Развитие творческой личности в контексте современных педагогических исследований
Формирование творческой личности.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельность. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей. Кому-то дано сразу же красиво танцевать, а кто-то этому учится!
Детская творческая способность (креативность) отличается от взрослой, она имеет другую структуру и содержание. Детская креативность – это естественное поведение на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей.
Способности есть у каждого ребенка, но они развиты в большей или меньшей степени. Но в течении всей жизни на их развитие и соответственно развитие творческой личности влияют всевозможные факторы.
Факторы, влияющие на развитие творческой личности:
Творческая личность
Внутренний мир ребенка Внешняя среда
(эмоциональное содержание) (родители, педагоги, друзья)
Эмоциональное содержание – это отрицательные и положительные мысли, которые возникают у ребенка в процессе становления его личности.
Развитие отрицательных мыслей (страхов, сомнений, злобы, скуки, печали), у детей в большинстве случаях выражается в боязни выглядеть глупо или в неуверенности своих действий и возможностей. От неуверенности появляются отрицательные эмоции, которые могут вылиться в депрессию, вследствие частых депрессий замечается снижение иммунитета, что может привести к различным болезням. К сожалению, развитию отрицательных эмоций может способствовать не только ребенок, который формирует в себе эти идеи, но и внешняя среда – это люди с авторитетным на данный период мнением для ребенка (родители, педагоги, друзья). Верным решением и выходом из таких состояний является работа над собой, над своим внутренним миром.
Существуют три сущности, которые портят человеку жизнь, особенно творческому. Это серая скука, злоба и страх.
Для того чтобы свободно и продуктивно творить, необходимо избавиться от страхов и сомнений. Это можно сделать благодаря одной хитрости жизни: все в мире, все ситуации и происшествия имеют одновременно позитивную и негативную стороны. Научившись видеть только положительные моменты в любой ситуации, человек навсегда избавится от отрицательных эмоций. Для этого я советую детям учиться радоваться даже самым простым вещам, например, тому, что они проснулись, подарили близким свою улыбку, и научились уделять себе время, познавать и расширять свое мировоззрение и помогать окружающим.
Внешний и внутренний мир един. Поэтому количество радости, уважения, любви к себе равно количество радости, уважения и любви, которым нас одаривают люди, а также количеству, которым мы одариваем людей, окружающий нас мир, Вселенную.
Самый лучший способ избавиться от скуки - начать творить в любой деятельности и использовать творческое мышление в любой ситуации, вкладывая неудержимую творческую энергию в свою жизнь, творя ее "своими руками", занимаясь своими любимыми занятиями, познавая и совершенствуясь в них.
Злость, как утверждает известный психолог Маслов, возникает в результате воздействия отрицательных эмоций и пустых разговоров. Я всегда говорю детям, что каждая минута должна проходить с пользой для себя и окружающих. С каждым днем они должны становится не только старше, но и умнее, приобретая определенный опыт.
Основные составляющие творческой личности.
Для развития творческой личности характерно вдохновение и творческий потенциал.
Творческий потенциал. Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности.
Иногда хочется разнообразить свои умения и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Начинаешь творить, а потом видишь, что получается одно и тоже. А иногда в результате долгих попыток сотворить чтото новое, можно просто войти в ступор. Как этого избежать?
Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свои навыки, увеличив творческий потенциал: я рекомендую детям изучать что-то новое, абсолютно не связанное с танцами. Например, ходить на уроки пения, изучить искусство актерского мастерства или просто посидеть дома, почитать книгу, приготовить какую-нибудь вкусность на кухне и т.п. Тогда "новое" соединится со "старым" в доселе неведомых, удивительных и чудесных формах. Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал. Я читала много удивительных биографий знаменитых творческих людей и заметила, что новое, отвлеченное занятие в корне изменяло их судьбу, определяло их успех, а иногда спасало жизнь. Например, Дэвид Сэнборн смог выжить только благодаря своему саксофону, Элвис Пресли владел искусством карате, и это долгое время спасало его от ухода в мир иной. А Стив Гэдд - знаменитый барабанщик - научился танцевать чечетку, что позволило ему сформировать свой гениальный стиль игры на барабанной установке.
Многие психологи используют этот способ для лечения многих психологических и физиологических болезней. Потому что именно новое увлечение эффективно увеличивает творческий потенциал и совершенствует душу личности.
Вдохновение.
