Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Звоночек»
ПРИНЯТА решением Педагогического совета протокол № | УТВЕРЖДЕНА приказом № | УТВЕРЖДЕНА приказом № Заведующий _______ Н.А.Журавлёва |
Дополнительная общеразвивающая программа
по экопластике
для детей 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Воспитатель Хорошкина Н.А.
Соавтор: Воспитатель Абрамова Е.В.
г. Тамбов
2016 г
Содержание
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка _____________________________________________2
1.2 Актуальность программы ___________________________________________ 3
1.3 Цель программы ___________________________________________________ 4
1.5 Возрастные особенности ____________________________________________ 4
1.6 Ожидаемый результат ______________________________________________ 4
1.7 Уровни овладения навыками и умениями с использованием нетрадиционных
техник в творческих работах ________________________________________5
2 Содержательный раздел
2.1 Формы организации образовательной деятельности______________________6
2.2 Особенности осуществления образовательной деятельности по программе__ 6
2.3 Используемые технологии обучения___________________________________6
2.4 Способы работы ___________________________________________________ 6
2.5 Календарно- тематическое планирование: 3-4 года ______________________ 7
2.6 Календарно- тематическое планирование: 4-5 лет_______________________ 13
3 Образовательной деятельности
3.1 Учебно-тематический план: первый год обучения (3-4 лет) _______________19
3.2 Учебно-тематический план: второй год обучения (4-5 лет) _______________ 19
3.3 Методическое обеспечение программы________________________________19
3.4 Список используемой литературы____________________________________ 20
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Данная программа разработана для построения системы педагогической деятельности по экопластике с детьми 3-5 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач данного предмета, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Основой для разработки данной программы предстали:
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор художественно-эстетическое направление, обеспечения индивидуального развития каждого ребёнка.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Занятия проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Актуальность программы - Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.
Цель программы – Художественно-творческое развитие детей на основе использования природных материалов, теста, пластилина. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
В процессе обучения экопластики в дошкольном возрасте реализуются следующие
Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, тактильной, кожной чувствительности пальцев рук;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
-развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа по экопластике предназначена для детей 3-5лет и рассчитана на два года обучения
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате обучения по данной программе дети должны знать:
•Различные приемам работы с бумагой;
•Познакомится с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
•Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов
•Создавать композиции выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная.
•Продолжить развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
•Овладеть навыками культуры труда;
•Улучшить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.
Методы отслеживания успешности овладения воспитанниками содержанием программы: педагогическое наблюдение, отслеживание активности на занятиях
Способы определения результативности овладения воспитанниками
содержанием программы: педагогическая диагностика.
Результаты педагогической диагностики являются основанием для корректировки программы. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Уровни овладения навыками и умениями с использованием нетрадиционных техник в творческих работах
Низкий (1 балл)
Средний (2 балла)
Высокий (3 балла)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы организации образовательной деятельности
Форма организации деятельности воспитанников на занятии: групповая, подгрупповая.
Форма проведения занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны упражнения, игры, музыка.
Особенности осуществления образовательной деятельности по программе
При распределении разделов программы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 5 лет. Данный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этот период повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более координированными становятся движения. Развивается мышление и воображение, больше фантазируют, сочиняют, конструируют.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Игра доставляет им большую радость. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в своих работах для достижения результата.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи.
Используемые технологии обучения
1. Игровые технологии активизирующие деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности.
2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4.Здоровьесберегающие технологии.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток на плоскостное изображение.
6.Скрепление различных деталей.
7.Моделирование из природного материала: плодов растений, семечек, ваты, ватных дисков, крупы.
8.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
9.Лепка предметов из теста, пластилина.
10.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскостной рисунок.
