Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 города Ельца
Конспект
Образовательная область: познание.
Вид образовательной деятельности: ФЦКМ.
На тему: «Испытание магнита».
Старшая группа.
Воспитатель: Иванникова Т.Г.
(высшая квалификационная категория)
Елец
2020
Программные задачи:
Материал: Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Пластиковые стаканы с водой. Рукавичка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.
Обогащение словаря: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, магнетит.
Активизация словаря: притяжение, магнитная сила.
Ход ОД:
В.- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их!
- Сегодняшний день мне хочется начать с добрых слов:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Воспитатель:
Организационный момент
-Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка.
- К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.
-Ой, что же такое произошло с письмом? Посмотрите, оно не отстает от рукавички.
-Вы разгадали мое волшебство? Догадайтесь, за счет чего держится письмо?
Основная часть.
-Как с точки зрения науки можно объяснить мое волшебство?/Догадки детей/
- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий металлические предметы)
- Если в варежке находится магнит, то он должен притягивать какой-нибудь металлический предмет?
Я не буду сразу раскрывать свой секрет.
Послушайте, я расскажу вам, откуда появился магнит.
— Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.
Презентация
Воспитатель: «А вы хотите узнать, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает людей и придает им силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
- Итак, кусочки камня - магнетита, которые находят в горах, называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
-Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?
- Есть ли у вас дома магнит?
Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Вот как много мы теперь знаем о свойствах магнита и о его происхождении. Но я открою вам секрет, что это ещё не всё.
Сделаем гимнастику для глаз.
«У компьютера».
Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Что бы глазки отдохнули
Мы зарядку делать стали
Раз- два- три, раз- два- три,
Ты в окошко посмотри.
Раз-два-три, раз-два-три,
Ты на стенку посмотри.
Мы зарядку делать стали
И кружок нарисовали.
Поморгали, поморгали,
Всю усталость разогнали.
- Мы с вами установили, что магнит способен притягивать металлические предметы.
-Давайте проведем эксперимент, и проверим это.
А как вы думаете где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать магнит.
Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Обязательно во время проведения опытов необходимо надеть фартуки.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).
Воспитатель. Давайте приготовим наши пальчики.Дети. Этот пальчик мой танцует
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лѐгкий-лѐгкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребѐт, как мышка.
А большой мой толстячок,
Тот улѐгся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку.
На каждого ребенка металлические предметы (скрепка, заколка-невидимка, чайная ложка, шуруп, болт, маленький магнит), деталь пластмассового конструктора, карандаш, бумага, медная пластина.
- Поднести магниты по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в левую сторону, а те, которые не притягиваются, — в правую.
- Какой мы можем сделать вывод? Какие предметы притягивает магнит? Назовите? Из чего сделаны эти предметы? (из железа, из металла, магнит притягивает металлические предметы)
-Такие предметы называются магнетическими.
- Какие предметы не притягивает? (дерево, пластмассу, бумагу, алюминий)
- Такие предметы называются немагнетическими.
Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
- Мы с вами установили, что магнит способен притягивать металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент, и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду?
Воспитатель: У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.
(проводим эксперименты)
-двигать металлические предметы по поверхности деревянного шпателя, расположив магнит под палочкой;
-двигать монетку по альбомному листу бумаги, картону при помощи магнита, находящегося внизу листа;
-двигать металлические гайки, шурупы по поверхности пластмассовой крышки с помощью магнита, расположенного снизу крышки.
- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
(Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон, через дерево, ткань).
Вывод:- Магнитная сила может проходить через предметы - преграды: картон, дерево, ткань.
- Как вы думаете, где человек может использовать это свойство магнита?
- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.
(в рукавичке и в конверте находим магнит).Значит магнит с помощью магнитной силы притянул к себе магнетический предмет.
Воспитатель: «Пришло время отдохнуть!»
(физминутка)
«На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз,
На носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс наклонились.»
-Пора узнать содержимое письма.
Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
(дети высказывают свои предложения)
-Как вы думаете, с помощью чего можно достать меч - кладенец из колодца?/с помощью магнита/.
-Меч сделан из чего?/из металла/
Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»
(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем) - Что получилось? Какой мы сделаем вывод? Вывод: (магнит сохраняет свои свойства в воде).
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.
Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.
- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»
(проводим опыты)
-Давайте опустим скрепку в стакан с водой, а магнит приложим к стенке стакана и будем поднимать вверх.
-Достали? У вас получилось! Молодцы!
Вывод: магнит воздействует через стенку стакана.
Беседа с детьми об использовании магнита человеком
Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т.д.
Воспитатель: Обсудить с детьми ситуацию: «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? Что нам поможет их быстро собрать?»
Итог: Сегодня мы с вами говорили о магните, его свойствах и значении.
Помогли Ивану Царевичу спасти Василису. Молодцы.
На доске прикреплён круг от солнышка, на столе лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – я получил много интересной информации; голубого цвета – не было никакой полезной информации.Я рада, что работа в лаборатории сегодня оказалась полезной для вас.
Дома поэкспериментируйте с магнитом: что можно еще сделать с помощью его магнитной силы? Потом с нами поделитесь.
Попрощаемся с гостями.