Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Практико-ориентированный проект "Глаза и руки не знают скуки". Зрительно-моторная координация - важный компонент готовности к школе.

Цель проекта Создание условий для успешного развития зрительно-моторной координации детей подготовительной группы. Задачи проекта 1. Сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма положение корпуса, руки, тетради, карандаша 2. Учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку. 3. Совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев. 4.Развивать плавность, точность, скоординированность движений рук. 5.Развивать внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, произвольность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 1 «СКАЗКА»

Практико – ориентированный

проект

«Глаза и руки не знают скуки.

Зрительно-моторная координация –

важный компонент готовности к школе»

Руководитель: Гребцова С.В.,

воспитатель

г. Полярный

Введение

Бывает так, что ребенок умеет читать, считать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит?

Одним из важных компонентов готовности к школе является развитие зрительно-моторной координации.  Недостатки развития зрительно-моторной координации могут привести к проблемам обучения в школе. Зрительно-моторная координация – согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки (умение воспроизвести рисунок-образец). Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании. Слабая зрительно-моторная координация бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей.

Актуальность проекта:

Движения руки человека формируются в процессе обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий. 

Проведя анализ наблюдений, мы сделали вывод, что многие дети нашей группы испытывают трудности , когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Также у них отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Все это отрицательно сказываются на развитии психических процессов и познавательной деятельности ребенка.
Цель проекта: Создание условий для успешного развития зрительно-моторной координации детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
1. Сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

2. Учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку.

3. Совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев.

4.Развивать плавность, точность, скоординированность движений

5.Развивать внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, произвольность.

Проект: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты:

-у детей сформировано умение соблюдать гигиенические правила письма;

- дети умеют работать в тетрадях в мелкую клетку;

- умеют обводить и штриховать буквы алфавита. Используют разные виды штриховки в одном рисунке.

- у детей развиты графомоторные навыки.

Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Деятельность по созданию проекта:

2 этап. Внедренческий 
- Диагностическое обследование детей. 
- Проведение игр, упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий, совместной деятельности:

- Взаимодействие с родителями:

3 этап. Результативный 
- Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, подведение итогов

Список использованной литературы.

1.Киселёва Г.А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2.Колесникова Е.В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада.

4.Крушельницкая О.И «Вправо-влево, вверх-вниз».

5.Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, Москва, 2009.

6.Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Виды работ

Цели и задачи работы

СЕНТЯБРЬ

1

Рисование точек и крестиков

1.Пальчиковая гимнастика «Замок».

2.Работа в тетради.

3.Упражнения: «Ладонь-кулак», «Лягушка».

4.Зрителный диктант

Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.

2

Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий.

1.Пальчиковая гимнастика

«дружба».

2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор»

3.Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Молния»

5.Зрительный диктант..

Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

3

Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании.

1.Пальчиковая гимнастика «Листочки».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4.Зрительный диктант.

5.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

6.Слуховой диктант.

7.Физкультминутка «Ветер».

8.Игра с мячом. Лексические упражнения.

- Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

-Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

-Активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.

-Развивать слуховую память.

4

Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.

1. Пальчиковые шаги:

«Гусеничка», «Муравьишка».

Пальчиковая гимнастика «Птички»

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Слуховой диктант.

5.Игра « телеграфисты».

Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.

ОКТЯБРЬ

5

Рисование уголков.

1.Пальчиковые шаги «Птенцы»,

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Уголки»

4.Зрительный диктант.

5. Игра «Телеграфисты».

6.Физ.мин-ка « Журавли учатся лететь»

Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

6

Рисование бордюра.

1 Пальчиковая гим-ка « Вгостик пальчику большому»

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз «Жмурки»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Воробей»

6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро»

Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

7

Рисование квадратов.

1. Пальчиковые шаги «Курочка».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз «Зигзаги»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Домашние птицы»

6.Упражнение «Колечки».

Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

8

Рисование прямоугольников.

1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Прямоугольники»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Медвежата».

6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки»..

Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

НОЯБРЬ

9

Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.

1.Пальчиковые шаги «Котик», упр. «Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика «Котята».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Волны».

4.Слуховой диктант «Дорожка».

5.Физкультминутка.

6.Упражнение « Колечки».

Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

10

Рисование кругов. Штриховка кругами.

1.Игра «Соберём жемчуг со дна моря», упражнение «Колечки».

2.Работа в тетради.

3.Упр. для глаз «Пузырьки».