Календарно- тематическое планирование: 3-4 года
(образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю)
Сентябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Светит ярко солнышко | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Яблочки | Аппликация из бумаги | Познакомить детей с отрывной аппликацией – отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить равномерно на всю поверхность бумаги, создавая красивый натюрморт. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность и внимательность. |
3 | Одуванчики | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
4 | Цыпленок | Аппликация из ватных дисков | Учить наклеивать заготовку из ватных дисков, аккуратно раскрашивать красками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
5 | Осеннее дерево | Пластилинография | Учить детей с помощью пластилина передавать образ осеннего дерева, листвы, путем скатывания маленьких шариков и примазывания их к листу картона. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
6 | Виноградик | Пластилинография | Учить детей катать шарики и располагать на картоне создавая образ кисти винограда. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности |
7 | Ежик | Пластилин семена | Учить детей катать шар, придавая овальную форму, с помощью семян создать образ колючего ежа. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать интерес к живой природе |
8 | Осенний букет | Природный материал | Учить подбирать и наклеивать сухие листья, наклеивать их в определенном порядке; создать эмоциональный настрой, интерес и желание заниматься флористикой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать интерес к живой природе |
Октябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Подсолнух | Аппликация из бумаги, семян | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Осенний лес | Аппликация из бумаги, тычок ватных палочек | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку, с помощью тычка учить создавать осеннюю листву. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать интерес к живой природе |
3 | Гусеница | Природный материал, пластилин | Учить создавать поделки из природного материала(каштаны), использовать ее в игре. Закреплять навыки скрепления деталей с помощью пластилина. Воспитывать интерес к живой природе |
4 | Божья коровка | Аппликация из бумаги пластилин | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Прорисовывать детали пластилином. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
5 | Рябинка | Природный материал, пластилин | Учить создавать поделки из природного материала(листья), наклеивать их на заготовку, закрашивать детали пластилином. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
6 | Яблочки | Соленое тесто, гуашь | Учить лепить шар из теста, придавая форму яблока. Развивать навыки пользования красками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
7 | Гусеница | Аппликация из бумаги | Учить скатывать шары из бумаги, наклеивать маленькие детали на заготовку. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
8 | Волшебные ладошки | Рисование ладошками | Познакомить с новой техникой рисования ладошками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Ноябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Барашек | Аппликация крупой | Учить выполнять работу из крупы, дополнять работу мелкими деталями из бумаги. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Черепашка | Аппликация из бумажных салфеток | Учить выполнять работу из комочков салфеток, закреплять навыки скатывания шара. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
3 | Заяц | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. |
4 | Кружка | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. |
5 | Посуда | Соленое тесто | Учить передавать форму посуды, украшать деталями. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление |
6 | Улитка | Соленое тесто | Учить раскатывать кусок теста, скатывать жгутик, скатывать его в спираль,украшать деталями. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление |
7 | Самолет | Природный материал, пластилин | Учить создавать поделки из природного материала(шишки), закрашивать детали пластилином. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
8 | Мишка | Природный материал, пластилин | Учить создавать поделки из природного материала(шишки), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Декабрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Мишка | Аппликация из ватных дисков | Учить наклеивать заготовку из ватных дисков, аккуратно дорисовывать детали красками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Сова | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали-заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
3 | Снеговик | Аппликация хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Украшение для елки | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
5 | Фигурки | Соленое тесто | Продолжать учить создавать поделки из теста, при высыхании их раскрашивать красками. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. |
6 | Снежинка | Пластилинография | Учить детей с помощью пластилина передавать образ снежинки, путем скатывания маленьких шариков и жгутиков примазывая их к листу картона. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
7 | Гномик | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с новой техникой рисования ладошками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
Январь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Заяц | Аппликация из хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Учить в работе передавать образ животного. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
