Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД "Как дикие звери готовятся к зиме"

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аксайского района центр развития ребенка детский сад

первой категории № 39 «Росинка»

Конспект НОД на тему

«Как дикие животные готовятся к зиме»

в старшей группе № 4 «Семицветик»

Воспитатель: Донцова Л.И.

п. Рассвет

2020 г.

Конспект НОД для детей старшей группы

«Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.

Задачи:

 Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных,

- беседы о зиме.

 Материал: презентация, музыка «Зимний лес», раскраски, цветные карандаши, бумага.

 Ход занятия:

 Воспитатель:

- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?

(Ответы детей)

 Воспитатель:

- Да, на улице зима. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями.

 Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?

 Хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (Играет музыка.)

 Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.

В зимнем лесу дует сильный и холодный ветер.

Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

 Белый снег пушистый в воздухе кружиться

И на землю падает, ложиться.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

 Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

 Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.

 Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

(Ответы детей)

 Воспитатель:

 Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

(Ответы детей)

 Воспитатель:

Правильно, это белочка.

 Как белочка приготовилась к зиме?

(Ответы детей)

 Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?

(Ответы детей)

 Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы.

 Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации)

 Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё?

(Ответы детей)

 Воспитатель:

Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

 А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

(Ответы детей)

 Воспитатель:

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

 Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как Вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение)

 Воспитатель:

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

 Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

(Волки и лисы)

 Воспитатель:

А как заяц себе домик устраивает?(Ответы детей)

 Воспитатель:

Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

А вот главные враги зайчишки.

(Ответы детей)

 Угадайте кто это?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

 Как лиса готовится к зиме? (Ответы детей)

 Воспитатель:

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

 Ещё одна загадка:

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов, напасть. (Волк)

 Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? (Ответы детей)

 Воспитатель:

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

 Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

(Ответы детей)

 Воспитатель:

 А вот каких животных встретить зимой нельзя? (Ответы детей)

 Воспитатель:

Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя:

Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

 Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Физкультминутка. Мишка вылез из берлоги.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.

 Воспитатель:

Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Животные и их детёныши».

 Разделимся на две команды, для этого дети вы должны взять со стола кружки разных цветов, у кого красный кружок идёт к столу, где красный кружок, а у кого зеленый идёт к столу, где зеленый кружок.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

 Белка – бельчонок – бельчата

Заяц – зайчонок – зайчата (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок – лисята (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок – волчата (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок – медвежата (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ежонок – ежата (Как называют маму ежат?)

Игра «Узнай зверя по описанию»

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

 Игра «Четвёртый лишний».

 Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.

 1.Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)

2.Волк, лиса, лось, оленёнок (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)

3.Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

 Подведение итогов - подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

- Почему плохо? Почему хорошо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

С кем мы сегодня встречались в зимнем лесу? Почему они называются дикими? Как они готовятся к зиме? Как нужно относиться к животным?

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

 Наденем зверям шубки каждому свою.

 Рисование – раскрашивание зверей.

 Воспитатель.

А теперь покажите свои работы гостям.

 Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области