Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 «Росинка»
Конспект открытого занятия
по развитию речи и коммуникативных компетенций через организацию театрализованной деятельности
на тему «Путешествие в страну сказок»
(для средней группы)
Воспитатель:
Гребцова Тамара Валентиновна
Програмное содержание:
Цель: Совершенствовать через театрализованную игру развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Закреплять знания детей содержании русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные: Учить составлять небольшой рассказ описание сказочного персонажа. Закреплять знания о русских народных сказках. Учить сочетать движения и речь. Закреплять знания детей об эмоциональных состояниях (радость и грусть). Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить.
Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь детей, работать над связной речью. Развивать творческое воображение, внимание, память, мышления, артикуляционную и общую моторику, имитационные навыки (мимику, движения). Формировать умение отгадывать загадки. Формирование игровой мотивации детской речи. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразными действиями с ними.
Воспитательные: Создавать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха. Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
Здоровьесберегающие: Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие (музыка)», «Познание».
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Форма организации: Подгрупповая, 6 детей.
Методы и приемы:
Наглядный: Рассматривание мультимедийной презентации по сказке «Теремок». Рассматривание волшебной «Книги сказок». Рассматривание декораций к сказкам.
Словесный: Беседа, рассуждения, вопросы и ответы на них, составление описательного рассказа о персонаже из сказки «Теремок». Отгадывание загадок. Разучивать стихотворение. Подрожать голосу сказочного персонажа. Исполнение песенки колобка «весело – грустно». Артикуляционная гимнастика «Здравствуйте ладошки»
Игровой: Пантомимика «Изобрази героя сказки». Танец «Веселый Колобок».
Создание мотивации: Сюрпризный момент «Книга сказок» - странички в книги унесла Баба Яга в страну сказок, загадка, беседа, показ слайдов.
Совместная деятельность педагога с детьми: Разучивание стихотворения, ответы на вопросы, ритмопластика – исполнение танца «Веселый Колобок», составление описательного рассказа о сказочном герое, отгадывание загадок, рассуждения по предполагаемой ситуации.
Самостоятельная деятельность детей: Войти в роль героя сказки, ответы на загадки, выводы по теме, пантомима.
Рефлексия: Беседа о путешествии по стране сказок, рассматривание книги сказок, желание поделиться полученными впечатлениями и показать книгу сказок сверстникам в группе.
Словарная работа: Активизация словаря: прилагательные - пушистый, злой, добрый, болото, берлога, трусливый, лохматый, веселый, грустный, огромный; глаголы – квакает, рычит, прыгает.
Место проведения: Музыкальный зал детского сада «Росинка».
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, проектор, ноутбук, презентация, маски сказочных героев, декорации к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Гуси – лебеди», волшебный клубочек, колобок – театр настроения, волшебный мешочек, книга сказок, картинки для театра на фланелеграфе.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, обсуждение по прочитанному. Исполнение этюдов на эмоции (весело – грустно). Разучивание артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение. Разучивание танца «Веселый Колобок». Отгадывание загадок по сказкам. Разучивание пантомимики, и умения подражать голосом сказочного героя. Учит детей использовать в речи формы вежливого общения. Исполнять песенку из сказки колобок разным настроением.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в группу пришли гости, давайте поприветствуем их.
Дети: (Здравствуйте)
Воспитатель: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. (1.Здравствуйте ладошки)
Здравствуйте ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте ножки топ-топ-топ
Здравствуйте щечки плюх-плюх-плюх
Пухленькие щечки плюх-плюх-плюх
Здравствуйте губки ……………………
Здравствуйте зубки щелк-щелк-щелк
Здравствуй мой носик би-би-би
Здравствуйте детишки всем привет!
Ребята, а вы любите сказки? Я принесла вам книгу «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что страницы в книге отсутствуют)
- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? В книге сказок нет страничек! (из книги неожиданно вылетает записка - письмо):
- Кто это? Догадались?
Узнали Бабу Ягу?
Как нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках, а то дети начнут читать, и ничего не поймут. Как вы думаете, что нужно сделать? (выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы с вами попали?
Дети: (в сказочную страну)
Воспитатель: Ой, что же делать куда дальше идти? (появляется сказочный персонаж «Волшебный клубочек»
Ребята что же это?
Дети: (клубочек)
Воспитатель: Клубочек помоги нам укажи дорогу, куда же нам дальше идти, чтобы не заблудиться?
Клубочек: Я клубочек не простой а волшебный и конечно же помогу вам ребята, только вам нужно произнести волшебные слова, повторяйте дружно, вместе:
Ты катись, катись клубок,
На зелененький лужок.
Помоги нам, подскажи,
Путь дорогу укажи.
Воспитатель: Ребята давайте вместе попросим. (дети произносят слова и идут по дорожке, за клубочком, который бросает воспитатель перед детьми)
1-я остановка
Воспитатель: Интересно, в какую сказку мы попали?
По сусеком он скребён,
На сметане он мешен,
На окошке он стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…… (колобок)
(из-за домика появляется колобок, роль которого выполняет воспитатель)
Колобок, а почему же ты такой грустный, давай мы тебя развеселим!
Ребята, а вы помните героев этой сказки?
Дети: (дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса)
Воспитатель: Вы помните песенку колобка? Мы поможем героям этой сказки, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением.
(веселый, грустный)
Дети: (исполняют песенку колобка по- разному «весело – грустно»
Колобок: Спасибо вам ребята , порадовали вы меня.
