«ЗНАЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ
В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»
« … Краеведение – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачёв
В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Можно обозначить ряд причин: это и стремление заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; и желание познать мир, в котором живешь; и новые подходы к процессу обучения (гуманизация образования, ориентация на развитие личности); и осознание эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
На самом деле краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом. Д.С. Лихачев писал о том, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»
Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Вот и получается, что организация краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения.
Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии в природу, к историческим памятникам и памятным местам, экскурсии в краеведческие музеи. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии педагог имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Широкое распространение среди школьников получили: конкурсы, викторины по краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа по краеведению может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ездят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания.
Тематика родительских собраний:
Привлечение родителей учащихся к подобной работе
способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью.
Макеева Т.А., учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 12 г. Тобольска Тюменской области