Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитательная работа мастера производственного обучения по сплочению группы обучающихся в условиях исправительных учреждений

Организация воспитательной работы мастера производственного обучения по групповому сплочению в условиях исправительных учреждений. 1. Проанализировать теоретический материал по теме исследования. 2. Подобрать методики для определения уровня сплоченности. 3. Провести опытно-практическую работу по сплочению группы обучающихся. 4. Провести анализ полученных результатов. 5. Определить эффективность проделанной работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

Воспитательная работа мастера производственного обучения по сплочению группы обучающихся в условиях исправительных учреждений

Содержание

1.1. Сущность воспитательной деятельности мастера производственного обучения 7

1.2. Виды воспитательной деятельности мастера производственного обучения 13

1.3. Содержание воспитательной работы мастера производственного обучения 16

1.4. Этапы воспитательной деятельности мастера производственного обучения по формированию коллектива 19

Глава 2. Опытно-практическая работа по сплочению группы обучающихся 22

2.1 Материалы и методы 22

2.2. Тренинг «Сплочение в группе» 22

2.3. Результаты исследования 24

Заключение 34

Список литературы 35

Приложение 1. 37

Приложение 2 39

Приложение 3 43

Приложение 4 52

Введение

В соответствии со статьей 80 Закона об образовании в РФ в исправительных учреждениях, в учреждениях уголовно-исправительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Необходимо искать эффективные пути исправления личности в условиях лишения свободы. Образование является одним из таких эффективных путей исправления осужденных, которое предоставляет им возможности для адаптации к жизни в обществе. Пенитенциарная педагогика является составной частью общей педагогики и разрабатывает вопросы индивидуального развития, личностного становления и позитивной самореализации осужденных с целью их подготовки к жизни на свободе.

Сегодня Федеральной службой исполнения наказаний взят курс на усиление дифференциации и индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с привлечением к исправительному процессу с помощью представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества, что определяет актуальность данного исследования.

Актуальность данной работы на нормативном уровне обусловлена процессом реформирования пенитенциарной системы. Распоряжением Правительства Российской Федерации oт 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Воспитательной работе, профобразованию и профориентации отводится главная роль в процессе социализации и, как следствие, исправления осужденных.

Многие исследователи уделяют особое внимание вопросам в данной области, что говорит о значимости выбранного направления. Большой научно-педагогический вклад внесли такие ученые как Шиханцев Г.Г., Антонян Ю.М., Зауторова Э.В., Литвишков В.М., Сломчинский А.Г. и другие.

А.Г. Сломчинский указывает, что «с момента возникновения пенитенциарной системы в России основной функцией учреждений, исполняющих уголовное наказание, была кара. Вопросы исправления личности или не рассматривались вообще или отодвигались на второй план, само по себе лишение свободы в совокупности с изнуряющим трудом и комплексом правовых ограничений рассматривалось как единственное средство воспитательного воздействия» [15, 29].

Система образования сегодня может и должна стать заслоном, преградой для развития криминогенной ситуации в стране. Она осуществляет трансляцию положительных знаний, опыта, элементов культуры от одного поколения к другому и ориентирована на раскрытие и развитие личности. В этой связи требуется переосмысление содержания деятельности образовательных учреждений в пенитенциарной системе [15].

Проблема воспитания обучающихся всегда актуальна. В широком контексте воспитание выступает как исторически сложившаяся система целенаправленного педагогического взаимодействия. Во все времена общество было заинтересовано в личности, которая по своим социальным, нравственным и культурным ориентациям соответствовала бы его представлениям и требованиям. В процессе воспитания обеспечивается последовательное освоение формирующейся личностью системы общественных ценностей и норм поведения. Воспитание в системе профессионально-технического образования включает целенаправленное формирование личности в процессе обучения, внеучебной деятельности, а также создание условий для самовоспитания учащихся. Целью воспитания в учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, является формирование социально и нравственно зрелой личности.

