Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей 6-7 лет на тему
«Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»
Цель: формировать нравственные качества у детей на примере сказки В.П. Катаева «Цветик -семицветик».
Задачи:
Образовательные:
развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма по сказке, словесная игра «Волшебные слова».
Материалы и оборудование:
ноутбук, мольберт, разрезные картинки, лепестки цветка цветик -семицветик,буквы, силуэт медведя, мнемотаблица, цветные квадратики , разноцветные камешки, карточки с цифрами и буквами, красные и синие цветы, белый картон.
Словарная работа: цветик-семицветик, озорной ветерок, по сторонам зевает, север-юг, запад-восток, полис, хлеборезка ,хлебопек.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Дети в группу, встают полукругом
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас у нас в гостях. А сейчас с вами сделаем большой «Круг радости» (эмоциональный настрой)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам окно.
Собрало друзей вокруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Мы все за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся. Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение )
Воспитатель: Ребята, а вы верите в чудеса? Скажите, а где можно встретиться с чудом? Конечно же, в сказке. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, но не простое, а волшебное. Далеко-далеко, в сказочной стране, вырос необыкновенный цветок.
СЛАЙД 2 (показ)
Он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок ?
Дети: (ответы)
СЛАЙД 3(показ)
Воспитатель: Правильно, это цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева. На экране вы видите портрет этого замечательного писателя.
СЛАЙД4( показ)
Воспитатель: Кто главный герой сказки?
Дети: девочка Женя!
СЛАЙД 5 (показ)
Воспитатель: Скажите, в жизни бывают такие цветы? Дети: Нет, только в сказках.
Воспитатель: Значит цветок какой? Дети (ответ).
Воспитатель: Однажды в сказочную страну вернулся озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. Давайте мы с вами отправимся в путь и соберем все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет нелегким: каждый лепесток таит в себе испытания. Вы готовы?
Дети (ответ).
IIОсновная часть
Воспитатель: Я вижу, что вы готовы к путешествию. Тогда в путь. Говорим такие слова:
Отправляемся друзья,
В чудо сказку –вы и я.
По лесной тропинке в сказку мы пойдем.
Цвети -семицветик быстро соберем.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой-то конверт на пути. Посмотрим, что в нем? (имя ребенка) открой. Что же там?
Дети: Карта.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем она нам?
Дети: Карта поможет нам в пути.
Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите на карту.
СЛАЙД 6 (предлагаю)
Воспитатель: Куда же мы отправимся сначала?
СЛАЙД 7
Дети: Мы отправимся в магазин.
Воспитатель: А зачем нам в магазин?
Дети: Там Женя покупала баранки
Воспитатель: Итак, отправимся в магазин. Чтобы придти к магазину, нам нужно пройти по узкому мостику. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики.
Воспитатель: А вот и магазин.
СЛАЙД 8.
Воспитатель: Ребята, как называется магазин, где можно купить продукты?
Дети: Продуктовый.
Воспитатель: Кто работает в магазине?
Дети: В магазине работают продавцы, кассиры.
Воспитатель: Кем мы являемся, когда приходим в магазин? Дети: Покупателями.
СЛАЙД 9Воспитатель:Посмотрите, нас встречает продавец. Продавец отдаст нам лепесток, если вы ответите на его вопросы. Я вам буду кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны ответить на вопрос и вернуть мне его.
- Назови хлеб ласково (Хлебушек).
- Как называют крошки хлеба(Хлебные)
-Как называется квас из хлеба? (Хлебный).
-Назовите прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
- Посуда для хлеба (Хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
-Кто печет хлеб? (Хлебопек)
- Как называется завод, где пекут хлеб? ( Хлебозавод)
-Как называются изделия из теста? ( Хлебобулочные изделия)
Отлично отвечали. Вот и лепесток для вас. Какого цвета?
Дети: Красный лепесток.
Воспитатель: Какая буква на нем написана?
Дети: На лепестке написана буква «Д»
Воспитатель: Этот лепесток мы прикрепим на доску и будем находить другие лепестки и крепить к нему, а когда все лепестки соберем, вы прочитаете полученное слово.
Воспитатель: Скажите, что делала Женя, когда купила баранки? Дети: Она по дороге читала вывески и ворон считала.
Воспитатель: чтобы получить следующий листок, вам нужно выполнить задание:
У вас на столах лежат разноцветные камешки. Они будут вашими помощниками в решение задач. Присаживайтесь. Внимательно слушайте.
Погладили себя по головке. Сказали, какие вы умные. Надеюсь, вы удивите гостей своей сообразительностью и решите третью задачу. 3. Три гуся летят над нами. Три других над облаками. Два спустились на ручей .Сколько было всех гусей ? (Дети отвечают) Проверяем! Молодцы!
За вашу смекалку примите лепесток. Ответьте: какого цвета лепесток, какая буква написана?
Дети: Цвет оранжевый, а буква « О»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу карту и скажите: куда мы отправимся искать следующий лепесток?
Дети: Мы отправимся к девочке Жене домой.
Воспитатель: Действительно.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем свои ножки,
Очень быстро мы идем,
К дому быстро мы придем.
СЛАЙД 10.(показ)
Воспитатель: Вот мы и у Жени дома. Что случилось?
Дети: Она разбила любимую мамину вазу.
Воспитатель: Да, дети, случилась неприятность. Давайте поможем Жене собрать вазу.
Дети садятся за столы и собирают вазу.