Воспитатель: ребята, а какой в сказке колобок?
Дети: (веселый, румяный, круглый, добрый и тд.)
Воспитатель: ребята, а какой в сказке медведь?
Дети: (большой, злой, лохматый, косолапый, огромный, грубый и тд.)
Воспитатель: а какая в сказке лиса?
Дети: (хитрая, умная, рыжая, пушистая и тд)
Воспитатель: покажите как скачет по дорожке колобок, а как идет медведь, покажите какой он грозный и страшный, молодцы, а давайте исполним танец для колобка. (2. «Танец колобок»)
Воспитатель: Колобок, а не находил ли ты страничку из нашей волшебной «Книги сказок».
Колобок: Вот возьмите вашу страничку (дети благодарят колобка и вставляют страничку в книгу сказок)
Воспитатель: Ребята нам пора отправляться дальше в путешествие, клубочек помоги нам:
Ты катись, катись клубок,
На зелененький лужок.
Помоги нам, подскажи,
Путь дорогу укажи.
2-я остановка
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое?
Дети: (мешок)
Воспитатель: Правда мешок, давайте посмотрим что там, в мешке лежит. Посмотрите, да это же маски для сказки! Наряжайтесь – ка скорей!
Ой какие же вы все красивые!
1,2,3,4,5
Пора сказку показать
Вокруг три раза повернитесь
И в героев превратитесь
Ребята, а что это за сказка, в которую мы с вами попали
Дети: (теремок)
Воспитатель: Ох, и правда, теремок!
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
Мышка норушка там пшено толчет,
А лягушка пироги печет
Пироги печет капустные,
Очень сдобные и вкусные.
Волк сидит на подоконнике
И играет на гармонике.
Зайка пол там подметает,
Лиса с медведем скатерть расстилает.
А какие слова говорили герои этой сказки, когда подходили к теремку.
Дети: (Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в не высоком живет)
Воспитатель: Давайте произнесем эти слова как герои сказки, кто первым нашел теремок…
Мышка…..
Какая она?
лягушка…..
Где живет лягушка? Чем питается? Какая она?
зайка…..
Как вы догадались что это зайка? Зайчик какой?
волк…..
Какой волк? Как вы догадались, что это волк?
лиса…..
Какая она? Чем питается лиса?
медведь….
Где спит зимой медведь?
(дети произносят слова в соответствии с интонацией своего героя сказки)
Молодцы ребята всех сказочных героев заселили в теремок, давайте посмотрим вокруг, а нет ли странички из нашей книги сказок.
Дети: (вот она)
(дети вставляют страничку в книгу)
Воспитатель: Ребята нам пора отправляться дальше в путешествие, клубочек помоги нам:
Ты катись, катись клубок,
На зелененький лужок.
Помоги нам, подскажи,
Путь дорогу укажи.
3-я остановка
Воспитатель: Ребята, посмотрите дерево? Что это за дерево такое? А как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: (гуси-лебеди)
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: (вдалеке летят гуси – лебеди и несут на своих крыльях братца Иванушку…)
Воспитатель: Ребята кто скажет, куда унесли гуси братца Иванушку?
Дети: (к бабе Яге)
Воспитатель: А кто помогал сестрице спасти братца?
Дети: (печка, яблоня, речка – матушка кисельные берега)
Воспитатель: А давайте спросим у яблоньки не видела ли она странички из нашей волшебной книги!?! Что нужно сказать?
Яблонька: Ох, яблочки мои поспели, помогите их собрать, да мои загадки отгадать, тогда скажу.
Воспитатель: Вставайте ребята в круг – Я буду яблонькой, ходить за кругом, а вы будете говорить и выполнять движения, кого яблонька заденет, то и будет давать ответ на загадку:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись. (2 поклона)
К доброму, к хорошему потянись, потянись. (тянемся к верху)
От злого не хорошего отвернись, отвернись. (отвернулись кругом из круга)
Топал по лесу медведь.
И ни разу за денек
Не присел он на пенек! (Маша и Медведь)
В дом пустили злого волка.
Потому, что хитрый малый
Голос сделал, как у мамы. (Волк и семеро козлят)
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался без домишка. (Заюшкина избушка)
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
У несла тебя лиса
За далекие леса. (Кот, петух и лиса)
Старшая сестрица
Ты из лужице не пей,
Мутную водицу.
Не послушался мальчонка
Превратился он в козленка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Сидел на речьке до рассвета.
Рыбку, правда не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк)
Яблонька: Какие же вы ребята молодцы, а вот и ваша страничка из книги сказок, возьмите!
(дети с помощью воспитателя вставляют страничку в книгу и благодарят яблоньку)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все странички мы с вами нашли, или же нет (рассматривают книгу), что ж пора возвращаться нам в детский сад. Приготовились:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
В детском саду очутись.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами из нашего путешествия в страну сказок, вам понравилось наше путешествие?
Дети: (ответ)
Воспитатель: А зачем мы с вами отправились в путешествие?
Дети: (искать странички)
Воспитатель: А что случилось со страничками в книге сказок?
Дети: (Их украла злая баба Яга и у несла в стану сказок)
Воспитатель: В каких сказках мы с вами побывали?
Дети: (колобок, теремок, гуси-лебеди)
Воспитатель: Что ж ребята вы молодцы, теперь благодаря вам эту книгу сказок могут рассмотреть и ваши друзья в группе, пора им ее показать.