Воспитание в исправительных учреждениях отличается по своему объекту, это лица, представляющие наибольшую опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Отрицательное отношение к уголовному наказанию, как феномен психологической защиты, переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей. Необходимо всю воспитательную работу направить на исправление преступного поведения до пределов правопослушания, на формирование социально одобряемого поведения.

Мастер производственного обучения является организатором воспитательной работы в группе и в условиях уголовно-исполнительной системы. Он должен умело организовывать сплочение группы на основе гуманистических норм отношений.

На основании теоретического анализа нами выявлены следующие противоречия:

между усилением дифференциации и индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и недостаточной разработанностью на педагогическом уровне этого процесса;

между потребностью общества в подготовленности мастеров производственного обучения к воспитательной работе в условиях пенитенциарной системы и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы.

На основании выявленных противоречий нами была определена тема работы: воспитательная работа мастера производственного обучения по сплочению группы обучающихся в условиях исправительных учреждений.

Объект исследования: развитие коллектива обучающихся.

Предмет исследования: воспитательная работа мастера производственного обучения по сплочению группы обучающихся в условиях исправительных учреждений.

Цель работы: организация воспитательной работы мастера производственного обучения по групповому сплочению в условиях исправительных учреждений.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретический материал по теме исследования.

2. Подобрать методики для определения уровня сплоченности.

3. Провести опытно-практическую работу по сплочению группы обучающихся.

4. Провести анализ полученных результатов.

5. Определить эффективность проделанной работы.

В подготовке выполнения итоговой аттестационной работы были использованы следующие методы исследования:

База исследования: Псковская область, Себежский район, п.г.т. Сосновый Бор, Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 39 Федеральной службы исполнения наказаний.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Воспитательная работа мастера производственного обучения

1.1. Сущность воспитательной деятельности мастера производственного обучения

В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в учреждениях профессионального образования. Современный рабочий должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью работать. Профессиональная школа добилась определенных успехов в подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем обращается внимание на необходимость улучшения воспитательной работы с будущими рабочими. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А. С. Макаренко дал следующие определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». [7,11]

В процессе производственного обучения центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер. Мастер осуществляет воспитательную работу по всем ее направлениям:

- патриотическое воспитание (формирование у обучающихся любви к Родине);

- нравственное воспитание (формирование гражданской ответственности, чувства коллективизма, дисциплинированности, организованности, четкости, правдивости, гуманного отношения к людям);

- трудовое воспитание (формирование трудолюбия);

- эстетическое воспитание (развитие эстетических вкусов, культуры труда и быта);

- физическое воспитание и т. д.

Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях в решающей степени зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.

Воспитательная работа с лицами, осуждёнными к лишению свободы должна строиться определенным образом. Мастер обеспечивает профессиональное самоутверждение личности, формирует устойчивый интерес к избранной профессии. При этом необходимо учитывать возраст обучающихся.

Одним из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.

Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взглядов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду.

Наибольшую трудность представляет формирование установки на исправление у лиц, осужденных на длительные сроки лишения свободы. Они внушают себе, что если выйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому не думают об исправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людей встать на путь исправления - большое искусство воспитателя.[16,382]

Наряду с учебой обучающиеся заняты производительным трудом. Во время производственных занятий и практик на предприятии они не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и производят продукцию. Производительный труд становиться не только важным условием формирования личности, но и предпосылкой интенсивного самовоспитания. Для мастера производственного обучения производительный труд учащихся – главная область воспитательной работы.

В ходе учебной деятельности обучающийся профессионального образовательного учреждения наряду с общеобразовательными предметами изучают общетехнические и специальные дисциплины. Теоретическое обучение сочетается с производственным. У обучающихся возрастает интерес к общеобразовательным предметам, так как они рассматриваются в качестве базы профессионально-технической подготовки.