2 | Собачка | Оригами | Познакомить с новой техникой. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
3 | Снеговик | Пластилинография | Познакомить с новыми действиями работы с пластилином: сплющивание, размазывание материала на основе. Закреплять навыки скатывания шариков. Развивать мелкую моторику рук, речь. Воспитывать аккуратность |
4 | Мышка | Пластилинография | Закреплять навыки скатывания шариков. Развивать мелкую моторику рук, речь. Воспитывать аккуратность |
5 | Ежик | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала(шишки), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
6 | Кошечка | Оригами | Познакомить с новой техникой. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
7 | Украсим шарфик | Рисование красками штампами | Познакомить с новой техникой рисования –штампами. Учить создавать рисунок. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. |
8 | Морозные узоры | Рисование мылом | Познакомить с новой техникой. Учить пользоваться поролоном, закрашивать равномерно. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
Февраль
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Пальчиковая живопись | Пальчиковая живопись | Познакомить с новой техникой. Учить посредствам пальцев создавать в рисунке новые образы. Развивать мелкую моторику рук, речь, воображение, мышление, творческие способности. Воспитывать аккуратность |
2 | Украсим неваляшку | Рисование гуашевами красками | Учить рисовать гуашью, набирать краску на ворс, промывать кисть. Учить составлять последовательный рисунок, путем прикладывания ворса. Развивать чувство цвета. ритма. Воспитывать аккуратность. |
3 | Воздушные шары | Пластилинография | Закреплять навыки и умения скатывать, расплющивать, примазывать к основе. |
4 | Сова | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (каштаны), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
5 | Собачка | Соленое тесто | Учить создавать образы из нескольких деталей. Закреплять навыки и умения скатывать, расплющивать. |
6 | Подарок папе | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
7 | Рыбка | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки из бумаги. Учить создавать образы из комка бумаги. Развивать мышление, воображение. |
8 | Светофор | Аппликация из комочков салфеток | Учить выполнять работу из комочков салфеток, закреплять навыки скатывания шара. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Март
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Уточка | Аппликация из крупа | Учить выполнять работу из крупы, дополнять работу мелкими деталями из бумаги. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
2 | Грибочек | Аппликация из крупа | Учить выполнять работу из крупы, дополнять работу мелкими деталями из бумаги. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
3 | Мимоза | Рисование красками | Продолжаем знакомить с новой техникой. Учить посредствам пальцев создавать в рисунке новые образы. Развивать мелкую моторику рук, речь, воображение, мышление, творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Машинка | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
5 | Подарок для мамы | Аппликация из бумаги | Учить создавать объемные аппликации. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
6 | Цветик-семицветик | Пластилинография | Закреплять навыки и умения скатывать, расплющивать, примазывать к основе. |
7 | Птицы | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (шишки), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
8 | Рисуем кляксами | Рисование красками | Познакомить с новой техникой. Развивать мелкую моторику рук, речь, воображение, мышление, творческие способности. Воспитывать аккуратность |
Апрель
№ | Темы занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Капель | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали-заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
2 | Ракета | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали-заготовку. Закреплять умение сочетать в работе различные материалы. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
3 | Корабль | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
4 | Гусеница | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Учить склевать узкие полоски. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
5 | Подснежники | Рисование красками | Продолжать знакомить с новой техникой рисования ладошками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
6 | Осьминожки | Рисование красками | Закреплять умение рисования ладошками. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
7 | Весна-красна | Рисование красками | Продолжать знакомить с новой техникой рисования тычка. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
8 | Капель | Аппликация их бумаги | Учить наклеивать маленькие детали-заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
Май
№ | Темы занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Весеннее солнышко | Рисование красками | Закреплять умение рисования красками, набирать краску на ворс, промывать краску. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
2 | Облака | Рисование красками | Закреплять умение рисования красками, набирать краску на ворс, промывать краску. В работе использовать не только кисть, но и бросовый материл. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, мышление. Воспитывать аккуратность |
3 | Цыпленок | Аппликация из крупы | Закреплять умение работать с крупой, дополнять работу мелкими деталями из бумаги. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Зеленые квакушки | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (каштаны), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
