ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема урока: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»
Рабочая программа курса химии разработана к учебникам авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова для 9 классов общеобразовательных организаций. Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. Издательство «Просвещение», 2019
Характеристика класса:
В классе 6 человек, 4 мальчика и 2 девочки. Класс отличается умеренной активностью, дети с различными типами темперамента. Уровень усвоения учебного материала в основном средний. Все дети класса проявляют интерес к урокам химии. Четверо из класса планируют сдавать ОГЭ по химии, имеют повышенную мотивацию
Урок химии. Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
Учитель: Масягина Янина Константиновна, учитель химии и биологии
МБОУ Александровская СОШ Аларского района Иркутской области.
Предмет: химия
Класс: 9
УМК под редакцией Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Сладкова С.А.
Тема урока: Теория электролитической диссоциации
Дата проведения: 26.11.2020г
Тип урока: урок-практикум
Вид урока: практическая работа
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в паре, фронтальная.
Технологии обучения: технология смешанного обучения – модель «Смена рабочих зон», развития критического мышления, системно-деятельностного подхода
Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.
Оборудование: ноутбук, рабочие листы для учащихся, таблицы «Растворимость кислот, оснований, солей», «Индикаторы», оборудованные мини-лаборатории
Место урока в изучаемой теме:
Данный урок является восьмым в серии уроков (всего десять) главы II «Химические реакции в растворах».
Цель урока:
На основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать навыки решения экспериментальных задач и планирование эксперимента; закрепить знания об условиях протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов; закрепить умение составлять ионные уравнения (полные и сокращенные); формировать навыки работы с реактивами, наблюдать и делать выводы.
Задачи образовательные: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации, условиях течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации, гидролизе солей.
течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете
теории электролитической диссоциации.
Задачи развивающие: Продолжить формирование практических умений и совершенствование уже имеющихся знаний учащихся путем проведения опытов, пользуясь инструкцией ходом работы, соблюдая технику безопасности.
полученных знаний.
Задачи воспитательные:Умение работать индивидуально, в паре, согласовывать проведение химического эксперимента с соседом по парте, умение оценивать действия партнера и выражать свои мысли.
На уроке использованы интерактивные ресурсы:
Данные ресурсы использованы с целью закрепления знаний об электролитах, наглядном восприятии процесса диссоциации.
Оформление доски.
На центральной части доски записан эпиграф к уроку:«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов).
На боковой (закрытой) части – тема практической работы, открывается после определения темы учащимися.
Фрагмент урока (видеоролик)
Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Используемые образовательные технологии |
1.Организационный момент (1 мин) Цель этапа: создание эмоционального настроя на работу на уроке | Приветствует учащихся. Создаёт благоприятный микроклимат в классе | Приветствуют учителя | Личностные: - самоорганизация. Коммуникативные: - умение слушать. | Мотивация успеха |
2.Целеполагание и мотивация (2 мин) Цель этапа: - формулирование темы урока учащимися; - определение цели и задач урока учащимися; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Напоминает учащимся о завершении изучения раздела курса химии и обращает их внимание на эпиграф к уроку, предлагает определить тему урока | Формулируют цели и задачи урока. | Личностные: - осознание своих возможностей. Познавательные: -умение анализировать, выделять и формулировать задачу. Коммуникативные: - умение высказать суждение; Регулятивные: - прогнозировать деятельность на уроке. | Определение цели работы |
Актуализация знаний (2 мин) Цель этапа: Повторение и закрепление знаний правил техники безопасности | Предлагает учащимся повторить правила по технике безопасности при работе с химическими реактивами | Повторяют правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов. | Регулятивные: - умение оценивать ситуацию с точки зрения химической безопасности | Здоровьесберегающие |
Выполнение практической работы (до 8 минут в каждой рабочей зоне) Цель этапа: применение на практике знаний, полученных при изучении темы «Теория электролитической диссоциации» | 1.Сообщает, что выполнение практической работы организовано по рабочим зонам 2.Объясняет этапы выполнения работы, знакомит с инструкцией работы в каждой рабочей зоне. Сообщает, что по окончании практической работы необходимо составить отчет по предложенному плану
Рабочая зона №1. Эксперимент. Индивидуальная работа Подтвердить качественный состав веществ: НCl, CuSO4, составить полное и сокращенное ионные уравнения Рабочая зона №2. Эксперимент. Работа в паре Определить опытным путем среду растворов солей в воде, находящихся в таблице, кислую или щелочную. Заполнить таблицу Составить уравнения гидролиза Рабочая зона №3. Работа с интерактивными ресурсами Ответить на вопросы и выполнить задание: 2.Посмотрите видео «Как происходит диссоциация» https://azclip.net/video/roUPpXiZ6sQ/как-происходит-электролитическая-диссоциация.html Дайте определение понятия «Электролитическая диссоциация» 4.Оказывает индивидуальную помощь при возникновении затруднений при выполнении заданий 5. Контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности, дисциплину | 1. Воспринимают информацию 2.Знакомятся с этапами выполнения заданий в рабочих листах (приложение 1) Обращают внимание на план отчета (приложение 2) 3.Занимают рабочие зоны, работают самостоятельно, в парах; делают записи в рабочих листах; по мере выполнения задания меняют рабочую зону | Регулятивные: - определить последовательность действий для получения результата, - делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, - - закрепить теоретические знания на практике. Познавательные: - закрепить умение проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Гидролиз солей», «ОВР», «Реакции ионного обмена». Коммуникативные: - умение работать в группах, представлять результаты своих опытов,планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: - осознание своей роли в паре для достижения общей цели | Использование инструктивных карточек; постановка опытов; выбор образцов для проведения эксперимента; восприятие зрительной информации; фиксация результатов (заполнение таблицы, схемы) |
Этап включения в систему знаний и повторения (6 мин) Цель этапа:зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, организация обсуждения результатов работы | 1. При завершении работы всеми учащимися учитель обращает внимание учащихся на этапы выполнения практической работы, предлагает представителям групп ответить на вопросы отчета: - Что называется электролитической диссоциацией? - Какие вещества относятся к электролитам? - Как теоретически доказать с помощью уравнения гидролиза среду раствора соли? - Что называется качественной реакцией? 2. Подводит к итогу | 1.Отвечают на вопросы, обобщают 2. Анализируют ход выполнения работы, пишут вывод | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; | Выводы по результатам работы |
Информация о домашнем задании (2 мин) Цель этапа:закрепление знаний и тренировка в выполнении заданий по теме. | Предлагает индивидуальные карточки с разноуровневым домашним заданием. Проводит инструктаж по его выполнению | Получают карточки с домашним заданием, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы. Записывают домашнее задание в дневник, определяют для себя объём задания. | Личностные: - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии. Коммуникативные: - умение слушать и задавать вопросы | Использование инструктивных карточек |
Рефлексия (2 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы. Организует деятельность обучающихся по поводу оценки своего психо-эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Отвечают на вопрос Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: умение делать выводы, анализ своей работы. Личностные: умение проводить рефлексию. | Выводы по результатам работы |