Обучающиеся имеют широкую сферу общения. Они по существу являются членами двух коллективов - ученического и производственного. В период производственной практики они полностью вливаются в трудовой коллектив, становятся его членами, вовлекаются во все формы его деятельностями. Общение в трудовом коллективе способствует ускорению социальной адаптации обучающихся.

Мастер производственного обучения – необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога производственного обучения и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно-воспитательном процессе. Он непосредственно обучает людей профессиональному мастерству, учит применять их необходимые инженерно- технические знания. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. Поэтому характерной особенностью воспитательной деятельности мастера является ее многогранность.

Мастер – организатор воспитательной работы в группе. Он ведет воспитательную работу не один, а вместе с другими преподавателями-предметниками и наставниками. Мастер производственного обучения развивает творческие способности обучающихся в той области труда, которая ими избрана.

Профессиональное воспитание помогает развивать эстетические чувства. Здесь на первый план выступает формирование культуры рабочего места, культуры общения. При правильной организации производительного труда обучающихся раскрываются большие возможности в их эстетическом воспитании.

Приступая непосредственно к воспитательной деятельности, мастер должен прежде всего изучить воспитанника: его индивидуально-психологические особенности, характер социального опыта, уровень воспитанности, ценностные ориентации. Для правильного построения процесса изучения личности необходимо руководствоваться рядом требований, выработанных современной педагогической наукой. Прежде всего следует иметь в виду, что изучение личности должно быть комплексным, непрерывным и органически вписываться в воспитательной процесс. В процессе изучения личности должны соблюдаться следующие требования:

- изучение должно быть подчинено повышению качества воспитания и обучения;

- проводиться неотделимо от воспитательного воздействия на обучающихся; быть планомерным и систематическим;

- вестись в основном в естественных условиях жизни и деятельности воспитуемых;

- проводиться разнообразными приемами и методами.

Мастеру важно знать, к какому типу высшей нервной деятельности (ВНД) относится его воспитуемый. Существует 3 свойства нервной системы, по которым типы ВНД отличаются друг от друга: сила нервной системы, уравновешенность (баланс) нервной системы, подвижность.

Сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности.

Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим. Например, от реакций возбуждения к реакции торможения в критических ситуациях.

Подвижность — это скорость образования новых условных связей.

Современная педагогическая психология рассматривает следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

Сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.

Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.[3,194]

Выявление сильного неуравновешенного подвижного типа нервной системы воспитанника для мастера имеет определенное значение. Для вспыльчивого, возбудимого обучающегося необходима спокойная, но уверенная требовательность. Представители слабого неуравновешенного инертного типа нуждаются в исключительной доброжелательности, они легко ранимы. При этом следует считать, что тип нервной деятельности не предопределяет характер поведения личности, так как главная роль принадлежит воспитателю. Изучение личности и ее воспитание не разделимы.

Невозможно изучить все стороны данной личности вне самого процесса деятельности, вне ее воспитания, все свойства и личные черты в полной мере распознаются лишь в процессе деятельности, во время взаимодействия с этой личностью.

Мастер обязан наблюдать поведение обучающегося в определенных условиях жизни и деятельности. Дело в том, что при разовой оценке поведения можно прийти к ложным выводам, так как в зависимости от изменения условий и обстоятельств человек может изменять свое отношение к одним и тем же явлениям и вести себя противоречиво. Поэтому нужно изучать одни и те же свойства и качества личности в различных условиях, при разных обстоятельствах и на основе сопоставления своих наблюдений делать общие выводы. Типичные, повторяющиеся, сходные данные - есть то, что свидетельствует об устойчивых свойствах данной личности. Так накапливается полноценная информация для правильного выбора воспитательных методов.

Таким образом, мастер производственного обучения является центральной фигурой в воспитательном процессе профессионального образовательного учреждения. Его деятельность многогранна, он не только обучает, организует работу в своей группе. но воспитывает. Одним из его средств в исправительных учреждениях является переубеждение осужденных, как ломка и перестройка взглядов и убеждений. Ошибочные взгляды необходимо заменить другими.

