Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 20
муниципального образования Тимашевский район
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
на тему «Знакомство с жилищем и бытом казаков»
Подготовила воспитатель
Жмаева Е.Ю.
г.Тимашевск
декабрь 2020г
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях;
- показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- прививать бережное отношение к традициям родного края;
- развивать и обогащать словарный запас;
- развивать фантазию и эстетический вкус.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа.
- формировать у детей чувство любви к своей малой Родине.
- воспитывать нравственные чувства.
- развивать чувство гордости за свой народ.
Предварительная работа: рассматривание макета казачьего двора, беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками, разучивание игр «Заря- заряница», «Вокруг куреня хожу».
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.
Ход НОД:
Дети играют в хороводную игру «Заря - заряница». По окончанию игры воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
- Ребята, скажите, мне как называется страна в которой мы живем?
- Правильно – Россия.
- Среди просторов нашей большой страны есть город, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется?
- Правильно – Тимашевск
- А как одним словом можно назвать близких людей?
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.
- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)
- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»
(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №2).
- Ребята, как вы думаете, чей это двор?
- Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.
- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.
- Ребята, посмотрите на экран, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?
- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур.
- Посмотрите на экран и скажите, что это такое? (слайд №3)
- Правильно, это казачья хата. А вы знаете, из чего ее строили?
- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво. Белый цвет – символ чистоты. (слайд №4).
- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?
- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много. (слайд №5)
- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья?
- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте и мы поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Физкультминутка (проводится игра «Вокруг куреня хожу»)
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Маша». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Беседа на тему: «В казачьей горнице»(слайд №6)
- Ребята, а кто знает как по другому называли казаки свою хату?
- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна?
- Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»
- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №7 казачья горница)
- Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.
- Здорово дневали!
- Слава Богу! (Ответ детей)
- Еще в каждой хате есть печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети, потому что это самое теплое место в доме. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для обогрева и приготовления еды. (Слайд №8)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (Слайд №9).
- В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.
- А вот и кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №10)
- Ребята, посмотрите как здесь красиво, тепло и уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов)
- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№11)
- Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук).
- Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками.
- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?
- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи. (слайд №12)
- Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.
- В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу и все вместе говорят: «Время, время помоги, и обратно нас верни».
- Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)