4.Зрительный диктант.

5. Физкультминутка.

Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

11

Рисование фигур и предметов из кругов.

1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом. Пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Рыбки плавают».

4.Зрительный диктант.

5. Физ.мин-ка «Рыбка».

Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

ДЕКАБРЬ

12

Рисование узоров из квадратов и кругов.

1.Самомассаж и пальчиковая гимнастика «Шарик».

2.Работа в альбоме.

3.Упр.для глаз «Поймай зайку».

4.Зрительный диктант «фонарики».

5.Подвижная игра « С Новым годом»

Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

13

Рисование ёлочек.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз Стрельба глазами»

4.Зрительный диктант «Ёлочки»

5.Физ.мин-ка « Где мы были мы не скажем…».

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

14

Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Ловкие ручки».

2.Работа в тетради-рисование овалов.

3.Гимнастика для глаз.

4.Физ.мин-ка « Снежная баба»

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

ЯНВАРЬ

15

Рисование овалов.

Знакомство с графическими диктантами.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Накрываем стол».

2.Работа в тетради- упражнение «Слива».

3.Упражнение для глаз «Овалы».

4.Зрительный диктант «Посуда».

5.Динамическая пауза «Овощи».

6.Игра «Паучок»

7.Графический диктант « Стул».

Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

16

Рисование кругов и овалов. Графический диктант

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки»,

упражнение «Маленький конструктор».

2.Работа в тетради: упражнение «Конфета», самомассаж рук.

3.Гимнастика для глаз.

4.Зрительный диктант «Конфета».

5.Физ. мин-ка.

6.Упр. «Лезгинка».

7.Графический диктант «Ключик».

Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

17

Рисование посуды.

1.Пальчиковые шаги «Улитка», игра «Склей посуду».

2.Работа в тетради. Упр.- я: «Нож, чашка, чайник, кастрюля».

3.Упражнение для глаз.

4. Слуховой диктант.

5.Динамическая пауза.

6.Графический диктант «Незнайка»..

Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

ФЕВРАЛЬ

18

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика «Гвозди».

2.Работа в тетради.

3. Графический диктант «Сторожевая собака».

4.Упражнение для глаз «Уголки».

5.Зрительный диктант «Часы», «Телевизор».

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

19

Рисование вертушек.

1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья», игра «Конструкторы»,

2. Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4.Графический диктант «Девочка».

5.Зрительный диктант «Вертушки».

6.Игра «Покажи где…»

7.Физ. мин-ка.

8. Работа в альбоме.

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

20

Рисование палочек с присоединением уголков.

1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

5.Графический диктант «Танк»

6.Физ. мин-ка «Дружно встали».

Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

МАРТ

21

Выполнение упражнения «Продолжи строчку». Выполнение узоров.

1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка», пальчиковые шаги «Улитка».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант «Василёк».

4.Упражнение для глаз Цветок».

5.Физ. мин-ка «Мамам дружно помогаем».

6.Графический диктант «Цветок».

7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки».

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

22

Рисование птиц.

1.Игра «Корм для птиц», пальчиковая гим-ка «ласточка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Ручейки».

4.Зрительный диктант «Кораблик».

5.Граф.диктант «Летящая птица».

6.Физ. мин-ка « Зима прошла».

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.

23

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика «Одежда».

2.Работа в тетради.

3.Упр.для глаз «Рисуем шарики».

4.Графический диктант «Белка».

5.Самомассаж «Крючочки»

6.Физ. мин-ка.

7.Работа в альбоме.

Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.

24

Рисование ломаной линии.

1.Пальчиковые шаги «Кот и бабочка», упр. «Маленький конструктор».

2.Самомассаж кистей и пальцев рук.

3.Работа в тетради.

4.Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

5.Графический диктант.

Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

АПРЕЛЬ

25

Симметричное рисование по клеточкам

1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Графический диктант «Домик»

5.Динамическая пауза «Прогулка по Земле».

6.Зрительный диктант «Дом».

7..

Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

26

Копирование рисунков по клеточкам.

1.Пальчиковая гимнаст-ка Четыре братца», упр. «Конструкторы».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант «Ракета».

4.Гимнастика для глаз «Поймай звезду»

5.Физ. мин-ка «Космонавт».

6.Самомассаж.

7.Графический диктант «Ракета».

Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы.

27

Закрепление сформированных навыков.

1.Игра «Волшебные пуговицы»

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант.

4.Гим-ка для глаз.