Начинать воспитательный процесс следует с изучения воспитанников. Важно понимать к какому типу высшей нервной деятельности относится воспитуемый, чтобы выбрать адекватные методы воспитания.

1.2. Виды воспитательной деятельности мастера производственного обучения

Воспитательную деятельность мастера можно классифицировать на следующие виды:

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

- усвоение определенного объема научных знаний;

- формирование научного мировоззрения;

- развитие умственных сил, способностей и дарований;

- развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки [14,97].

2. Физическое воспитание.

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности [1,1].

Задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);

- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.[1,1]

3. Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

4. Политехническое воспитание.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главная задачи политехнического воспитания - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

5. Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание формирует суждения, понятия, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

6. Эстетическое воспитание.

Эстетическое (эмоциональное) воспитание - базовый компонент воспитания, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у обучающихся. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания:

- формирование эстетических знаний;

- воспитание эстетической культуры;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- развитие эстетических чувств;

- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Таким образом, воспитательную деятельность мастера можно классифицировать на несколько видов (Рис. 1).

Рисунок № 1. Виды воспитательной деятельности мастера

1.3. Содержание воспитательной работы мастера производственного обучения

Системообразующим фактором гуманного образовательного процесса в исправительных учреждениях является цель, которую можно сформулировать как формирование у обучающихся компетентности, позволяющей на современном этапе адекватно действовать в меняющихся социально-экономических и социально-педагогических условиях. Главными показателями образованности являются: умение решать познавательные, практические, коммуникативные и другие проблемы на основе осознанного выбора освоенных средств.

Следует учитывать, что в пенитенциарной системе необходимо учитывать следующие отличительные особенности взрослого осужденного:

Специфика воспитательной системы определяется содержанием образовательной программы, социальным заказом социума и самого обучающегося.

Исходя из этого, цель воспитательной работы состоит в формировании личности компетентностного гражданина, отвечающей запросам современного общества, готовой и способной выполнять систему социальных ролей, предусмотренных профессиональной деятельностью.

Компетентностно-ориентированный подход к реализации поставленной цели, приводит к формированию основных ключевых компетенций у обучающихся:

- вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения;

- пользоваться иностранным языком как средством делового общения;

- логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь;

- обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Задачи воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении:

1. Создание условий, способствующих становлению профессиональной компетентности личности;

2. Создание условий для формирования социально-культурной компетентности личности;

3. Содействие развитию нравственных, профессионально и социально значимых качеств личности.

Чтобы успешно воспитывать будущих рабочих и формировать у них мировоззрение, каждый мастер должен обладать целым рядом качеств. Так, важно, чтобы мастер не только сам обладал глубокими знаниями, но и умел в ходе повседневного общения с обучающимися правильно разъяснять им, проводить беседы. Уровень общего развития с каждым годом растет, это требует от мастера производственного обучения гибкости, культуры поведения, знаний в области теории и методики, умения работать с обучающимися. Одним из важных условий успешного целенаправленного развития является глубокое знание индивидуальных особенностей. Для этого мастеру следует обстоятельно познакомиться с будущими обучающимися, изучить уровень их развития, особенности характера, моральные качества, отношения к учебе и работе.

Таким образом, только педагогические наблюдения и повседневный анализ учебно-производственных успехов каждого позволяет мастеру правильно определить методы и средства их воспитания.

1.4. Этапы воспитательной деятельности мастера производственного обучения по формированию коллектива

Воспитательную деятельность мастера можно разделить на несколько этапов.

Логика воспитательной работы:

1. Анализ – изучение личности обучающегося и социально-педагогической ситуации, влияющей на ее развитие;

2. Диагностика – определение реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности;

3. Прогноз – целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

4. Проектирование – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

5. Организация – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

6. Контроль и оценка – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

«В развитии воспитательного коллектива А.С. Макаренко закономерно считал переход от категорического требования педагога к членам коллектива до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива». [11,283].

