Давыдова Светлана Александровна
Воспитатель
МДОАУ №123
Г. Оренбург
Пальчиковые игры и упражнения как средство активизации словаря у детей среднего возраста.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед обществом, принадлежит изучению родного языка как средства общения и познания окружающего мира. Развитию у детей правильной и полноценной речи начинается с раннего возраста. Е.В. Архипова, П.А. Грушников, Н.В. Костромина, М.Р. Львов, В.В. Морковкин, Г.И. Сниткина отмечают, что лексическая работа в дошкольном образовании имеет исключительное значение в общей системе работы по развитию речи, так как достаточный уровень сформированности лексической стороны речи является важной предпосылкой осознанного освоения учебного материала предметов общеобразовательного цикла в школе, полноценного развития устной и письменной речи учащихся. Наличие недостатков формирования лексической стороны речи обусловливает возникновение проблем в освоении школьной программы.
Традиционно предполагается, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Возраст от 4 до 5 лет – время наиболее интенсивного развития ребенка. Недаром Л. Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того». Происходит стремительное развитие грамматического строя речи. Дети среднего дошкольного возраста, усваивая основы морфологии (строение слова) и синтаксиса достаточно быстро и с точки зрения реализации – верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно, с точки зрения реализации контекста.
Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию принято называть словотворчеством.
Словарный состав отражает круг интересов и потребностей ребенка. Исследования, проведенные австралийскими психологами, показали, что ребенок способен в течение дня произносить порядка одиннадцати тысяч слов. Но, тем не менее при усвоении программы детского сада дети испытывают определенные трудности, обычно связанные с недостаточным уровнем речевого развития, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Учителя отмечают, что ученики с недостаточно развитым словарем треднее овладевают навыками чтения, грамматикой, хуже решают арифметические задачи, не проявляют активность участия в работе на уроках.
Как известно, в нормальном онтогенезе сущность развития речи находится в прямой зависимости от развития моторики ребенка, что заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а и в накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. Формирование двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи под непос- редственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы.
Механизмы, лежащие в основе овладения ребенка сложной системой языка, остаются на сегодня еще недостаточно изученными и объясненными, что затрудняет как организацию процесса по развитию словаря детей, так и оказание адекватной помощи в случаях речевой патологии при разных типах дизонтогенеза.