Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие творческой личности в контексте современных педагогических исследований"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческой личности в контексте современных педагогических исследований

Формирование творческой личности.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельность. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей. Кому-то дано сразу же красиво танцевать, а кто-то этому учится!

Детская творческая способность (креативность) отличается от взрослой, она имеет другую структуру и содержание. Детская креативность – это естественное поведение на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей.

Способности есть у каждого ребенка, но они развиты в большей или меньшей степени. Но в течении всей жизни на их развитие и соответственно развитие творческой личности влияют всевозможные факторы.

Факторы, влияющие на развитие творческой личности:

Творческая личность

Внутренний мир ребенка Внешняя среда

(эмоциональное содержание) (родители, педагоги, друзья)

Эмоциональное содержание – это отрицательные и положительные мысли, которые возникают у ребенка в процессе становления его личности.

Развитие отрицательных мыслей (страхов, сомнений, злобы, скуки, печали), у детей в большинстве случаях выражается в боязни выглядеть глупо или в неуверенности своих действий и возможностей. От неуверенности появляются отрицательные эмоции, которые могут вылиться в депрессию, вследствие частых депрессий замечается снижение иммунитета, что может привести к различным болезням. К сожалению, развитию отрицательных эмоций может способствовать не только ребенок, который формирует в себе эти идеи, но и внешняя среда – это люди с авторитетным на данный период мнением для ребенка (родители, педагоги, друзья). Верным решением и выходом из таких состояний является работа над собой, над своим внутренним миром.

Существуют три сущности, которые портят человеку жизнь, особенно творческому. Это серая скука, злоба и страх.

Для того чтобы свободно и продуктивно творить, необходимо избавиться от страхов и сомнений. Это можно сделать благодаря одной хитрости жизни: все в мире, все ситуации и происшествия имеют одновременно позитивную и негативную стороны. Научившись видеть только положительные моменты в любой ситуации, человек навсегда избавится от отрицательных эмоций. Для этого я советую детям учиться радоваться даже самым простым вещам, например, тому, что они проснулись, подарили близким свою улыбку, и научились уделять себе время, познавать и расширять свое мировоззрение и помогать окружающим.

Внешний и внутренний мир един. Поэтому количество радости, уважения, любви к себе равно количество радости, уважения и любви, которым нас одаривают люди, а также количеству, которым мы одариваем людей, окружающий нас мир, Вселенную.

Самый лучший способ избавиться от скуки - начать творить в любой деятельности и использовать творческое мышление в любой ситуации, вкладывая неудержимую творческую энергию в свою жизнь, творя ее "своими руками", занимаясь своими любимыми занятиями, познавая и совершенствуясь в них.

Злость, как утверждает известный психолог Маслов, возникает в результате воздействия отрицательных эмоций и пустых разговоров. Я всегда говорю детям, что каждая минута должна проходить с пользой для себя и окружающих. С каждым днем они должны становится не только старше, но и умнее, приобретая определенный опыт.

Основные составляющие творческой личности.

Для развития творческой личности характерно вдохновение и творческий потенциал.

Творческий потенциал. Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности.

Иногда хочется разнообразить свои умения и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Начинаешь творить, а потом видишь, что получается одно и тоже. А иногда в результате долгих попыток сотворить чтото новое, можно просто войти в ступор. Как этого избежать?

Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свои навыки, увеличив творческий потенциал: я рекомендую детям изучать что-то новое, абсолютно не связанное с танцами. Например, ходить на уроки пения, изучить искусство актерского мастерства или просто посидеть дома, почитать книгу, приготовить какую-нибудь вкусность на кухне и т.п. Тогда "новое" соединится со "старым" в доселе неведомых, удивительных и чудесных формах. Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал. Я читала много удивительных биографий знаменитых творческих людей и заметила, что новое, отвлеченное занятие в корне изменяло их судьбу, определяло их успех, а иногда спасало жизнь. Например, Дэвид Сэнборн смог выжить только благодаря своему саксофону, Элвис Пресли владел искусством карате, и это долгое время спасало его от ухода в мир иной. А Стив Гэдд - знаменитый барабанщик - научился танцевать чечетку, что позволило ему сформировать свой гениальный стиль игры на барабанной установке.

Многие психологи используют этот способ для лечения многих психологических и физиологических болезней. Потому что именно новое увлечение эффективно увеличивает творческий потенциал и совершенствует душу личности.

Вдохновение.