На первом этапе развития коллектива в качестве средства сплачивающего учащихся выступает требование педагога.

На втором этапе требования должен предъявлять актив. Педагог должен отказаться от прямых требований к каждому воспитаннику, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

На третьем этапе требования предъявляет сам коллектив, поддерживаемый педагогом и активом.

У других авторов этапы развития коллектива представлены стадиями:

1) сплочения коллектива;

2) стадия превращения коллектива в инструмент воспитания учащихся;

3) стадия, когда воспитательной работой коллектива становятся корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

По мнению Л. И. Уманского критериями развития группы являются:

Показателями развития группы считают интеллектуальную коммуникативность, эмоциональную коммуникативность, волевую коммуникативность.

Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга «с полуслова».

Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые характеризует народная мудрость: «разделенная радость – две радости, разделенное горе – полгоря».

Волевая коммуникативность - это способность группы противостоять сложностям, препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях. [11,284].

Показателями эффективности формирования коллектива служат: сплоченность, проявляющаяся в единстве мнений и устремлений; последовательность и устремленность в достижении цели; открытость – способность устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения.

В педагогической практике сплочение часто рассматривалось как единственный признак коллектива. Сплочение коллектива даже на основе антигуманных норм отдельные педагогические работники считают позитивным явлением. Мастеру следует стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений.

Глава 2. Опытно-практическая работа по сплочению группы обучающихся

2.1 Материалы и методы

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Исследование уровня групповой сплоченности у обучающихся проводилось в феврале-апреле 2019 года в три этапа:

1. Входной этап (Психометрический тест К.Э. Сишора) (Приложение 1.)

2. Формирующий этап (Тренинг «Сплочение обучающихся в группе») (Приложение 2.).

3. Контрольный этап (Психометрический тест К.Э. Сишора)

В исследовании приняли участие обучающиеся и ФКПОУ № 39. В каждом образовательном учреждении исследования проводились в группах по 15 человек.

Результаты, полученные по итогам входного этапа, сравнивались с результатами контрольного этапа, между которыми был проведен тренинг на сплочение в группе.

В ходе опытно-практической работы в качестве средства оценивания уровня групповой сплоченности использовался психометрический тест К. Э. Сишора, состоящий из 5 последовательных вопросов с несколькими вариантами ответов.

Каждый обучающийся проходил тест в течение 10 минут в учебной аудитории. Результаты всех участников суммировались и делились на общее количество обучающихся в группе. С помощью данного теста был определен уровень сплоченности для исследуемой группы обучающихся до проведения тренинга и после него.

2.2. Тренинг «Сплочение в группе»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

- Развитие ответственности и причастности каждого участника в решении общих задач;

- Получение положительных эмоций от результатов тренинга;

Состав участников: 15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха.

Структура тренинга:

1. Орг. момент – 2 минуты

2. Вступление – 2 минуты

3. Цель задачи – 1 минута

4. Разминка – 3 минуты

5. Основная часть – 1 час

6. Рефлексия – 3 минуты

7. Орг. завершение – 2 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение-разминка «Пожалуйста» – 5 минут

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут

3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут

4. Упражнение «Путанка» – 10 минут

5. Упражнение «Поезд» – 15 минут

6. Упражнение «Счёт до десяти» – 5 минут

7. Упражнение «А я еду...» – 8 минут

8. Упражнение-игра «Тик-так» – 5 минут

Структура: обучающиеся рассаживаются на места в виде круга, когда все будут готовы слушать, начинается тренинг.

Рефлексия:

После проведения тренинга участникам задаются следующие вопросы:

- Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?

- Какие чувства испытывали?

- Что нового узнали о себе, о группе?

