Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Игровые методы на занятиях "Знакомство с окружающим миром" с дошкольниками"

Обобщение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игровые методы на занятиях «Знакомство с окружающим миром»

с дошкольниками

педагог дополнительного образования

С.А.Горячева

Игровые методы на занятиях «Знакомство с окружающим миром»

с дошкольниками

Одним из направлений развивающих занятий студии развития детей дошкольного возраста «Почемучки» является «Знакомство с окружающим миром», по которому мной была разработана программа, успешно реализуемая около 20 лет. На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с темами «Неживая природа», «Царство растений», «Царство животных» и «Мир человека». Занятия проводятся с детьми 5-6-и лет. Для успешной реализации программы на занятиях я использую различные методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

В процессе знакомства с окружающим миром в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание беречь и защищать природу; видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; осознавать взаимосвязи и взаимозависимости в природе; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Игры способствуют не только закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение.

Различные игровые приемы, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, повышают познавательную активность детей. Создание проблемных ситуаций направленно на развитие мыслительного процесса, а его сочетание с игровым приемом делает процесс познания более эмоциональным.

Рассмотрим это на примере.

На занятии по теме: «Осенние изменения в жизни животных» я спрашиваю детей, видели ли они в последние дни насекомых. Далее мы выясняем, куда же они подевались. Потом переходим к птицам. Вспоминаем, каких птиц они знают (в этом нам помогают картинки с изображениями птиц и загадки).

- А можем мы с вами увидеть сегодня ласточку, грача или скворца? - (Нет).

- Почему? (Дети из своего опыта отвечают, что птицы улетели в теплые края).

- Все ли птицы улетели? – (Нет).

- Как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные).

- А почему улетели птицы? (Наиболее популярный ответ детей: стало холодно).

- Но ведь многие птицы остались. Им, разве, не холодно? (Как правило, дети затрудняются с ответом).

И тогда я предлагаю детям вернуть лето.

- Сейчас зазвучит пение птиц, а вы закройте глазки и представьте, что вернулось лето.

Я включаю запись пения птиц и выставляю на магнитной доске изображения солнца, реки, зеленых деревьев, цветов, различных животных (кроме насекомых) и предлагаю детям открыть глаза.

- Вот мы и вернулись в лето. Солнышко светит, цветочки цветут, птички поют. Но что-то наши птички загрустили и собрались улетать. Чего-то им не хватает. Ребята, а как вы думаете, мы никого не забыли?

Выясняем, что забыли про насекомых.

- А почему же птички не захотели оставаться без них?

Дети говорят, что птицы питаются насекомыми. А я предлагаю им еще раз ответить на вопрос: «Почему перелетные птицы осенью улетают?»

Вместе с детьми мы делаем вывод, что птицы улетают потому, что им нечем питаться.

- Я хочу поделиться с вами одним своим наблюдением. Летом я видела, как дети и даже взрослые уничтожают насекомых: отрывают им лапки, крылышки или просто затаптывают ногой. На мой вопрос, почему они это делают, люди чаще всего отвечали, что от насекомых нет никакой пользы, только вред. Согласны ли вы с ними?

Дети рассказывают о роли насекомых, об их связи с растениями и другими животными. В конце занятия мы делаем вывод о том, что в природе нет ничего бесполезного и все взаимосвязано.

Затем я предлагаю детям вернуться в осень и спрашиваю, какие картинки нам нужно заменить. Мы убираем цветы, перелетных птиц, некоторых животных, меняем зеленые деревья на осенние, добавляем тучку с дождиком – картина осени готова. А на память о путешествии предлагаю раскрасить картинки со скворцом и бабочкой.

Игровые приемы помогают заинтересовать детей и при использовании практического метода.

На занятие по теме: «Воздух и его свойства» я приношу коробочку и письмо от Пятачка. В нем он пишет, что после того, как у него лопнули все воздушные шарики, он пошел в магазин и купил себе целую упаковку. Пятачок решил, что шариков там очень много, и захотел часть подарить нам. Далее мы рассматриваем шарики, пробуем подбросить их и выясняем, что без воздуха они летать не могут. Потом шарики надуваем, сжимаем, выпускаем из них воздух, то есть на практике изучаем свойства воздуха.

Сюрприз от Пятачка в данном случае помогает сразу же вовлечь детей в новый вид деятельности (исследовательский).

Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой и неживой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Так, при закреплении темы: «Места обитания животных» я рассказываю детям о том, что один злой волшебник решил устроить у себя во дворце зоопарк и собрал животных со всего земного шара. Но когда он узнал, как много ухода, внимания и заботы они требуют, то разозлился, превратил их в картинки и отправил по почте, написав на конверте: «Тем, кто любит животных». Почтальон принес это послание нам. Мы ведь любим животных? Дети отвечают: «Да!» Потом я зачитываю послание злого волшебника, в котором он говорит, что животные снова оживут, если их изображения отправить туда, где они живут, но если хотя бы одна картинка попадет не туда, то все животные навсегда останутся нарисованными. Я предлагаю детям спасти животных, и ребята конечно же соглашаются.

Мы распределяем животных на 3 группы:

Дети по очереди выходят к магнитной доске, выбирают любое животное и относят к подходящей группе. После распределения я еще раз уточняю, уверены ли ребята в своем выборе, ведь от их решения зависит, оживут ли животные. Затем раскладываю картинки по конвертам и обещаю детям в тот же день отнести их на почту. А через несколько занятий показываю письма благодарности от животных с их фотографиями.

Для изучения явлений природы на занятиях я использую и подвижные игры. И для того, чтобы ввести детей в игровую ситуацию опять используется игровой прием.

На занятии, посвященном изучению воды, мы говорим о том, что в воздухе постоянно находятся капельки водяного пара.

- Почему же мы их не видим? Да потому, что они очень-очень маленькие, в дождевой капле содержится много-много капелек пара. Хотите узнать, как образуется капелька дождя? Тогда давайте превратимся в капельки водяного пара. Капельки легкие, подвижные, летают, где хотят. (И мы с вами полетаем). Пригрело солнышко, позвало капельки к себе. (Поднимаем ручки, и мы полетели к солнышку). Но наверху капелькам стало холодно, и, чтобы не замерзнуть они стали прижиматься друг к другу. (И мы соберемся вместе). Капельки соединились - и получилась одна большая капля. (Сделали кружочек). Капля стала тяжелой, она уже не могла удержаться на небе, и полетела вниз. (Сели на корточки). Таких капелек было много - и начался дождь. (Встанем и потрясем кистями рук, изображая дождик). А теперь прикроем ладошками глаза, откроем – и мы снова стали людьми.

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала, позволяют привлечь к общей деятельности пассивных детей, дают возможность им почувствовать успех, поверить в свои силы, стать частью коллектива.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоение соответствующим ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Играя, ребенок познает многоликий мир природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Деятельность, предлагаемая детям на занятиях, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной. И именно сочетание игровых приемов с различными методами обучения позволяет снизить напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность. Поэтому в процессе своей педагогической деятельности я стараюсь придумывать новые приемы и усовершенствовать те, которые использовались мною ранее.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области