образования по изобразительной деятельности «Фантазия» (реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).

Актуальность

В настоящее время в связи с новыми задачами, стандартами, выдвинутыми системой образования, актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Многие педагоги и психологи отмечают, что современному человекунедостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

Современная педагогическая наука рассматривает воображение как важнейшую сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В последние годы на страницах психолого-педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Большинство авторов связывает генезис воображения с овладением детьми дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной (А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских и др.), музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова и др.), изобразительной (Л.С. Выготский, И.А. Сакулина, В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.), художественно-литературной (О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая, М.М. Рыбакова, Г.Д. Кириллова и др.).

Программа разработана самостоятельно и направлена на расширение и дополнение содержания образовательных областей обязательнойчасти основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №22 «Планета детства»:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие».

Дополнительная программа реализуются через совместную деятельность

взрослых и детей и самостоятельную деятельность при проведении практической части.

1.2. Цель программы: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий по изобразительной деятельности (рисованию).

Задачи:

1. 3 Принципы и подходы программы

Программа представляет собойцикл занятий, направленных на развитие творческого воображения.При составлении блока занятий идёт ссылка на разработки С.Г. Королёва, А.М.Страунинг.

В основе программы лежит ряд положений:

- сензитивность периода старшего дошкольного возраста для развития воображения;

- учет ведущего вида деятельности, занятия построены в доступной и интересной форме, строятся на основе игровых ситуаций;

- учет факторов, тормозящих развитие творчества: ориентация на успех, когда ребенок боится дать правильный ответ, нестандартный ответ; ориентация на мнение сверстников; запрещение вопросов и ограничение инициативы.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

1.3.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам групп общеразвивающейнаправленности.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимостьопределения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от

29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

К целевым ориентирам дошкольного образования в области «изобразительная деятельность» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможныхдостижений ребенка:

Группа

общеобразовательной

направленности

детей

Достижения ребенка

старшего дошкольного возраста

Ребенок проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует

бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

В процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, декоративно-прикладного

искусства.

Любит рисовать, лепить, создавать аппликации; по собственной инициативе рисует, лепит необходимые для игр объекты, предметы украшения.

Освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует аккуратность в создании изображения.

Может организовать рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.

Перед поступлением в школу

Ребенок проявляет устойчивый интерес к произведениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, предметы народных промыслов.

Экспериментирует в создании образа; в ходе собственной деятельности проявляет инициативу,

самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

Демонстрирует высокую техническую грамотность.

Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

2.1. Основные этапы занятий

Программа состоит из 15 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, как дополнительные занятия по рисованию.

Общая продолжительность занятия составляет 30 минут, учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Работа проводится в группе по 10 человек, что позволяет получить детям необходимую поддержку своим потенциальным способностям и индивидуализировать подход педагога к дошкольникам.Каждое занятие имеет тематическую направленность, сопровождается спокойной, тихой музыкой.

Все занятия построены по определенной структуре, в которую включены такие этапы:

- организационный;

- мотивационный;

- практический;

- подведение итогов занятия (рефлексия).

1) Организационный этап

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

На данном этапе используются различные формы приветствия: «взявшись за руки, поздороваться с различной громкостью голоса», «поприветствовать друг друга закрытыми глазами, прикасаясь рукой к плечу соседа», «прошептать своё имя, как это бы сделал ветер», «поздороваться друг с другом, используя любые невербальные средства», «передать мяч по кругу со словами «Я рад тебе (имя ребёнка), рад видеть на занятии», «Дружбаначинается с улыбки», «Я здесь» и другие по усмотрению педагога.

2) Мотивационный этап

Цель: привлечь детей на выполнение задания через создание интересной ситуации, принятие цели детьми.

Мотивация позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме.На этом этапе используются игры («Новогодний хоровод», «Путешествие по Выдумляндии», «Волшебные облака», «Птица, рыба, зверь», этюд «Передай снежок по кругу» и др.); обсуждение проблемы («Игрушки», «Колдовство дракона» и др.); иллюстрации, схемы. Проводятся пальчиковые игры:«Овечки», «Алые цветки», «Перчатки», «Дружба» и другие по усмотрению педагога.

