Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Балетная стопа. Постановка и воспитание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Короткова Оксана Васильевна,

преподаватель классического танца

ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»

г.Самара

БАЛЕТНАЯ СТОПА: ПОСТАНОВКА И ВОСПИТАНИЕ

“Человеческая стопа – это произведение искусства природы”

G. Hohmann

Врач – ортопед И. А. Баднин писал: “У артистов балета основным рабочим инструментом являются стопы” [1, с.38].

Классический танец - это большое количество прыжков (allegro), экзерсис на пальцах и полупальцах. А. Я. Ваганова: “Весь танец построен на allegro…” [2,c 14]. “…Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже выворотность, развита и укреплена ступня, сообщена ей эластичность и укреплены мускулы, можно приступать к прохождению allegro” [2,c15].

Стопа – это сложный в анатомическом и функциональном плане аппарат. Она состоит из семи костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); пяти плюсневых костей и четырнадцати фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость к нагрузкам. Обычно выделяют следующие функции стопы: балансировочная, рессорная (смягчение ударов во время разнообразных передвижений), опорная.

Анатомически стопа схожа с кистью. И в балете стопы, подобно рукам, важны не только функционально, но и эстетически. Красивая, грамотно сформированная, воспитанная стопа, с высоким подъемом - украшение балетной ноги, завершающий штрих, формирующий красивую певучую линию. По многочисленным воспоминаниям учеников, Марина Семенова считала важным то, что ногу в балете нужно не просто тянуть, но еще и “строить”.

При поступлении в хореографические училища оцениваются, в том числе и стопы детей. Ярко выраженные нарушения сводов стопы являются противопоказанием к поступлению.

Отобрать абсолютно здоровых детей в настоящее время проблематично, так как по данным разных авторов от 10 до 50 % населения имеют тот или иной вид плоскостопия [5; 6].

Своды стопы формируются еще до рождения ребенка. Стопа новорожденного выглядит плоской, так как на ней хорошо развит слой подкожной жировой клетчатки. Период активного формирования сводов приходится на возраст от 3 до 7 лет. На этом этапе наиболее часто возникает плоскостопие. В период второго детства (8-12 лет) скелет стопы фактически заканчивает формирование. Окончательно рессорные свойства стопы, обусловленные степенью выраженности ее сводов, устанавливаются к 16-20 годам [7. c.87].

В связи с большим значением стоп в танце в классической хореографии сложился термин “балетная стопа”, подразумевающий определенные качества, которые развиваются в результате систематических занятий классическим танцем и обусловлены профессиональной необходимостью. Для успешной профессиональной карьеры стопы артиста балета должны обладать гибкостью, эластичностью и силовой выносливостью [8].

- Гибкость стопы означает максимальную амплитуду движений в голеностопном суставе и суставах стопы. В балете это, прежде всего, способность стопы принимать положение крайнего подошвенного сгибания и тыльного разгибания (вытягивание и сокращение подъема) [8].

- Эластичность стопы – это способность мышц и связок упруго сопротивляться нагрузке, возвращаясь к своей форме после непродолжительного по времени растягивания, что важно для выполнения стопой рессорной функции [9].

- Сила стопы позволяет легко подняться на полупальцы и пальцы, высоко оттолкнуться на прыжок и мягко приземлиться после. За возможность в течение длительного времени выполнять эти движения отвечает силовая выносливость стопы. Выносливость - способность длительно выполнять специализированную работу аэробного характера без снижения ее эффективности, способность противостоять утомлению [9].

Насыщенность процесса обучения, предполагающая большую нагрузку на стопы уже на первом году (прыжки, в том числе с приземлением на одну ногу,начальные упражнения на пальцах), требует правильно сформированного мышечно-связочного аппарата учащихся.

Учитывая физиологические сроки формирования сводов стопы постановкой и воспитанием стопы, позволяющими избежать мышечно-связочных нарушений, необходимо заниматься как можно раньше.

Упражнения, чаще всего рекомендуемые для формирования сводов стопы условно можно разделить на несколько групп:

- массажные (катание мячика или цилиндра, хождение по палке, поглаживающее движения одной ноги по голени другой и т. д.);

- упражнения для укрепления мышц подошвы (вытягивание носочков, “проползание” по полу за счет сгибания пальцев и т. п.);

- упражнения, использующие движения пронации и супинации, отведения и привидения (бег на внешней и внутренней стороне стопы, круговые движения стоп и т. д.);

- упражнения на сгибание и разгибание голеностопного сустава (бег на пятках, движение вверх - вниз носками ног и т. п.) [8].