- Как будете использовать эти знания?

- Чему научились?

- Что было важным?

- Над чем вы задумались?

- Что происходило с вами?

- Что нужно в себе развивать в будущем?

Орг. заключение:

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, думаем, что что-то вам пригодится. До свидания.

2.3. Результаты исследования

Перед тем, как начать исследование мы определили тип ВНД обучающихся (Таблица 1).

Таблица 1. Типы ВНД у обучающихся

Номер обучающегося

Тип высшей нервной деятельности

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный инертный

Сильный уравновешенный подвижный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный подвижный

Слабый неуравновешенный инертный

Слабый неуравновешенный инертный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный неуравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный инертный

Сильный уравновешенный подвижный

Диаграмма 1. Распределение обучающихся по видам ВНД

По результатам входного этапа исследования выяснилось, что данная группа обучающихся имеет уровень сплоченности ниже среднего (6,13 балла). Стоит отметить, что на вопрос № 3 «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?» все участники ответили, что взаимоотношения в коллективе хуже, чем в большинстве групп. Возможно, это связано с характерными условиями среды и индивидуальными особенностями лиц, осуждённых к лишению свободы (Таблица № 2).

Таблица № 2. Результаты входного тестирования

№ вопроса

Обучающиеся

1

2

3

4

5

Общее число баллов

1

1

1

1

1

5

1

2

1

1

1

6

2

2

1

1

1

7

1

1

1

1

1

5

2

2

1

1

1

7

1

2

1

1

1

6

3

2

1

1

1

8

1

1

1

1

1

5

1

3

1

1

2

8

2

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

5

2

1

1

2

1

7

1

2

1

1

1

6

1

1

1

1

1

5

1

2

1

1

1

6

Среднее значение

6,13

Во время тренинга участники активно взаимодействовали между собой, были достаточно внимательны и дисциплинированны. Наблюдалась спокойная атмосфера в группе. Обучающиеся достаточно вежливо общались друг с другом. Во время обратной связи участники поделились друг с другом своими впечатлениями. Наиболее часто встречающиеся ответы на задаваемые вопросы представлены в таблице № 3.

Таблица № 3. Результаты обратной связи по окончанию тренинга

Вопросы обратной связи

Наиболее часто встречающиеся ответы

- Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?

Внимательность, сдержанность, общительность

- Какие чувства испытывали?

Волнение, смущение

- Что нового узнали о себе, о группе?

Способность работать в команде

- Как будете использовать эти знания?

Ответов не было

- Чему научились?

Взаимодействовать

- Что было важным?

Быть внимательным, взаимодействовать

- Над чем вы задумались?

Ответов не было

- Что происходило с вами?

Выполняли упражнения, общались друг с другом, отвечали на вопросы

- Что нужно в себе развивать в будущем?

Навыки общения, взаимодействия

По результатам контрольного этапа эксперимента выяснилось, что уровень сплоченности данной группы после проведения тренинга повысился до среднего (10,07 балла). Стоит отметить, что на вопрос № 3 «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?» большинство обучающихся ответили, что взаимоотношения в коллективе такие же, как и в большинстве групп (Таблица № 4).

Таблица № 4. Результаты контрольного тестирования

№ вопроса

Обучающиеся

1

2

3

4

5

Общее число баллов

2

3

2

1

2

10

1

4

2

1

1

9

4

4

2

1

1

12

1

3

1

1

1

7

4

4

1

1

2

12

2

4

2

1

1

10

4

4

1

1

1

11

4

3

2

2

1

12

2

4

2

2

2

12

1

3

1

1

2

8

2

3

1

1

2

9

4

3

2

2

1

12

2

4

1

2

1

10

1

3

1

1

1

7

2

3

2

1

2

10

Среднее значение

10,07

Как видно по данным из таблицы №5, уровень групповой сплоченности повысился после проведения тренинга «Сплочение в группе» с 6,13 балла, что соответствует уровню сплоченности ниже среднего до 10,07, что характеризует средний уровень. Данная статистика свидетельствует об улучшении взаимоотношений внутри коллектива