5 | Сирень | Аппликация из бумаги | Закреплять умение работать с бумагой, наклеивать маленькие детали-заготовку. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
6 | Цветы | Аппликация из бумаги | Закреплять умение работать с бумагой, наклеивать маленькие детали-заготовку. Закреплять навыки передачи в работе сходство с предметом. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
7 | Бабочка | Аппликация из салфеток | Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. Воспитывать аккуратность |
8 | Фигурки | Соленое тесто | Учить самостоятельно придумывать образы. Закреплять навыки и умения скатывать, расплющивать, закреплять детали. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
Календарно- тематическое планирование: 4-5 лет
(образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю)
Сентябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Солнечный цветок | Аппликация из семян и крупы | Учить создавать образы, сочетать различные материалы в работе. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
2 | Грибок | Аппликация из семян и крупы | Учить работать с различным материалом. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
3 | Колобок | Объемная аппликация | Упражнять детей в складывании заготовки пополам по прямой, вырезании круга из квадрата. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, |
4 | Гусеница | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки из бумаги, работать ножницами. Учить склеивать детали в кольцо. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
5 | Синица | Пластилинография | Учить раскатывать кусок пластилина, формировать шар, примазывать к основе. Закрепляем навыки разминания, скатывания. Развивать мелкую моторику рук |
6 | Рябинка | Рисование красками | Продолжаем знакомить с пальчиковой живописью. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
7 | Ежик | Аппликация из семян | Учить детей с помощью пластилина закрашивать контур, путем скатывания маленьких шариков и примазывая их к листу картона. Передавать выразительность образу с помощью семян. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
8 | Осень | Рисование красками | Познакомить с новой техникой «рисование сухой кистью». Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Октябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Осеннее дерево | Аппликация из бумаги | Учить детей самостоятельно катать шарики из салфеток. Аккуратно наклеивать. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
2 | Цыпленок | Аппликация из бумаги | Учить наклеивать маленькие детали на заготовку. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
3 | Березка | Природный материал | Учить создавать аппликацию из листьев и семян, передавать образ осенней березы. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Рыбка | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки из бумаги, работать ножницами. Учить склеивать детали в кольцо. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
5 | Листопад | Пластилинография | Учить раскатывать кусок пластилина. Закрепляем навыки разминания, примазывая их к листу картона. Передавать выразительность образу с помощью крупы. Развивать мелкую моторику рук. |
6 | Осенний лист | Соленое тесто | Продолжать учить создавать поделки из теста, при высыхании их раскрашивать красками. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. |
7 | Осень | Рисование красками | Закреплять умение рисования красками, набирать краску на ворс, промывать краску. В работе использовать не только кисть, природный материал. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, мышление. Воспитывать аккуратность |
8 | Лисичка | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (листья), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
Ноябрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержение |
1 | Ежик | Объемная аппликация | Учить создавать объемная аппликацию из бумаги. Учить наклеивать полоски бумаги «каплей». Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
2 | Барашек | Аппликация из крупы | Учить создавать образы, сочетать различные материалы в работе. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. |
3 | Кот | Оригами | Продолжаем знакомить с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
4 | Фрукты | Объемная аппликация | Учить создавать объемная аппликацию из бумаги. Учить склеивать заготовки друг другом. Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
5 | Зайчик | Объемная аппликация | Учить создавать объемную аппликацию из бумаги. Учить склеивать заготовки друг другом, формировать из прямоугольника цилиндр. Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
6 | Собака и будка | Оригами | Продолжаем знакомить с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
7 | Рыбки в аквариуме | Пластилинография Коллективная работа | Учить раскатывать кусок пластилина. Закрепляем навыки разминания, скатывания. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение работать в коллективе. |
8 | Осьминожки | Объемная аппликация | Учить создавать объемную аппликацию из бумаги. Учить склеивать заготовки друг другом, формировать из прямоугольника цилиндр. Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
Декабрь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Деревья в инее | Аппликация из соли | Учить работать с различным материалом. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. Воспитывать аккуратность. |
2 | Снежинка | Аппликация из соли | Учить работать с различным материалом, использовать краски. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности, воображение. Воспитывать аккуратность. |
3 | Варежки | Аппликация из хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Гном | Аппликация из хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Создавать эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