3)Практический этап

Цель: практическое выполнение рисунка детьми

Практическая деятельность детей. Детям предлагаютсяразные темы порисованию: «Новогоднее настроение», «Рыба, птица, машина», «Волшебные кляксы», «Незаконченные картина», «Выдумляндия», «Необычная игрушка», «Волшебные облака», «Волшебная снежинка», «Несуществующее животное», «Кляксы» и др.

4) Подведение итогов занятия (рефлексия)

Цель: дать эмоционально-положительную оценку.

Каждая работа оценивается только положительно.

Были использованы: игры «Пожелание», «Солнечные лучики», коллективное обсуждение,рассказ детей по своим рисункам, прощание в необычной форме (прощание голосами животных, птиц и др.).

Перед началом реализации программы, до начала проведения занятий и по окончании реализации программы проводится диагностическое исследование.

дошкольников до проведения развивающих занятий;

Цель: провести первичную диагностику уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

2) Проведение формирующего этапа;

Цель: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий по изобразительной деятельности (рисованию).

3) Исследование уровня развития творческого воображения у старшихдошкольников после проведения развивающих занятий;

Цель: провести повторную диагностику, сравнить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В конце каждого этапа работы проводится анализ полученных данных.

В процессе соблюдаются следующие требования:

Используются диагностические методики: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Рисунок» Р.С. Немова; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Формы, методы и средства, используемые в организации образовательной деятельности с воспитанниками, зависят от:

возрастных особенностей воспитанников;

индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;

личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;

- степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).

В работе с воспитанниками используются следующие методы:

1. Методы приобщения детей к эстетическим ценностям и формирования эстетической культуры личности: показ; наблюдение; объяснение; анализ; слушание музыки; рассматривание картин или иллюстраций; беседа; художественное слово; пример взрослого.

2. Методы приобщения детей к эстетической и художественной деятельности: обследование; показ образца; упражнение; игровые методы и приёмы.

3. Методы и приёмы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей:

- создание поисковых и проблемных ситуаций;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных способностей и возрастных особенностей развития.

Формы реализации Программы: основная форма организации образовательной деятельности – групповая в виде занятия (непрерывная образовательная деятельность или организованная образовательная деятельность).

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими.В Программе присутствуютпартнерские отношения взрослого и ребенка в ДОУ. Это является разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития». Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно в этом возрасте необходимо через различные педагогические технологии развивать творческое воображение ребенка.В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций.

Для развития творческого воображения немаловажен и уровень мышления дошкольника: в дошкольном возрасте оно характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

В части социально-коммуникативного развития к семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. В данном направлении важную роль играют занятия по изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики и закрепления графических навыков, а также при обсуждении результатов продуктивной деятельности (рисунки, наброски) активно развивается монологическая и диалогическая речь, интенсивно растет словарный запас ребенка.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально меняющая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова), поэтому мы с вами несем большую ответственность при создании уголка искусств в разных возрастных группах. Для создания предметно-развивающей среды, центра искусств, в группе следует руководствоваться следующими принципами:

-Содержательно-насыщенной;

- Полуфункциональноть среды;

- Трансформируемость среды;

- Вариативность среды.

Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации программных задач в образовательном процессе и включать в себя:

- Свободную самостоятельную деятельность детей, выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками.

- Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей.

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно - развивающая среда в группе, уголок искусств в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учетом новых требований. Наполняемость и оформление уголка должны иметь свои варианты в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможности помещения. Для того, чтобы уголок искусств действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения.

Формы организации уголка искусств.

- Расположение (доступность, эстетичность, универсальность, подвижность)

- Использование детского дизайна в оформлении.

- Наличие игровых персонажей.

- Оборудование для рисования, лепки и аппликации.

- Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал)

- Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.

- Доска для рисования мелом.

- Мини-музей (народной игрушки).

- Силуэты одежды, предметы декоративно-прикладного искусства.