Вдохновение - это состояние, в котором человек способен творить продуктивно. Оно нужно в любом творческом процессе, так как позволяет продуктивно, эффективно, качественно и с полной отдачей провести время.

Виды деятельности, которые помогают найти вдохновение:

1) процесс постоянного поиска;

2) постоянное познание и совершенствование;

3) любовь (интерес) к своему делу;

4) творчество в любых делах. Например, в подходе к выполнению домашнего задания по школьным предметам;

5) наличие цели и мотива;

6) тотальность, то есть полное интеллектуальное и эмоциональное сосредоточение на том, чем человек занимается. Иными словами, полная концентрация или погруженность;

7) здоровый образ жизни, физическая раскованность, хорошая физическая форма. Давно уже было доказано, что люди физически развитые, ведущие здоровый образ жизни более качественно, продуктивно живут и творят;

8) общение, так как оно является самым эффективным способом развития человечества. Без него человеческое развитие тормозится;

9) изучение и исследование чужого творчества, впитывание полюбившегося вам творчества. Чем полнее познается чужое творчество, тем совершеннее ваше. На этом пункте остановлюсь подробно из-за его важности. Какие существуют доступные способы познания чужого творчества: - чтение книг; - просмотр фильмов; - слушание музыки; - исследование произведений искусства, таких как скульптура; полотна известных художников, архитектура и многое другое;

10) познание самого себя, рефлексия, потому что мы являемся шедевром великолепного творческого процесс под названием жизнь;

11) и самое важное - само творчество. Необходимо заниматься творчеством. Без попытки творить человек не станет творцом. А сколько вдохновения вы получите от самого процесса. Из всех выше перечисленных пунктов я бы хотела остановиться на наличии цели и мотива, а также интересе к делу.

Эти виды деятельности, на мой взгляд, являются самыми важными в любом образовательном процессе.

Мотивация достижения.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация, а конкретнее - мотивация достижения высоких результатов в обучении.

Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности. Для достижения успеха в деятельности важны как способности, так и наличие высокого уровня мотивации достижения. Нас не удивляет, когда менее одаренный, но более мотивированный ученик достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Человек с сильной мотивацией стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации :

Все эти факторы имеются, если существует заинтересованность в предмете и в желании познавать его. Человек – это не машина и долго не может заниматься тем, что ему не по душе, и то что он не любит. Ведь в итоге такой работы результат не превосходит ожиданий, он даже им не соответствует. Поэтому начальной составляющей мотивации достижения является интерес к предстоящей деятельности

Интерес и любовь к делу.

Как же заставить себя заниматься интересной работой? Ведь иногда лень делать то, что нравится. В этом случае я рекомендую детям проводить следующую работу над собой:

1. Никогда не откладывать на завтра, то, что можно сделать сегодня.

2. Определить для себя основные цели и задачи. Задуматься о том, что они могут получить при их реализации, а что потерять. Ведь есть две движущие силы мотивации:

желание что-то получить;

желание от чего-то уйти.

Главные вопросы, которые нужно себе задавать – это ЗАЧЕМ я занимаюсь определенным делом, И ЧТО Я ПОЛУЧУ В ИТОГЕ?

Пример № 1: Я занимаюсь танцами, для того чтобы научиться танцевать, быть гибким, пластичным и добиваюсь этого целенаправленно и настойчиво.

Результат: достижение цели, наличие гибкости и пластики, возможность для дальнейшего самосовершенствования

Следовательно: время и силы потрачены с пользой.

Пример № 2: Я не буду заниматься этим или буду пропускать и несерьезно относиться к выполняемой работе?

Результат: плохое усвоение материала, недоработанная техника, отсутствие пластики и хорошей растяжки.

Следовательно: зря потраченное время.

Ребята, занимающиеся в танцевальном коллективе, прекрасно понимают, что чем больше они будут знать, тем больше у них будет возможностей. А для того, чтобы все успеть, нужно планировать свою деятельность, распределяя свои силы на всю работу равномерно. Возможно, что нужно будет отказаться от каких-то удовольствий (просмотр телевизора, компьютерные игрушки и т.д.) но зато получат они в итоге куда больше, чем потеряют.

Таким образом, только целенаправленная работа ребенка над собой, над своим внутренним миром, совершенствование и развитие с помощью внешней среды формирует личность ребенка и его способность к творчеству.

Список использованных источников:

1. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5.

2. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6.

3. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. - 2002.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области