Вдохновение - это состояние, в котором человек способен творить продуктивно. Оно нужно в любом творческом процессе, так как позволяет продуктивно, эффективно, качественно и с полной отдачей провести время.
Виды деятельности, которые помогают найти вдохновение:
1) процесс постоянного поиска;
2) постоянное познание и совершенствование;
3) любовь (интерес) к своему делу;
4) творчество в любых делах. Например, в подходе к выполнению домашнего задания по школьным предметам;
5) наличие цели и мотива;
6) тотальность, то есть полное интеллектуальное и эмоциональное сосредоточение на том, чем человек занимается. Иными словами, полная концентрация или погруженность;
7) здоровый образ жизни, физическая раскованность, хорошая физическая форма. Давно уже было доказано, что люди физически развитые, ведущие здоровый образ жизни более качественно, продуктивно живут и творят;
8) общение, так как оно является самым эффективным способом развития человечества. Без него человеческое развитие тормозится;
9) изучение и исследование чужого творчества, впитывание полюбившегося вам творчества. Чем полнее познается чужое творчество, тем совершеннее ваше. На этом пункте остановлюсь подробно из-за его важности. Какие существуют доступные способы познания чужого творчества: - чтение книг; - просмотр фильмов; - слушание музыки; - исследование произведений искусства, таких как скульптура; полотна известных художников, архитектура и многое другое;
10) познание самого себя, рефлексия, потому что мы являемся шедевром великолепного творческого процесс под названием жизнь;
11) и самое важное - само творчество. Необходимо заниматься творчеством. Без попытки творить человек не станет творцом. А сколько вдохновения вы получите от самого процесса. Из всех выше перечисленных пунктов я бы хотела остановиться на наличии цели и мотива, а также интересе к делу.
Эти виды деятельности, на мой взгляд, являются самыми важными в любом образовательном процессе.
Мотивация достижения.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация, а конкретнее - мотивация достижения высоких результатов в обучении.
Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности. Для достижения успеха в деятельности важны как способности, так и наличие высокого уровня мотивации достижения. Нас не удивляет, когда менее одаренный, но более мотивированный ученик достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Человек с сильной мотивацией стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека
Факторы, определяющие наличие сильной мотивации :
Все эти факторы имеются, если существует заинтересованность в предмете и в желании познавать его. Человек – это не машина и долго не может заниматься тем, что ему не по душе, и то что он не любит. Ведь в итоге такой работы результат не превосходит ожиданий, он даже им не соответствует. Поэтому начальной составляющей мотивации достижения является интерес к предстоящей деятельности
Интерес и любовь к делу.
Как же заставить себя заниматься интересной работой? Ведь иногда лень делать то, что нравится. В этом случае я рекомендую детям проводить следующую работу над собой:
1. Никогда не откладывать на завтра, то, что можно сделать сегодня.
2. Определить для себя основные цели и задачи. Задуматься о том, что они могут получить при их реализации, а что потерять. Ведь есть две движущие силы мотивации:
желание что-то получить;
желание от чего-то уйти.
Главные вопросы, которые нужно себе задавать – это ЗАЧЕМ я занимаюсь определенным делом, И ЧТО Я ПОЛУЧУ В ИТОГЕ?
Пример № 1: Я занимаюсь танцами, для того чтобы научиться танцевать, быть гибким, пластичным и добиваюсь этого целенаправленно и настойчиво.
Результат: достижение цели, наличие гибкости и пластики, возможность для дальнейшего самосовершенствования
Следовательно: время и силы потрачены с пользой.
Пример № 2: Я не буду заниматься этим или буду пропускать и несерьезно относиться к выполняемой работе?
Результат: плохое усвоение материала, недоработанная техника, отсутствие пластики и хорошей растяжки.
Следовательно: зря потраченное время.
Ребята, занимающиеся в танцевальном коллективе, прекрасно понимают, что чем больше они будут знать, тем больше у них будет возможностей. А для того, чтобы все успеть, нужно планировать свою деятельность, распределяя свои силы на всю работу равномерно. Возможно, что нужно будет отказаться от каких-то удовольствий (просмотр телевизора, компьютерные игрушки и т.д.) но зато получат они в итоге куда больше, чем потеряют.
Таким образом, только целенаправленная работа ребенка над собой, над своим внутренним миром, совершенствование и развитие с помощью внешней среды формирует личность ребенка и его способность к творчеству.
Список использованных источников:
1. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5.
2. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6.
3. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. - 2002.