- Предметы быта (вышивка, расписная посуда, подносы и т. д.)

Обязательно наличие дидактических и развивающих игр по темам рисования.

Материалы и оборудования центра искусств должны создавать оптимально насыщенную, целостную среду. Следует систематически проводить анализ предметно-развивающий среды центра с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Правильно организованнаяпредметно-развивающая среда центра искусствпомогает педагогу группы реализовать программу и выполнить следующие задачи:

- Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

- Формирование навыков изобразительной деятельности.

- Воспитание эстетических чувств.

- Формирование индивидуального коллективного творчества, возможности самореализоваться.

- Формирование и умение определять жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

- Узнавать и называть предметы и объекты народно-прикладного творчества.

- Формирование и умение использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу.

Развивающие занятия по изобразительной деятельности (рисованию) по дополнительной программе «Фантазия»

Занятие №1

Тема: Несуществующее животное

Ход занятия

Игра «Птица, рыба, зверь». Дети расположены в кругу. Водящий стоит в центре, по очереди указывает на детей, сопровождая свои движения словами «Птица, рыба, зверь». Дети должны назвать представителей, выпавших на них категорий животного мира.

Предложить детям нарисовать животное, которое никто и никогда не видел, и придумать ему название.

Занятие №2

Тема: «Необычная игрушки»

Ход занятия

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Рассказать детям о том, что есть разные игрушки. Предложить придумать игрушку, которой ещё не было ни у кого, которая была бы всем интересна (например, круговерт, прыгокрут).

3. Практический этап.

Предложить детям нарисовать необычную игрушку, которой никогда не было.

4. Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Тема: «Волшебные облака»

Ход занятия

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Творческая игра «Волшебные облака». Дети передвигаются под музыку, изображая полёт облаков. По сигналу «Стоп» облака замирают в определенной позе, изображая какой-либо живой или неживой объект. Дети должны догадаться, на что похоже то или иное облако.

3. Практический этап.

Детям предлагается нарисовать необычное облако.

4.Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Тема: «Выдумляндия»

Ход занятия

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Предложить детям отправиться в страну чудес, где всё необычно. Надо представить себе, какие в этой стране дома (песочные, пряничные, карамельные и т.п.). Что растёт вместо деревьев? (леденцы, игрушки и т.п.). Дожди идут по заказу, каждый день разные. Из чего они? (Грибной, из воздушных шариков, витаминный и т.п.).

3. Практический этап.

Предложить детям нарисовать страну «Выдумляндия».

4. Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Тема: «Рыба, птица, машина»

Ход занятия

Обсудить с детьми, какие характерные детали есть у машины, каковы характерные особенности рыб и птиц.

Предложить детям нарисовать существо с характерными особенностями рыбы, птицы и машины.

Занятие №6

Тема: «Волшебная снежинка»

Ход занятия

Этюд «Передай снежок по кругу». Дети стоят по кругу и передают воображаемый снежок. Ведущий говорит, что снежок очень холодный и передать его надо быстро, чтобы снежок не успел растаять. Спросить, из чего сделан снежок? (Из снежинок).

Предложить детям нарисовать самую необычную снежинку. По желанию детей, рассказать о своей снежинке.

Занятие №7

Тема: «Новогоднее настроение»

Ход занятия

Творческая игра «Новогодний хоровод». Каждому ребёнку на спину крепится изображение новогодней игрушки. Чтобы догадаться о своей роли, каждый ребёнок поочерёдно просит кого-либо из детей изобразить данный персонаж с помощью пантомимики и характерных движений.

Предложить детям нарисовать своё новогоднее настроение в виде цветовых пятен, штрихов, линий и форм.

Занятие №8

Тема: «Волшебные кляксы»

Ход занятия

Детям предлагается поставить кляксу на листе бумаги. Сложить пополам лист, потом посмотреть, что получилось и рассказать на что похоже клякса.

Предложить детям дорисовать кляксы.

Занятие №9

Тема: «Незаконченная картина»

Ход занятия

Показать детям картинку с незаконченными изображениями. Рассказать, что картина попала под дождь и некоторые изображения были смыты.

