Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект " Мои права"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект «Мы имеем право»

«Дети- будущее каждого народа, каждого

государства. От того, как государство

заботится о своём подрастающем

поколении, зависит завтрашний день

общества. Дети- существа, в душах

которых открываем зародыш всех

мыслей и чувств, которые волнуют нас

и подрастанием этих зародышей надо

руководить с нежностью»

Януш Корчак

Автор проекта: воспитатель старшей группы МДОУ № 20 Мальцева Елена Васильевна

Базисный компонент: работа проводится в рамках разделов программы « От рождения до школы»

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие

Вид проекта: информационно - образовательный, групповой. (краткосрочный)

Сроки реализации : октябрь-ноябрь 2020г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста , воспитатели, музыкальный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних.

Объект проекта: права ребёнка.

Ресурсы:

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

Дети- наше будущее. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности, они уже личности». И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещѐ и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжѐлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Основные задачи в работе с родителями:

Основные задачи в работе с детьми:

знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно - патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

5. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

В проекте выделены три этапа.

1 этап проекта: подготовительный.

Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.

Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).

Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.  

Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.

Разработка программы проекта «Мы имеем право» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта:практический.

Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.

Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).

Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

Презентация проекта « Мы имеем право!», выставка рисунков « Мои права и обязанности» , Тематическое занятие «В стране Прав и Обязанностей», фотоотчёт.

Реализация проекта в непосредственно- образовательной деятельности, через образовательные области и режимные моменты.

Мероприятия

Сроки реализации

Ожидаемый результат

ответственные

Образовательная деятельность

«Мое имя»

1 неделя

Повышение интереса детей к знанию разных имен, знакомство со значением собственного имени.

Воспитатель

Беседа «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Воспитание уважения и любви к родным и близким людям

Воспитатель, родители

С.Р.И. «Семья»

Накопление детьми социального опыта

Воспитатели, дети

Д/И «Я имею право…»Д.И.

Развивать умение выражать свои чувства

Воспитатели, дети

Анкетирование для родителей

«Что вы знаете о правах ребенка»

Активизировать

Воспитатель, родители

родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры

Беседа «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

2 неделя

Воспитывать заботливое отношение к близким

Воспитатели, дети

Хоровод «Друг – дружочек становись в кружочек

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Воспитатель, родители, дети

Игра «Дружная семья»

Формирование навыков уважительного отношения к родным

Воспитатель, родители, дети

Изготовление папки передвижки «Конвенция по правам ребенка

Активизировать родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры

Воспитатель, родители

Рисование «Мои права и обязанности»

Закрепление знанием детьми и родителями прав и обязанностей детей и родителей по отношению к детям

Родители , дети

Чтение художественной литературы о правах ребенка

3 неделя

Расширять кругозор детей, развивать словарный запас

Воспитатель , дети, родители

НОД по ознакомлению с социальным миром

« В стране прав и обязанностей»

Воспитание гражданской ответственности старших дошкольников

Закрепить знания де тей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу.

Развивать позитивное взаимодействие детей, чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу; умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

План–конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Моя семья»

Тема: Моя семья.

Цель: Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье.

4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры. Орг. момент (В кругу)

В. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.

В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой). Правильно, домой. А почему? (ждет семья). Да, вас ждет ваша семья!

В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье.

В. – Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не придадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья!

В: Как вы понимаете слово «семья»? А, что же такое – семья? Кто живет в семьях?

- семья – это папа, мама – я;

- семья – это близкие и родные люди;

- семья – это, где тебя все любят;

- семья – это самое дорогое, что есть у человека.

Правильно, семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи).

Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи? Они ведь такие разные? (На фотографиях изображены родители и дети: мамы и папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

В: Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья!»

Давайте заглянем в ваш семейный альбом.

Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней: назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.

Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают семейные фотографии). Рассказывает о том, что в семье главное, чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют в семье, что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка помогает дома бабушке.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

У каждого есть своя семья. А скажите все ли семьи одинаковые? Или, может быть они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).

Игра "Что бы хотели пожелать своей семье" (пожелания детей)

В: что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)

Игра "Какая у вас семья"

Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня».

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще друг есть у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник, он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)

В: Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".

Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто такие бабушка и дедушка?

7. Кто ты для своего папы?

8. Кто ты для своего братика?

9. Кто ты для своей сестры?

В: Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!

Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)

В. Есть много пословиц о семье.

«В семье, где лад, счастье дорогу не забывает».

«В семье и каша гуще».

«Вместе тесно, а врозь гуще».

«Есть родня, есть возня».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«Русский человек без родни не живет».

«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»

«Нет такого дружка, как родная матушка».

«Семья ладом полна».

«При солнышке тепло, при матери – добро».

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О семье, о родственниках).

Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

План–конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Права ребенка на имя, отчество»

Образовательная область «Познание».