Таблица № 5. Результаты определения уровня групповой сплоченности

Обучающийся

Этап эксперимента

Входной

Контрольный

Балл

Уровень

Балл

Уровень

5

Ниже среднего

10

Средний

6

Ниже среднего

9

Средний

7

Средний

12

Выше среднего

5

Ниже среднего

7

Средний

7

Средний

12

Выше среднего

6

Ниже среднего

10

Средний

8

Средний

11

Средний

5

Ниже среднего

12

Выше среднего

8

Средний

12

Выше среднего

6

Ниже среднего

8

Средний

5

Ниже среднего

9

Средний

7

Средний

12

Выше среднего

6

Ниже среднего

10

Средний

5

Ниже среднего

7

Средний

6

Ниже среднего

10

Средний

Среднее значение

6,13

Ниже среднего

10,07

Средний

На основе данных, полученных по итогам входного и контрольного этапов тестирования можно сделать вывод о том, что проведение тренинга «Сплочение в группе» положительно влияет на уровень сплоченности в коллективе.

Заключение

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.

По итогам проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. В ходе выполнения исследовательской работы был проанализирован теоретический материал по данной теме.

2. Для определения уровня сплоченности нами были выбраны психометрический тест К. Э. Сишора и тренинг «Сплочение в группе».

3. Проведен педагогический эксперимент, включающий входной, формирующий и контрольный этапы.

4.На основе результатов, полученных по итогам входного и контрольного тестирования можно сделать вывод о том, что проведение тренинга «Сплочение в группе» положительно влияет на уровень сплоченности в коллективе.

Таким образом, педагогическая деятельность мастера производственного обучения является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Уроки производственного обучения являются незаменимыми при развитии производственных способностей. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной личности, что на наш взгляд является особо востребовано в современном обществе.

По итогам выполненной работы можно сказать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.

Список литературы

Приложение 1.

Методика определения индекса групповой сплоченности «Психометрический тест К.Э. Сишора»

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Его можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк [6].

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

а) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

б) Участвую в большинстве видов деятельности (4)

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

г) Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

д) Живу и существую отдельно от нее (1)

е) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

а) Да, очень хотел бы перейти (1)

б) Скорее перешел бы, чем остался (2)

в) Не вижу никакой разницы (3)

г) Скорее всего остался бы в своей группе (4)

д) Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

е) Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

а) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) Хуже, чем в большинстве групп (1)

г) Не знаю, трудно сказать (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

а) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

г) Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

а) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

г) Не знаю (1)

Способ обработки результатов и интерпретация представлены в таблице № 10.

Таблица № 10. Уровни групповой сплоченности

Количество баллов

Уровень групповой сплоченности

15,1 и более

Высокий

11,6 – 15

Выше среднего

7 – 11,5

Средний

4 – 6,9

Ниже среднего

4 и менее

Низкий

Приложение 2

Тренинг «Сплочение в группе»

– Здравствуйте. Меня зовут Виктор Петрович и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, помогает, когда необходима помощь, и вы понимаете друг друга даже без слов, сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение-разминка «Пожалуйста»

Цель: настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения:

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками.

Ход упражнения:

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание или нет.

Обсуждение:

- Удалось ли группе это сделать?

- Какие эмоции испытывали обучающиеся во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения:

Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад.

Обсуждение:

- Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков, при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

- Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

- Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

- Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: развитие способности понимать друг друга без слов и мимики.

Ход упражнения:

По сигналу «начали» обучающиеся закрывают глаза, опускают свои головы вниз и попытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать они будут вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Необходимо постараться понять друг друга без слов.

Обсуждение:

- Что с вами происходило?

- Если не получилось, то почему?

- Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения:

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения:

Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области