Занятия с детьми 4-5 лет целесообразно проводить в игровой форме, используя понятные малышам ассоциации. Движение носками ног вверх-вниз, например можно назвать “ушки зайчика”, сгибание пальцев – “летучие мыши”, дополнив рассказом о том, что летучие мыши спят вверх ногами, им нужны крепкие пальчики-коготки, которые нужно наточить. Мышечно-связочный аппарат маленьких детей еще очень слаб, поэтому связки детей-дошкольников нужно укреплять очень бережно, корректируя направление мышечного напряжения руками каждому ребенку. Нельзя допускать скашивания стопы вовнутрь (“косолапие”). Уже на этом этапе стопа выставляется в правильное “балетное” положение, что позволит в дальнейшем грамотно выстроить стопу и избежать травмирования голеностопного сустава.

Упражнения для малышек нужно подбирать аккуратно, учитывая слабость, мягкость, податливость мышц и связок дошкольников. К примеру, бег на внешней и внутренней стороне стопы лучше заменить разведением натянутых носочков, зафиксировав голеностоп рукой (упражнение выполняется сидя на коврике). Постепенно можно добавлять упражнения, предполагающие уже некоторое владение более сложной мышечной координацией, например “волны” (сначала поднимаются наверх пальцы, затем сокращается в голеностопе стопа, далее пальцы сгибаются и стопа вытягивается) и увеличивать количество повторов.

На первом году обучения в хореографическом училище формированию балетной стопы следует уделить особое внимание в рамках учебной дисциплины “Гимнастика”. Комплекс упражнений для стоп необходимо составить таким образом, чтобы подготовить стопы к дальнейшей нагрузке, т. е. упражнения должны развивать силу, эластичность и гибкость стоп. Целесообразно использование упражнения из комплекса партерной гимнастики способствующие формированию балетной линии ноги (лежа на животе, ноги в I позиции вытягивать и сокращать стопы одновременно и попеременно и др.).

На уроках классического танца стопа выставляется особенно тщательно в положении ноги battement tendu pointe вперед, когда пальцы направляются вертикально относительно пола, а пятка подается наверх. При этом нельзя допустить сокращенного “скрюченного” положения. Стопа должна быть сильно натянута. Также, очень важно правильно выстроить положение ноги в battement tendu pointe в сторону. Мышечное напряжение распределяется таким образом, чтобы подать (“подкрутить”) пятку вперед. Визуально пятка должна оказаться чуть впереди большого пальца.

Особенно полезно как на начальном этапе обучения в профессиональном учебном заведении, так и в последующем использовать releve на высокие полупальцы по I позиции с последующим demi plie. Пятка при этом поднимается максимально высоко и сильно подается вперед. Подъем выгибается предельно. Это упражнение используется и в экзерсисе на пальцах.

Необходимо отметить, что балетная стопа формируется и воспитывается не только на протяжении восьмилетнего цикла обучения в хореографическом училище, но и в процессе дальнейшей, уже профессиональной, деятельности.

Список источников

1. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. Учебное пособие, Москва, Медицина, 1987. 204 с.

2.Ваганова А. Я., Основы классического танца, 6-е издание. Серия Учебники для вузов. Специальная литература, СПб, Лань, 2000. 158с.

3.Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища Л., ЛХУ, 1941. 56с.

4.Силкин П. А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направлению “Хореографическое искусство” образовательная программа артист балета, 2-е изд. Испр. СПб, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой 2010. 37с.

5.Котельников Г. П. Миронов, С. П. Мирошниченко, В. Ф., Травмотология и ортопедия: учеб. Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2009. 397с.

6.Картавцева Е., Можно ли избавиться от плоскостопия? Причины болезни. Профилактика [Электронный ресурс] URL: http://elenaknsp.com/zdorov-e/mozhno-li-izbavitsya-ot-ploskostopiya-prichiny-bolezni-profilaktika.html

7.Страдина М. С. Возрастная морфология: учеб. – метод пособие, СПб СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. 87 с.

8.М. А. Марина, Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования. // Вестник Академии Русского Балета им А. Я. Вагановой №5 (40) 2015.

9.Макарова Г А Спортивная медицина: учеб. Москва, Советский спорт, 2008. 480с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области