Задачи: Познакомить воспитанников с «Конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию, о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.

Образовательная область «Социализация».

Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Образовательная область «Коммуникация».

Задачи: Расширять представление о способах общения со взрослыми и детьми, обращения к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.

Образовательная область «Художественное творчество».

Задачи: Закрепить умение складывать лист бумаги пополам, хорошо проглаживая сгиб, приклеивать детали на основу; рисовать автопортрет, используя простой и цветные карандаши.

Материал: Демонстрационный: дидактическое пособие «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, клубок ниток, кукольный театр «Золушка», ширма, костюм сказочника, магнитофон, запись песни «Песенка Чебурашки».

Раздаточный: иллюстрации к сказкам, ½ альбомного листа красного цвета, изображение двуглавого орла, цветные карандаши, простой карандаш, клей, клеенки, салфетки, клеевые кисти, ножницы, зеркало, надпись «Паспорт», фамилия, имя, отчество; печатки.

Предварительная работа: создание « Семейного альбома», презентация « Моя семья».беседы

План-конспект.

Звучит песня «Песня Чебурашки».

В-ль: Дети, вы уже знакомы с документом, который знают во всех странах мира. Называется он «Конвенция о правах ребенка». Что записано в Конвенции? (ответы детей)

В-ль: А что такое право? (Ответы детей)

В-ль: Какие права вы знаете? (ответы детей сопровождаются показом иллюстрации «Права ребенка»)

В-ль: Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию. Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В-ль: И у бабушки есть, и у дедушки есть,

И у мамы есть, и у папы есть,

И у лошадки есть, и у собачки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).

Первое право, записанное в Конвенции – это право ребенка на имя.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

Имя дарит нам отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

В-ль: Дети, вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

1. Артем – доброжелательный, спокойный и внимательный.

Старших Тёма уважает, малышей не обижает!

2. Жизнерадостный, спортивный, он всегда стремится к цели.

Энергичный и активный, ум в любом проявит деле.

Любит Владик слушать сказки, увлекается раскраской.

3. Дмитрий – сильный, волевой, энергичный и живой.

Заводила, фантазер. В играх ловок он и спор.

Любит он играть в сраженья, в них не знает пораженья,

И ни много, и ни мало быть мечтает генералом.

4. Егор и честен, и правдив, он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив, его не проведешь!

Зимой, с крутых катаясь гор, на санках быстро мчит Егор,

Играет с другом он в снежки, он любит лыжи и коньки.

5. Иван. Волевой, живой, открытый, любит он в футбол играть.

Вырастет – и знаменитым футболистом может стать!

6. Александр – парень чудный, откровенный, честный, мудрый.

Добрый и общительный, смелый и решительный.

7. Алина, хоть еще мала, она уже хозяйка,

Ведь всю квартиру убрала, за нею поспевай-ка!

Расселись все игрушки в ряд и мусору – конец!

Хвалить Алину каждый рад, Алина – молодец!

8. Марину любят все друзья, не полюбить ее нельзя.

Веселая, живая, она волна морская!

Любит плаванье она – кролем, брасом, на спине.

Силы, ловкости полна – нету равных ей!

9. Роман – красивый, крепкий. Он мускулист, силен.

Ум у Романа цепкий – он многим увлечен.

В-ль: Имена бывают полные и краткие. Например, полное имя Полина, а краткое – Поля, Анастасия – Настя. Полное имя человека употребляют в документах и официальной обстановке, а краткое – друзья и родные. Назовите свое краткое и полное имя (Ответы детей).

В-ль: Дети, предлагаю вам игру «Встреча» (физкультминутка). В этой игре нужно обращаться друг к другу таким именем, каким бы вы хотели,  чтобы вас называли.

Игра «Встреча». Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. Произносят слова с движениями:

«Здравствуй, друг!» - здороваются руками;

«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга;

«Где ты был?» - дергают за ухо;

«Я скучал» - руки скрещивают на груди;

«Ты пришел» - руки разводят в стороны;

«Хорошо» - обнимаются.

Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

В-ль: Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена родителей, название страны, в которой родился и гражданином которой он является. Эти документом является «Свидетельство о рождении».

В-ль: В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.

 Эта книжка – невеличка.

 Нет рисунков на страничках,

Но в любое время года

Все расскажет про тебя   (рассматривание документа)

Что еще есть у человека, кроме имени? (Ответы детей). Откуда берется отчество у человека? (Ответы детей)

В-ль: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество (Ответы детей).

В-ль: Ко всем ли людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, брату, сестре; но по имени и отчеству - к старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

В-ль: Нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии? (Ответы детей).

В-ль: Давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать друг друга. Придумали фамилии. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Мария Нагорская, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий (Ответы детей).

В-ль: Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые этим занимаются.

Игра «Паутина из имен, отчеств и фамилий».

