Логопедическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы из опыта работы.

Создание условий для освоения обучающимися основной программы начального общего образования, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития детей с ОВЗ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Логопедическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).

Сарсенгалеева О.Г.

учитель-логопед 1 кв.к.

МБОУ СОШ «ЦО№1»

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании.

В нашем ОУ обучается не так много детей с ОВЗ. Контингент разный: в основном это обучающиеся с ЗПР, но и есть дети с нарушенным слухом.

Инклюзивное образование предполагает обучение ребенка с нарушенным слухом в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важно становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.
Условия, выполнение которых необходимо для обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе:

Основанием для зачисления детей с недостатками слуха в первый класс МБОУ СОШ «ЦО№1» являлось заявление родителей и заключение ПМПК.

По результатам обследования слухоречевого и общего развития поступающие в первый класс дети с недостатками слуха были признаны готовыми к получению образования в условиях массовой школы. Важно, что состояние слуховой функции не являлось определяющим фактором. Основными показаниями к обучению в массовой школе стали: приближенный к возрастной норме уровень общего и речевого развития, коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников. Первичное обследование также выявило наличие небольших нарушений произносительной стороны устной речи и специфического аграмматизма.

Перед началом учебного года была проведена подготовка педагогического коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде всего учителей начальных классов.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны учителя-логопеда стали: преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия, диалогической и монологической речи, контроль за успеваемостью ребенка по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала проводились с опорой на тематическое планирование педагога массового класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

Обеспечение современного уровня обучения детей с недостатками слуха и речи тесно связано с компьютерными технологиями, которые являются значительным фактором и резервом развития ребенка, формирование у него способности к самостоятельности, самосовершенствованию, самореализации и самооценки.

Наше ОУ по государственной программе «Доступная среда», получило из Центра слуха и речи «Верботон» г.Москва мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушение речи «Живой звук».

Комплекс «Живой звук» включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям, которые имеют нарушения слуха и речи.

Весь комплекс компьютерной программы состоит из следующих модулей:

Благодаря графическим изображениям успешно осуществляется постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Ребенок может многократно повторять речевой материал, подстраивая произношение под образец произношения учителя, изображенный с помощью графика.

Упражнения к текстам программы «Живой звук» ориентированы на использование полноценных интеллектуальных задатков ребенка с нарушением слуха и речи, развитие его уникальных способностей (способности к синхронности-последовательности восприятия сигналов специфическим слуховым и неспецифическими каналами – зрительным, тактильным, идентификации сигналов с вариантами речевых единиц – фонем, слогов, слов, словосочетаний, предложений).

Речевой материал представлен таким образом, чтобы у ребенка была возможность самопроизвольного усвоения определенных речевых закономерностей (например, обозначение ударных слогов большими буквами уже изначально способствует освоению ритма речи, выявления соответствия одного ритма двум, трем словам, целой группе слов).

Значительное внимание уделяется формированию и развитию способности устанавливать ассоциативные связи между словами, прогнозированию речи. Практически все модули нацелены на развитие памяти.

Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Педагоги нашей школы стараются так организовать коллективные формы игровой и предметной деятельности, чтобы учащиеся с нарушениями слуха были успешны наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Являясь инициатором и организатором открытого городского конкурса защиты творческих проектов «Планета красивой речи» для детей с ОВЗ, который проходит на базе МБУ ИМЦ, ежегодно представляю работы своих учащихся, где ребята защищают свои проекты и занимают призовые места.

Фиксация на успехе не только мотивирует детей к дальнейшей деятельности, но и способствует появлению уверенности в себе, в своих делах. Благодаря этому меняется отношение к своему дефекту, учащиеся готовятся к реальной жизни в обществе.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.08.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.