Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Анализ социально-психологических детерминант кибербуллинга в подростковом возрасте

Увеличение продуктивности работы психолого-педагогических служб образовательных учреждений, информирование педагогов,классных руководителей,родителей подростков по проблемам профилактики Интернет-травли над детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Анализ социально-психологических детерминант кибербуллинга в подростковом возрасте

Фролкина А.В.

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

Г.Пенза, Россия

В статье говорится о том какие социально-психологические характеристики личности могут подтолкнуть к Интернет агрессии. Нам представляется интересным изучение таких социально-психологических детерминант кибербуллинга как: низкий социометрический статус, низкий уровень эмпатии, вербальная агрессия, высокий уровень киберкоммуникативной зависимости, зависть,конфликтные взаимоотношения между членами семьи.

Ключевые слова: кибербуллинг, подросткок, детерминанты

С каждым годом кибербуллинг приобретает невероятное распространение и становится общемировой проблемой, что обуславливает актуальность исследования этого явления в различных аспектах и анализ подходов к его изучению. Среди основных подходов к изучению кибербуллинга можно выделить: социологический, социально-правовой, педагогический и социально-психологический.

Социологический подход базируется на изучении социального вреда, который может привести к кибербуллингу. Явление кибербуллинга представляет значительный интерес для социологов, поскольку поднимает много социологических проблем. Кибербуллинг используют подростки, для того, чтобы обидеть своих сверстников по-новому [17, с. 17] Многие социологи считают, что это явление может быть не менее вредным для жертв, чем физический буллинг [17, с. 17] Некоторые исследователи отмечают, что электронный буллинг может даже иметь еще более негативные последствия, так как очень часто жертва не знает кем является на самом деле тот, кто над ней издевается [9, с. 55]. Возможность оставаться анонимным в Интернете дает хулиганами дополнительную свободу, защищает от разоблачения и делает кибербуллинг более опасным для жертвы [9].

Социологи отмечают что, кибербуллинг является «современной формой буллинга», которая появилась с тех пор как компьютеры и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью общения и социализации [7, с. 24-27]. Это общий социальный феномен, от которого страдают миллионы подростков во всем мире [27, с. 64].

Киберхулиганы считают, что они имеют власть над своими жертвами. Эта власть может базироваться на популярности, физической силе, социальной компетентности, остроумии, уверенности, интеллекте, преимуществах возраста, пола, расы, этничности, социоэкономического статуса и т.д. [3, с. 150]. Все это может привести к тому, что хулиган будет думать, что он(она) сильнее или лучше, чем его жертва. При этом киберхулиган в школе не обязательно является хулиганом: извне приветливый и дружелюбный человек может втайне использовать Интернет для издевательства над другими[3, с. 17-18]. Это происходит потому, что агрессор может выдавать себя за другого человека и это дает ему ощущение силы, которой у него нет в реальной жизни.

Социально-правовой подход. В общей теории напряжения социолог Роберт Агню предположил, что напряжение и стресс, которые переживает

индивид в результате буллинга, могут вызвать отрицательные эмоции, которые ведут к девиантному поведению, и могут приводить к правонарушениям [3].

Циклические последствия этого процесса являются собенно тревожными, поскольку ведут жертву к асоциальному поведению - таким образом она пытается найти выход для своих эмоций.

Педагогический подход. Педагогика тоже в свою очередь обращает внимание на проблему кибербуллинга, но вклад, который она сделала для решения этой проблемы, относится, прежде всего, к прикладным научным исследованиям по предотвращению и препятствию кибербуллинга.

Социально - психологический подход. Негативные последствия традиционного буллинга - различные негативные эмоции жертв часто публикуются и являются обще известными [7]. Так, например, известно, что жертвы часто испытывают печаль, тревогу, имеют заниженное чувство собственного достоинства. Эмоциональные состояния у жертв кибербуллинга похожи на эмоциональные состояния жертв буллинга [2; 9]. Исследование кибербуллинга и его последствий доказывают, что у жертв кибербуллинга большая вероятность проявлений депрессивной симптоматологии [2], психосоматических проблем (головной боли, боли в животе, расстройства сна), проблем с восприятием [28].

Одиночество, унижения и неуверенность являются также проявлениями эмоциональных реакций на процесс буллинга и могут привести к более серьезным клиническим проявлениям, как, например, депрессия, которая может развиться в более сложные проблемы [4, с. 1-2]. Жертвы испытывают стойкое психологическое напряжение, тревогу, теряют уверенность в себе, не верят в возможность защитить себя и повлиять на поведение обидчиков, что может привести к крайне негативным последствиям, среди которых суицидальные мысли или мысли о насильственной мести [4, с. 1-86]. Согласно статистике [9, с. 153] жертвы кибербуллинга и их обидчики показывают большую вероятность попыток так называемого «буллицида» (акта совершения суицида из-за

последствий буллинга) чем молодежь, которая не имела к нему отношение. Киберагрессоры - это обычно активные, импульсивные дети с проблемами в сфере самоконтроля, которые используют агрессивность и насилие с целью самоопределения [2].

