Игровые методы на занятиях «Знакомство с окружающим миром»
с дошкольниками
педагог дополнительного образования
С.А.Горячева
Игровые методы на занятиях «Знакомство с окружающим миром»
с дошкольниками
Одним из направлений развивающих занятий студии развития детей дошкольного возраста «Почемучки» является «Знакомство с окружающим миром», по которому мной была разработана программа, успешно реализуемая около 20 лет. На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с темами «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных» и «Мир человека». Занятия проводятся с детьми 5-6-и лет. Для успешной реализации программы на занятиях я использую различные методы: игровые, практические, словесные, наглядные.
В процессе знакомства с окружающим миром в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание беречь и защищать природу; видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; осознавать взаимосвязи и взаимозависимости в природе; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игры способствуют не только закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение.
Различные игровые приемы, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, повышают познавательную активность детей. Создание проблемных ситуаций направленно на развитие мыслительного процесса, а его сочетание с игровым приемом делает процесс познания более эмоциональным.
Рассмотрим это на примере.
На занятии по теме: «Осенние изменения в жизни животных» я спрашиваю детей, видели ли они в последние дни насекомых. Далее мы выясняем, куда же они подевались. Потом переходим к птицам. Вспоминаем, каких птиц они знают (в этом нам помогают картинки с изображениями птиц и загадки).
- А можем мы с вами увидеть сегодня ласточку, грача или скворца? - (Нет).
- Почему? (Дети из своего опыта отвечают, что птицы улетели в теплые края).
- Все ли птицы улетели? – (Нет).
- Как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные).
- А почему улетели птицы? (Наиболее популярный ответ детей: стало холодно).
- Но ведь многие птицы остались. Им, разве, не холодно? (Как правило, дети затрудняются с ответом).
И тогда я предлагаю детям вернуть лето.
- Сейчас зазвучит пение птиц, а вы закройте глазки и представьте, что вернулось лето.
Я включаю запись пения птиц и выставляю на магнитной доске изображения солнца, реки, зеленых деревьев, цветов, различных животных (кроме насекомых) и предлагаю детям открыть глаза.
- Вот мы и вернулись в лето. Солнышко светит, цветочки цветут, птички поют. Но что-то наши птички загрустили и собрались улетать. Чего-то им не хватает. Ребята, а как вы думаете, мы никого не забыли?
Выясняем, что забыли про насекомых.
- А почему же птички не захотели оставаться без них?
Дети говорят, что птицы питаются насекомыми. А я предлагаю им еще раз ответить на вопрос: «Почему перелетные птицы осенью улетают?»
Вместе с детьми мы делаем вывод, что птицы улетают потому, что им нечем питаться.
- Я хочу поделиться с вами одним своим наблюдением. Летом я видела, как дети и даже взрослые уничтожают насекомых: отрывают им лапки, крылышки или просто затаптывают ногой. На мой вопрос, почему они это делают, люди чаще всего отвечали, что от насекомых нет никакой пользы, только вред. Согласны ли вы с ними?
Дети рассказывают о роли насекомых, об их связи с растениями и другими животными. В конце занятия мы делаем вывод о том, что в природе нет ничего бесполезного и все взаимосвязано.
Затем я предлагаю детям вернуться в осень и спрашиваю, какие картинки нам нужно заменить. Мы убираем цветы, перелетных птиц, некоторых животных, меняем зеленые деревья на осенние, добавляем тучку с дождиком – картина осени готова. А на память о путешествии предлагаю раскрасить картинки со скворцом и бабочкой.
Игровые приемы помогают заинтересовать детей и при использовании практического метода.
На занятие по теме: «Воздух и его свойства» я приношу коробочку и письмо от Пятачка. В нем он пишет, что после того, как у него лопнули все воздушные шарики, он пошел в магазин и купил себе целую упаковку. Пятачок решил, что шариков там очень много, и захотел часть подарить нам. Далее мы рассматриваем шарики, пробуем подбросить их и выясняем, что без воздуха они летать не могут. Потом шарики надуваем, сжимаем, выпускаем из них воздух, то есть на практике изучаем свойства воздуха.
Сюрприз от Пятачка в данном случае помогает сразу же вовлечь детей в новый вид деятельности (исследовательский).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой и неживой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Так, при закреплении темы: «Места обитания животных» я рассказываю детям о том, что один злой волшебник решил устроить у себя во дворце зоопарк и собрал животных со всего земного шара. Но когда он узнал, как много ухода, внимания и заботы они требуют, то разозлился, превратил их в картинки и отправил по почте, написав на конверте: «Тем, кто любит животных». Почтальон принес это послание нам. Мы ведь любим животных? Дети отвечают: «Да!» Потом я зачитываю послание злого волшебника, в котором он говорит, что животные снова оживут, если их изображения отправить туда, где они живут, но если хотя бы одна картинка попадет не туда, то все животные навсегда останутся нарисованными. Я предлагаю детям спасти животных, и ребята конечно же соглашаются.
Мы распределяем животных на 3 группы:
Дети по очереди выходят к магнитной доске, выбирают любое животное и относят к подходящей группе. После распределения я еще раз уточняю, уверены ли ребята в своем выборе, ведь от их решения зависит, оживут ли животные. Затем раскладываю картинки по конвертам и обещаю детям в тот же день отнести их на почту. А через несколько занятий показываю письма благодарности от животных с их фотографиями.
Для изучения явлений природы на занятиях я использую и подвижные игры. И для того, чтобы ввести детей в игровую ситуацию опять используется игровой прием.
На занятии, посвященном изучению воды, мы говорим о том, что в воздухе постоянно находятся капельки водяного пара.
- Почему же мы их не видим? Да потому, что они очень-очень маленькие, в дождевой капле содержится много-много капелек пара. Хотите узнать, как образуется капелька дождя? Тогда давайте превратимся в капельки водяного пара. Капельки легкие, подвижные, летают, где хотят. (И мы с вами полетаем). Пригрело солнышко, позвало капельки к себе. (Поднимаем ручки, и мы полетели к солнышку). Но наверху капелькам стало холодно, и, чтобы не замерзнуть они стали прижиматься друг к другу. (И мы соберемся вместе). Капельки соединились - и получилась одна большая капля. (Сделали кружочек). Капля стала тяжелой, она уже не могла удержаться на небе, и полетела вниз. (Сели на корточки). Таких капелек было много - и начался дождь. (Встанем и потрясем кистями рук, изображая дождик). А теперь прикроем ладошками глаза, откроем – и мы снова стали людьми.
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала, позволяют привлечь к общей деятельности пассивных детей, дают возможность им почувствовать успех, поверить в свои силы, стать частью коллектива.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоение соответствующим ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Играя, ребенок познает многоликий мир природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Деятельность, предлагаемая детям на занятиях, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной. И именно сочетание игровых приемов с различными методами обучения позволяет снизить напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность. Поэтому в процессе своей педагогической деятельности я стараюсь придумывать новые приемы и усовершенствовать те, которые использовались мною ранее.