5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…»

6.Графический диктант .

Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек.

-корректировать мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр.

- упражнять в согласовании движений с текстом.

- развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь.

Приложение 2

Комплекс дидактических игр и упражнений

для развития зрительно-моторной координации

для детей старшего дошкольного возраста

1 этап:

Дидактическая игра «Чайник»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Я - чайник, ворчун,

Хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ

Выставляю живот. Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, живот надут.

Я чай кипячу,

Клокочу и кричу Топают.

- Эй люди, я с вами

Попить чаю хочу! Призывные движения правой рукой.

Дидактическая игра «Снеговик»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Стоящему ребенку предлагают представить, что он снеговик, которого слепили из плотного снега. Постепенно он должен растаять, меняя напряжение мышц тела и оседая на корточки.

Дидактическая игра «Дерево на ветру»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Ребенок сидит на корточках, опустив голову на колени и обхватив их руками. Это семя, которое начинает расти и распускаться, начиная тянуться ветками к солнцу. Взрослый дает команду: «Ветер», ребенок, расслабляя верхнюю часть туловища, сгибается в талии, изображая сломанное дерево.

Дидактическая игра «Слепой скульптор»

Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.

Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы «скульптор» с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

Дидактическая игра «Море волнуется»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?.»

Дидактическая игра «Ритм по кругу»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

Дидактическая игра «Хлопки»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Дидактическая игра «Паровоз»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего

Дидактическая игра «Ходьба по контуру»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т. д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т. д.).

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.

Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное

Дидактическая игра «Звездочеты»

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Материал: звездное панно.

Ход. Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно.

Дидактическая игра «На космическом корабле»

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

Материал: настенное интерактивное панно «Бесконечность».

Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.

После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.

Дидактическая игра «Сосчитай буквы (бабочек, цветочков)».

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

По комнате расположены объекты для счета (буквы, бабочки или цветочки). Ребенка просят сосчитать объекты.

Дидактическая игра «Волшебные ниточки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет

Дидактическая игра «Обведи точно»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

Дидактическая игра «Обведи по точкам»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Ребенку предлагается дорисовать за художника картину.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Дидактическая игра «Раскрась картинки»

Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе.

В игру можно играть как индивидуально, так и с группой.

В случае индивидуальной работы ребенку дается задание: «Найди и раскрась букву А». Перед тем, как приступить к раскрашиванию необходимо, чтобы он объяснил во что же «превратилась» буква. Где еще спряталась А?

Работая с группой детей, их можно разделить на команды, которым будут засчитываться баллы при нахождении буквы. В этом случае (т. к. картинка демонстрируется с определенного расстояния) педагогу лучше распечатать рисунок в формате А-3 и раскрасить самостоятельно или с детьми.

Дидактическая игра «Штриховка»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.

С помощью трафаретов, дети обводят заданную фигуру и заштриховывают в заданном направлении. Детям с нарушением зрения предлагаю закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук и пальцев. Здесь же дети закрепляют цвета. Штриховка укрепляет мышцы руки ребенка, способствует концентрации внимания, развивает логическое мышление, навыка доведение дело до конца, воспитывает усидчивости.

Также даются ПРАВИЛА: проводить линию строго заданной формы. Чтоб линии были параллельно друг другу. Не выходить за контур изображения.

Дидактическая игра «Повтори узор»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.

Дидактическая игра «Рисуем ниточкой»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Дидактическая игра «Графический диктант»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.

Дидактическая игра «Зашумленные предметы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.

Детям предается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.

Приложение 3

Варианты упражнений

1.Ритмирование:

«Телеграфисты». Дети по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:

№ 1 - III, III

№ 2 - III I, I III, II II

№ 3- II III, III, II

№ 4 - III III, II IIl, III, II

«Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):

— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);

— ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

«Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры».

«Придумай ритм». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо придумать его и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда одни по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).

Перекрестные движения «Шаги в море». Медленная ходьба на месте под счет педагога (с 5-10 шагов с постепенным увеличением до 100): ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого. Модификация: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.

«Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.

«Здравствуйте, ушки!». По команде «ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки (левая рука - на правое ушко и одновременно с этим правая рука – на левое; правая рука сверху, при повторном касании правая рука - снизу). По команде «Плечи» - дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. 10-20 р. – чередуя команды «Ушки-Плечи-Колени-Локти». Усложнение: ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

«Ушко-носик». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное (левое) ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью наоборот» (другой вариант - одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»).