Достаточно часто агрессоры имеют более высокий социальный статус, чем их жертва, и, по крайней мере, небольшую группу сообщников. При этом основными мотивами буллинга становятся стремление к власти или социально-психологические факторы (подтверждение лидерства, престижа и т.п.). На основании анализа литературных источников можно выделить следующие причины кибербуллинга:

1. Стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного (по А. Адлеру)

Превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Позитивное учитывает благополучие и других людей (развитый социальный интерес). Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, у тех, кто борется за превосходство эгоистичным поведением. Примером стремления к превосходству среди подростков может быть, например, борьба за социальный статус в группе сверстников.

2. Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п.

Кибербуллинг содержит все необходимые условия для компенсации собственной неполноценности — от создания виртуального (субъективно идеального) образа Я до самоутверждения через унижение другого.

3. Зависть. Зависть — то же соперничество, только скрытое: человек стремится победить, но соперничает как бы внутри себя [3].

Двигатель зависти — идея конкуренции. Причин для зависти среди подростков может быть множество, начиная с внешнего вида и заканчивая любыми успехами в жизни.

4. Месть. Месть начинается с приступа возмущения, подобного внутреннему взрыву, который вызван неожиданными и несправедливыми событиями. В этом случае, обиженные, занимающиеся кибербуллингом, чувствуют, что они исправляют сложившуюся ситуацию или защищают себя и других людей. Как правило, эти люди не воспринимают себя как хулиганов.

5. Развлечение. Кибербуллинг может начаться и с обычной шутки. Но шутки бывают разными: одни шутят безобидно, поднимая всем настроение, так сказать, без жертв. Другие иронично подтрунивают над окружающими, всерьез никого не обижая, хотя неприятный осадочек может и остаться. А третьи шутят крайне язвительно, и объекту подобного юмора точно не до смеха.

К сожалению, многие подростки считают, что, например, публикация чужих нелепых фотографий или личной информации — это интересно, развлекательно. Но в дальнейшем шутка может получить свое развитие в интернете и уже не поддается контролю .

6. Проблемы в семейных взаимоотношениях:

- нехватка внимания со стороны родителей (для таких подростков кибербуллинг становится единственным способом для привлечения внимания к своей личности);

- чрезмерно попустительский стиль семейного воспитания, отсутствие лимитов на поведение ребенка, рамок дозволенного, то есть общий недостаток надзора (наиболее часто прибегают к кибербуллингу подростки с наименьшим родительским надзором;

- семейные конфликты и жесткая дисциплина также увеличивают вероятность кибербуллинга среди подростков.

7. Низкий уровень развития эмпатии. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. В подростковом возрасте особенно велика и потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками. Но намного проще установить хорошие взаимоотношения со сверстниками другими путями. Большинство подростков, которые занимаются кибербуллингом, считают, что в этом нет ничего плохого. Некоторые исследования показали, что 40 % студентов не сочувствуют своим жертвам в Интернете и их не мучает совесть. Вместо этого, многие подростки сообщили, что занятия кибербуллингом помогали им чувствовать себя веселыми, ощущать свою популярность и силу.

8. Отсутствие умения разрешать конфликты. Не зная, как найти наиболее удачный способ разрешения конфликта, или считая свою позицию наиболее значимой, всячески не принимая мнение оппонента, подросток может перенести этот конфликт в киберпространство. Там в его распоряжении — огромная аудитория слушателей, с помощью которой он ощущает себя более сильным и переходит на новый, более продвинутый, уровень отстаивания своих интересов.

В кибербуллинге наблюдается перевес сил на стороне одного из участников конфликта, кроме того другой участник даже не догадывается, кто его оппонент. Неравновесность сил приводит к тому, что обижаемый не может в полной мере постоять за себя, неспособен к сопротивлению, полностью беззащитен.

9. Индивидуально-личностные характеристики индивида (акцентуации характера, проблемы в эмоционально-волевой сфере и др.). При определенной явной акцентуации подросток может быть наиболее склонен к кибербуллингу. Например, истероидный или демонстративный тип, его основные особенности –

эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.

10. Вербальная агрессия индивида. Опыт агрессивного поведения в реальной жизни легко перенести и в Интернет пространство. Подростки с высоким уровнем вербальной агрессии не стремятся сдерживать себя в процессе кибербуллинга, их высказывания, нападки имеют все более жестокий характер. В данном случае киберагрессор выбирает жертву, основываясь на внешних качествах и поведении [26].

11. Социометрический статус. По данным исследователей кибербуллингу подвержены подростки с низким социометрическим статусом. В реальной жизни такие подростки могли, не редко, становится жертвами насмешек, издевательств со стороны группы сверстников. Их статус толкает «отомстить», «оправдаться», «доказать», что они не те кем они являются. Для них важным является найти замену себе в группе, переключить внимание группы на кого-то другого.

Все вышеперечисленные причины взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Так, например, испытывая чувство собственной неполноценности, подросток испытывает зависть к более развитым и успешным сверстникам, вследствие чего у него возникает стремление к превосходству над окружающими людьми, проблемы в семейном воспитании обуславливают возникновение нарушений в личностной сфере подростка и могут усугублять протекание подросткового возрастного кризиса. А часть причин как раз являются возрастными особенностями личности подростка: конформизм, инфантилизм, стремление быть принятым сверстниками, иметь среди них высокий социальный статус и др

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области