5 | Фонарик для гнома | Объемная аппликация | Учить создавать объемную аппликацию из бумаги. Учить склеивать заготовку, формировать из прямоугольника цилиндр. Учить работать с ножницами, резать по прямой. Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
6 | Елочка | Оригами | Продолжаем знакомить с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
7 | Елочные украшения | Пластилинография | Закрепляем навыки разминания, скатывания. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение работать в коллективе. |
Январь
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Морозные узоры | Рисование красками | Познакомить с новой техникой рисование мылом. Закреплять умение рисовать различные декоративные элементы, завитки, круги, мазки. Учить закрашивать лист равномерно краской. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
2 | Снеговик | Аппликация крупой | Закрепляем навыки работы с крупой. Равномерно закрашиваем заготовку, дополняем декоративными элементами. Развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность. |
3 | Лисичка | Аппликация из бумаги | Знакомим с новой техникой- обрывная аппликация. Учим детей отрывать маленькие кусочки бумаги и заклеивать по контору заготовку. Учим сочетать в работе разный материал. Создавать эмоциональный настрой |
4 | Снежный дом | Аппликация из бумаги | Знакомим с новой техникой- обрывная аппликация. Учим детей отрывать маленькие кусочки бумаги и заклеивать по контору заготовку. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
5 | Зайка | Рисование красками | Познакомить с новой техникой «рисование сухой кистью». Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
6 | Рыбка | Пластилинография | Закрепляем навыки и умения скатывать шары круговыми движениями, расплющивать и примазывать к основе. Учим закрашивать заготовку не заходя за контор. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
7 | Птица | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (шишки), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
8 | Дедушка «Ау» | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (шишки), дополнять деталями из пластилина. Создавать эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Февраль
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Барашек | Природный материал | Учить создавать поделки из природного материала (шишки), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Клоун | Конструирование из бумаги | Учить создавать объемные поделки. Склеивая смятую в плотные комочки и скрученную в жгуты мягкую бумагу. Дорисовка и приклеивание мелких деталей по желанию детей. Делать работу выразительной. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
3 | Машинка | Конструирование из бумаги | Закреплять умение и навыки склеивать детали петелькой, упражнять в вырезании кругов из квадратов, склеивании узких цилиндров. |
4 | Папин галстук | Оригами | Продолжаем знакомить с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Дополнять работу декоративными элементами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
5 | Павлин | Аппликация из бумаги | Закреплять умение и навыки склеивать детали петелькой, наклеивать детали по контору. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
6 | Сова | Пластилинография | Закрепляем навыки разминания, скатывания. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение работать в коллективе. |
7 | Кактусы | Пластилинография | Закрепляем навыки скатывания, расплющивания и скручивания в спираль. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение работать в коллективе. |
8 | Черепаха | Природный материал | Учить создавать поделки из бросового материала( скорлупа грецкого ореха), дополнять деталями из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Март
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Пушистый кот | Рисование красками | Учить передавать образ в новой технике «рисование сухой кистью». Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Воробей | Конструирование из бумаги | Упражнять в склеивании полоски кольцом, Закреплять умение вырезать полоски. |
3 | Вазочки для мам | Аппликация из бумаги | Закреплять умение и навыки в наклеивании мелких деталей. Учить декоративному оформлению предметов. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
4 | Шапочка для гнома | Конструирование из бумаги | Учить в складывании, делить полоску на части, резать по прямой. Упражнять в вырезании круга из квадрата, дополнять работу декоративными элементами. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
5 | Букет | Аппликация из бумаги | Учить декоративному оформлению предметов. Закреплять умение и навыки в наклеивании мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
6 | Вербочки | Аппликация из хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
7 | Цветы | Аппликация из бумаги | Учить декоративному оформлению предметов. Закреплять умение и навыки в наклеивании мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
8 | Мимоза | Аппликация из бумаги | Закреплять умение и навыки в наклеивании мелких деталей. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
Апрель
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Ландыш | Аппликация из хлопка | Учить наклеивать вату по контору, аккуратно дополнять работу деталями. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности. Воспитывать аккуратность |
2 | Гусеница | Пластилинография коллективная работа | Учить раскатывать кусок пластилина в тонкий жгут. Сворачивать его в жгут, скатывать в шарик, соединять части в целое. Воспитывать дружелюбие в процессе коллективной работы.. |