2.Упражнения, повышающие энергетический потенциал:

Массаж и самомассаж:

- подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев, потягивания растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); (с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага);

- Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;

«Мытье головы»

а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

-ушей:

- «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках -5 раз. Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

«Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично:

правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;

правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.

«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

«Часики» - и.п. сидя; энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу/вперед, назад (можно добавить слова «тик-так», вначале делать осторожно; до 25 раз).

«Молоток 1» - расположить свои ладони перпендикулярно друг другу и производить резкие хлопки (5-10 хлопков); места соприкосновения - углубления между запястьем и нижней частью ладони; затем местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.

«Молоток 2» - руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулак; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

3. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия:

«Ладонь-кулак» - руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

«Солнышко и тучка»/ «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Зеркальце и полочка» - ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд -в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка»)

«Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро - ладонь»)

«Колечки» - Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций

«Змейки» - Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу-вверх и сверху вниз. При двуручном направлении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки)

«Паровозик» - правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение

«Рисующий слон» - сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку, затем повторить тоже другой рукой

«Сова» - с силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линия тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча - вдох и т.д.

«Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе; двигать пальцем, на который укажет ведущий; палец должен двигаться точно и четко.

«Ленивые восьмерки»/ «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза одной рукой, потом другой, затем двумя ускорении

«Рисуем в воздухе»/ «Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки

4.Упражнения для развития графомоторных навыков:

«Обводка, копирование рисунков» (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»): комплект «Волшебные обводилки» включает в себя 12 рисунков в формате А4 и 34 рисунка формата А3; листы располагаются вертикально или горизонтально; дети могут обводить и раскрашивать (заштриховать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя; упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов, которые могут быть использованы для штриховки, раскрашивания, создания разного рода поделок.

«Продолжи узор»

«Рисование по клеточкам»

«Лабиринты»

5.Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля

«Чайничек с крышечкой» - ребенок пропевает песенку, сопровождая ее жестами:

Чайничек! (вертикальные движения ребрами ладоней)

На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком).

На крышечке - шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идет с дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке.

«Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

1.Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

2.Ноги вправо – руки влево.

Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево - руки влево.

3.Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая нога вперед.

«Буратино» - и.п. стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

«Парад» - и.п. стоя. Марширование на счет «раз-два-три-четыре» с добавлением хлопков:

Раз (хлопок) – два - три - четыре.

Раз -два (хлопок) – три – четыре.

Раз – два -три (хлопок) – четыре.

Раз -два -три – четыре (хлопок).

«Море волнуется» - детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы:

Море волнуется - раз.

Море волнуется - два.

Море волнуется - три.

Морская фигура - замри.

Приложение 4

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Тренируем руки дома, на прогулке и …

На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребенку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребенка строить башни и крепости из песка, возводить или палочкой на песке, глине (аналогичные» письмена» получается на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать « строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

На кухне: ребенок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь».

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для неё базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.

Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных, и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки.

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна - на ручке, другая - на подушечки указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальцами, куда ложится ручка.

Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска.

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание.

Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку

А также необходимо:

Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).

Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).

Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело - будет получаться всё хуже и хуже;

Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;

Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти сначала одной, затем другой рукой, а в завершение- двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаёт красивый веер-

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:

Раз – два - три-четыре-пять.

На другой руке - опять:

Раз - два - три - четыре - пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуйте, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Человечек»

«Топ - топ - топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!»

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола ( как игра на пианино).

«Зайчик-кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

указательный и средний пальцы и

развести их в стороны;

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

Попробуйте вместе с ребёнком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги.

1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например,:

Улитка Уля ждёт гостей, -4 хлопка(4 пальчиковых «шага» по дорожке)

Уже готов пирог, -3 хлопка(3 пальчиковых» шага» по дорожке)

Варенье, мёд, конфеты, торт-4 (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

И йогурт, и творог. -3 (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

2этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта- «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущество первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки - по нечетной.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой - «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук( на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой- большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.

Массаж пальцев.

Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Приложение 5

Справка для родителей

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМУ»

Очень важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

 Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

держать ручку:   А-правильно,                                Б-неправильно)

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина "не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

Как надо сидеть при письме?

Самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть.

Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги)

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 смот тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Итак, правильная поза при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

           - попросить ребенка "продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

- выполнить все задания в медленном темпе.

Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.  

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области