Попросить детей нарисовать что-нибудь интересное, используя оставшиеся изображения.

Занятие №10

Тема: «Кляксы»

Ход занятия

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист. Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

Занятие №11

Тема:«Наши ладошки»

Ход занятия

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.).

Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Занятие №12

Тема:Волшебный сад

Ход занятия

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Актуализация имеющихся знаний о цветах (дети выбирают себе любимый цветок и рассказывают о нем).

3. Практический этап.

Предложить детям нарисовать волшебный сад, в котором будут расти те цветы, которые придумают сами дети.

4.Подведение итогов занятия.

Занятие №13

Тема:«Заколдованный лес»

Ход занятия

Детям раздаются карточки: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Дети рисуют заколдованный лес.

Занятие №14

Тема: «Ожившие мифы»

Ход занятия

Детям объясняют, что такое мифы, рассказывают о существах,встречающихся в мифологии разных народов, показывают ихизображения, обращая внимание на качества характера, присущиемифологическим героям.

Детям предлагается самостоятельно изобразить и раскрасить мифологических персонажей. Варианты рисунков: дракон, гном, рыба-кит, тролль, русалка, кентавр, королевы времен года (зимы, весны, лета, осени), повелитель ветра, дух земли, дух огня и т.д.

Занятие №15

Тема: «На дне морском»

Ход занятия

Детей спрашивают, любят ли они путешествовать. Потом прослушивается музыка и дети должны угадать куда они отправятся (к морю). Затем детям предлагается рассказать, что есть на дне морском (кораллы, затонувшие корабли, стаи рыб, сокровища и т. д.). Детям говорится о том, что для морских жителей является домом морское дно и не хотят ли они его нарисовать?

Дети рисуют морское дно.

Международные документы

Законы, Программы Российской Федерации, постановления правительства

Региональные документы

Муниципальные документы

Документы образовательной организации

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения Образовательная программа ДОУ

кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3:

Приложение 1

Диагностический инструментарий

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20–25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровнедети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднемуровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Приложение 2

Методика «Рисунок»(Р.С.Немов)

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

В ходе рисования фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатствофантазии.

4. Глубинаипроработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

Покаждомуизэтихпризнаковрисунок получаетот 0 до 2 баллов.

0баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует.

1баллрисунок получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балларисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал рисунок, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же самребенок придумал сюжет рисунка к концу отведенной на этой минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл.

Если ребенку удалось придумать рисунок оченьбыстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или еслив течение одной минуты он придумал не один, а как минимумдва разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Если ребенок просто нарисовал то, что когда-то где-то видел, то по данномупризнаку он получает0 баллов. Если ребенок нарисовал известное, но при этомвнес внего от себя что-то новое, то оригинальность его воображенияоценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть, то оригинальность его воображения получает оценку в2 балла.

При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различныхживых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рисунке ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатствофантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенокполучает 1 балл.Если признаков мало, но в целом неменее 5, то богатствофантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

0баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рисунка изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 баллставится в томслучае, еслипририсовании центрального объекта его детализация, умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в томслучае, если главный образ его рисунка расписан внем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рисунке, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в0баллов. Если образы рисунка вызывают к себе интерес состороны экспериментатора и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получаетоценку, равную1 баллу. И, наконец, если ребенкомбыли использованы яркие, весьма интересные образы, внимание экспериментатора к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типаудивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность, эмоциональность рисунка ребенка оцениваетсяповысшему баллу 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этойметодикеможет получить за свое воображение, равно10, а минимальное 0.

Схемапротоколакметодике «Рисунок»

Оцениваемые параметры

воображения ребёнка

Оценка этих параметров в баллах

0

1

2

1.Скорость процессов воображения

2.Необычность, оригинальность образов

3. Богатство фантазии

(разнообразие образов)

4. Глубина и проработанность

(детализированность) образов

5. Впечатлительность, эмоциональность

образов

Выводыоб уровнеразвития

10 баллов -очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла -низкий.

0-1 балл - оченьнизкий.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области