(Проводится дидактическая игра «Собери вазу»
Воспитатель: С этим заданием вы справились замечательно. А вот и следующий лепесток. Какая буква на этом лепестке написана?
Дети: Буква «Б».
Воспитатель: Молодцы! Вазочку Жене помогли собрать, но нам с вами предстоит новый путь. Какой? Посмотрим на карту.(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте и мы с вами окажемся на Северном полюсе! Закройте глаза ладошками и повторяйте за мной:
Вокруг себя обернись,
На Северном полюсе окажись!
СЛАЙД 11
Воспитатель: Вот мы и на Северном полюсе. Кого мы здесь видим? Дети: Белых медведей.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Семь.
Воспитатель: Помещаю силуэт белого медведя на схему. Предлагаю детям составить описательный рассказ, с помощью мнемотаблицы. (Дети рассказывают)
Воспитатель: Молодцы! Много знаете о белых медведях. А вот и следующий лепесток. Он какой по счету? Какого Цвета? Какая буква на нем?
Дети: На нем буква «Р»
Воспитатель: Ой, как здесь холодно. Давайте «согреем» друг друга ласковым, теплым словом и сыграем в игру «Передача добра». Тогда нам будет хорошо от нашего душевного тепла. ( Дети становятся в круг и по кругу, гладя по ладони стоящего рядом, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.) Смотрите, у вас порозовели щечки! Теперь вы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас, но нам пора возвращаться назад.
Воспитатель: Вот мы с вами снова оказались во дворе Жениного дома.
СЛАЙД 12
Воспитатель: Какое желание на этот раз загадала девочка Женя , гуляя во дворе?
Дети: Много игрушек.
СЛАЙД13
Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд и скажите. Доставили ли игрушки радость Жене .Дети (отвечают )
Воспитатель: Чтобы доставить Жене радость и получить следующий лепесток, вы должны выложить узор.
Дидактическая игра «Разноцветный ковер» .
Проходите за столы. Сели красиво. Слушаем задание. Я называю вам слово, а вы на первый звук этого слова кладете соответствующий цвет.
Начинаем нашу работу слева направо. Корова, жаба, курица, слон, кукушка, чебурашка, крокодил, зебра, куница.
А теперь давайте сравним с моим образцом.
Воспитатель: Вы все правильно выполнили и получаете лепесток синего цвета. Только вот какая же буква на нем?
Дети: на лепестке буква « О»
Воспитатель: Нам надо спешить найти остальные лепестки. Посмотрите на экран. Где находится девочка Женя ?(Ответы детей). Правильно, в парке.
СЛАЙД 14
Воспитатель: Присаживайтесь. Что теперь вы видите на экране?
СЛАЙД 15
Дети: Мы видим деревья, качели, карусели, фонтан.
Воспитатель: Посмотрит, ребята, что за птица сидит на дереве?
Дети: На дереве сидит грач
Воспитатель: К каким птицам относится грач?
Дети: Грач относится к перелетным птицам.
Воспитатель: Ой, что-то грач обронил. Давайте посмотрим. Какая – то записка, а в ней что-то написано (имя ребенка) прочитай: « Если вы раскодируете название любимого цветка Жени, то получите лепесток».
Воспитатель: Посмотрите на мольберт. Почему-то буквы перепутаны. Попробуйте раскодировать порядок букв в слове по номеру чисел.
Д /И « Раскодируй название цветка»(дети по одному выполняют задание и читают все вместе слово)
7-4-2-5-3-1-6-
А-А-О-Ш-М-Р-К
Воспитатель: Какой у Жени любимый цветок?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Пока мы с вами разгадывали слово, грач вернул нам лепесток. Цвет какой у лепестка ?А какая на нем буква? « Т »
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Посмотрите на экран . Что на нем изображено?
СЛАЙД 17
Дети: мальчик Витя и девочка Женя.
Воспитатель: На что потратила Женя последний лепесток?
Дети: Женя потратила последний лепесток на то, чтобы мальчик выздоровел. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты лети наш лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
К стебельку тебя мы крепим,Ты расти и расцветай,
Нам здоровья пожелай
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А вот и последний лепесток у меня в руках. Чтобы его вам получить, ответьте мне, почему Женя захотела, чтобы мальчик Витя выздоровел?
Дети: (ответы детей )
Воспитатель: Теперь у вас есть шесть лепестков. А седьмой лепесток, который я держу в руках, Женя приготовила для вас. Для того чтобы вы, взяв его в руки, по очереди загадали свое желание. Молодцы, ребята! Какие замечательные у вас желания и они непременно сбудутся! Вот вам лепесток. Какая на нем буква?
Дети отвечают «А»
Воспитатель: Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось на доске.
Дети читают ДОБРОТА
Воспитатель: Да, дети -Доброта спасет мир!
И я надеюсь, что вы тоже будете всегда добрыми и радовать окружающих своими добрыми делами.
IIIЗаключительная часть
Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами лепестки. Предлагаю собрать цветик-семицветик на мольберте. Посмотрите, какой красивый цветок получился. За вашу доброту и старания Женя передала вам вот эту книгу. Это сказки В.П. Катаева. Мы с вами в группе продолжим знакомиться с его творчеством. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего запомнилось? Если вы считаете, что хорошо справились с заданиями, возьмите себе цветочек красного цвета, а если считаете, что что-то не удалось, то возьмите синий цветочек (дети выбирают цветы и показывают гостям).
Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с заданиями отлично, и у всех превосходное настроение. МОЛОДЦЫ! Ребята, попрощаемся с нашими гостями и скажем спасибо им за внимание! Дети(хором)До свидания и всего доброго!