Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Знакомство с жилищем и бытом казаков

Цель знакомить детей с укладом жизни казаков, расширяя представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 20

муниципального образования Тимашевский район

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

на тему «Знакомство с жилищем и бытом казаков»

Подготовила воспитатель

Жмаева Е.Ю.

г.Тимашевск

декабрь 2020г

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Задачи:

Обучающие: 

- сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях;

- показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие: 

- развивать внимание, память;

- прививать бережное отношение к традициям родного края;

- развивать и обогащать словарный запас;

- развивать фантазию и эстетический вкус.
Воспитательные: 

- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа.

- формировать у детей чувство любви к своей малой Родине.

- воспитывать нравственные чувства.

- развивать чувство гордости за свой народ. 

Предварительная работа: рассматривание макета казачьего двора, беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками, разучивание игр «Заря- заряница», «Вокруг куреня хожу».

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.

Ход НОД:

Дети играют в хороводную игру «Заря - заряница». По окончанию игры воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

- Ребята, скажите, мне как называется страна в которой мы живем?

- Правильно – Россия.

- Среди просторов нашей большой страны есть город, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется?

- Правильно – Тимашевск

- А как одним словом можно назвать близких людей?
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.

- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)

- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»

(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №2).

- Ребята, как вы думаете, чей это двор?
- Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.

- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.

- Ребята, посмотрите на экран, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?

- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур.

- Посмотрите на экран и скажите, что это такое? (слайд №3)

- Правильно, это казачья хата. А вы знаете, из чего ее строили?

- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво. Белый цвет – символ чистоты. (слайд №4).

- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?

- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много. (слайд №5)

- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья?

- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте и мы поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».

Физкультминутка (проводится игра «Вокруг куреня хожу»)

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю, 
К одному я подойду 
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Маша». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Беседа на тему: «В казачьей горнице»(слайд №6)

- Ребята, а кто знает как по другому называли казаки свою хату?
- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна?
- Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»

- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №7 казачья горница)
- Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.

- Здорово дневали!

- Слава Богу! (Ответ детей)

- Еще в каждой хате есть печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети, потому что это самое теплое место в доме. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для обогрева и приготовления еды. (Слайд №8)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (Слайд №9).

- В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

- А вот и кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №10)
- Ребята, посмотрите как здесь красиво, тепло и уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов) 
- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№11)

- Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук).

- Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками.

- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?
- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи. (слайд №12)

- Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.
- В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу и все вместе говорят: «Время, время помоги, и обратно нас верни».

- Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?

- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области