3 | Воздушный шар | Аппликация из бумаги | Учить склеивать детали, упражняя в создании образа предмета состоящего из несколько частей, создавая рельефную поделку. Знакомить с воздушным транспортом. |
4 | Ракета | Оригами | Продолжаем знакомить с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Проговаривать свои действия. Дополнять работу декоративными элементами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
5 | Кораблик | Аппликация из бумаги | Учить детей создавать работу в нескольких техниках (оригами). Упражнять в работе с ножницами, Вырезать детали по намеченным линиям. Создать эмоциональный настрой. |
6 | Цветы | Рисование красками | Закреплять умение рисовать различные декоративные элементы, завитки, круги, мазки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
7 | Первые цветы | Аппликация из ниток | Познакомить с новой техникой –ниткография. Учить закрашивать контур предмета. Передавая выразительность предмета через нитки. Создать эмоциональный настрой, воспитывать аккуратность |
8 | Бабочка | Кляксография | Развивать творческое воображение. Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (образ). Воспитывать эстетический вкус, интерес к рисованию. |
Май
№ | Тема занятий | Техника | Программное содержание |
1 | Уточка | Торцевание | Познакомить с новой техникой «Торцевание», ознакомиться с этапами последовательности выполнения изделий, закрепить знания по технике безопасности с инструментами. Воспитание трудовых навыков, терпения, усидчивости, аккуратности. Развивать мелкую моторику рук. |
2 | Сирень | Торцевание | Познакомить с новой техникой «Торцевание», ознакомиться с этапами последовательности выполнения изделий, закрепить знания по технике безопасности с инструментами. Воспитание трудовых навыков, терпения, усидчивости, аккуратности. Развивать мелкую моторику рук. |
3 | Ромашка | Аппликация из бумаги | Закреплять умение и навыки в склеивании полосок. Аккуратно наклеивать. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
4 | Бабочка | Аппликация из бумаги | Учить детей самостоятельно катать шарики из салфеток. Аккуратно наклеивать. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
5 | Тюльпан | Оригами | Закрепляем умение в складывании бумаги. Проговаривать свои действия. Дополнять работу декоративными элементами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
6 | Одуванчик | Аппликация из бумаги | Учить передавать части растений, аккуратно наклеивать. Создать эмоциональный настрой. Совершенствовать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать аккуратность |
7 | Салют | Кляксография | Развивать творческое воображение. Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (образ).Воспитывать эстетический вкус, интерес к рисованию. |
8 | Цветы | Рисование красками | Закреплять умение рисовать различные декоративные элементы, завитки, круги, мазки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность по экопластике проводится с детьми во второй половине дня в соответствии с расписанием:
-3-4 года- 2 раза в неделю
-4-5 лет- 2 раза в неделю.
Длительность занятий: 3-4 года-15 минут, 4-5 лет-20 минут.
Учебно-тематический план: первый год обучения (3-4 лет)
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
Аппликации из цветной бумаги, семян, крупы | 20 | |
Объемные композиции из бумаги | 17 | |
Тестопластика, пластилинопластика | 14 | |
Лесные скульптуры | 8 | |
Волшебные краски | 13 | |
Всего | 72 |
Учебно-тематический план: второй год обучения (4-5 лет)
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
Аппликации из цветной бумаги, семян, крупы | 17 | |
Объемные композиции из бумаги | 30 | |
Тестопластика, пластилинопластика | 10 | |
Лесные скульптуры | 8 | |
Волшебные краски | 7 | |
Всего | 72 |
Методическое обеспечение программы
Раздел | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал | Техническое обеспечение | Формы подведения итогов |
РАЗДЕЛ 1. Аппликации из цветной бумаги, семян, крупы | Подгрупповая Групповая | Словесный Наглядный Практический | сюжетные картинки иллюстрации образцы | бумага, картон, клей, краски, кисточки, природный материал. | Выставка работ Дарение подарков |
РАЗДЕЛ 2. Объемные композиции из бумаги | Подгрупповая Групповая | Словесный Наглядный Практический | сюжетные картинки иллюстрации образцы | бумага, картон, клей, краски, нитки. | Выставка работ Дарение подарков |
РАЗДЕЛ 3. Тестопластика, пластилинопластика | Подгрупповая Групповая | Словесный Наглядный Практический | сюжетные картинки иллюстрации образцы | картон, тесто, пластилин, природный материал. | Выставка работ Дарение подарков Коллективная работа |
РАЗДЕЛ 4. Лесные скульптуры | Подгрупповая Групповая | Словесный Наглядный Практический | сюжетные картинки иллюстрации образцы | пластилин, природный материал | Выставка работ Дарение подарков |
РАЗДЕЛ 5. Волшебные краски | Подгрупповая Групповая | Словесный Наглядный Практический | сюжетные картинки иллюстрации образцы | бумага, картон, краски печатки | Выставка работ Дарение подарков |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2. Ерлыкин «Поделки своими руками» Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству» Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
4.И.В.Новикова "Конструирование из бумаги" Ярославль «Академия развития». 2010 г.
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация» Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.
6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры» Ярославль «Академия развития». 1998 г7
8. М. М. Евдокимова «Волшебные краски» М. «Школьная пресса» 2001 г.
8. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
9.И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» Москва 2010 г.
10.З.А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» Москва 1988г.