Предлагаю соткать паутину из ваших имен, отчеств и фамилий. Встаньте в круг и протяните руки. Кого я буду опутывать, должен назвать свою фамилию, имя и отчество.

Мы соткали   чудесную «паутинку» из ваших имен.

В-ль: А вот и герои сказки «Золушка» (показ детьми отрывка кукольного театра).

В-ль: Дети, какое право героини нарушено в этой сказке? (Ответы детей). Какое имя вы можете предложить героине? Почему? (обсуждение выхода из ситуации). Правильно ли поступают люди, давая другим обидные имена? В вашей жизни были такие случаи? Как исправить эту ситуацию? (Ответы детей).

Игра «Что нарушено – что соблюдено».

По иллюстрациям из сказок, дети определяют, нарушено или соблюдено право героя на имя.

В-ль: Вспомните, как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию? (Ответы детей)

 В-ль: Когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт (рассматривание паспорта и объяснение содержания).

В-ль: Я предлагаю вам   сделать себе детский   паспорт (показать образец).

Дети подходят к столам, где разложен необходимый материал.

В-ль: Паспорт похож на книгу. На первой странице изображены двуглавый орел – символ нашей страны и надпись «Паспорт». Внутри вписаны имя, отчество, фамилия и вклеена фотография.

Дети складывают ½ альбомного листа красного цвета пополам, совмещая стороны, хорошо проглаживают место сгиба. Глядя в зеркало, рисуют автопортрет. Приклеивают символы России, вписывают фамилию, имя, отчество, ставят печать (используются детские печатки).

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром в подготовительной группе

Тема: «В стране Прав и Обязанностей»

Цель: Воспитание гражданской ответственности старших дошкольников

Задачи:

Предварительная работа:  рисунки « Моя семья»

Методы и приемы:словесные:« Проблемная ситуация», « Объясни имя», дидактическая игра « Собери слово»

наглядные:макет Чуда – дерева

практические: физминутка « Утренняя зарядка», упражнение « Согрей птенца», Танец « Автомобили»

Оборудование:

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну.

И здесь нас встречают дети старшей группы. Ведь скоро мы уйдём из детского сада. И я хочу что мы поделились своими знаниями с ребятами старшей группы, ведь им тоже в школу и наше путешествие будет для них не только увлекатетельное , но и познавательное

Детям предлагается присесть на стульчики.

А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. А давайте попробуем плоды («сорвать плод с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).

1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.

-Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).

Ситуация.

-В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно слышать эти прозвища…

Почему было обидно Вовочке?

-А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?

-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.

-Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

Игра «Объясни имя».

-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:

-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

– Замечательно всё объяснили. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает:

2. Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Сердечко»)

- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)

-Что означает слово «забота»?

-Кто о вас заботится?

-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

-Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?

-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?

-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.

Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)

-Сейчас я  хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.

-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?

- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно.

3.Рисунок символ « Семья»

- Что обозначает этот символ?( ответы детей)

Правильно, каждый ребёнок имеет право на семью. И у каждого из вас есть семья, где вас любят и ценят такими какие вы есть. И сейчас я хочу предложить посмотреть на экран, где каждый увидит свою семью. Каждый должен знать- что родителей надо любить , уважать , помогать им ведь они тоже очень нуждаются в вашей любви и поддержки!

Презентация « Моя семья»

3. Рисунок-символ «Красный крест»

-Давайте «сорвём» следующий плод.

- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)

- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)

-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)

-Правильно. Это ваша обязанность.

-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)

-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)

-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.

Физминутка «Утренняя зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы - веселые ребята, Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)

5. Рисунок - символ «Игрушки»

-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод, который символизирует это право. Какое? (право на игру)

-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?

-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь  ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.

-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)

Танец « Автомобиль»

4. Рисунок-символ «АБВ».

-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте « сорвём» плод

-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).

-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).

-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)

-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)

-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)

-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.

Игра «Сложи слово» ( на полу)

Воспитатель: Молодцы, дети! Сегодня вы мне много рассказали и показали в играх о своих правах и обязанностях, и я надеюсь , что ребятам из старшей группы было интересно с нами. Ведь они узнали много нового и интересного. Но скоро мы станем школьниками и уйдём из детского сада. Детский сад для нас все эти годы был как одна большая и дружная семья

В Конвенции о правах ребёнка записано, что «семья является опорой каждого ребёнка, это маленький островок безопасности». И в знак своей благодарности мы нарисовали свои семьи и хотим подарить нашему замечательному руководителю Кувшиновой Н. В., которая столько лет заботилась о нас.

Анкета для родителей

«Отношение родителей к правам своего ребёнка»

Цель: определить отношение родителей к правовому статусу своего ребенка

В детстве, мы заводили тетрадки, записывали в них свои вопросы и просили на них ответить своих сверстников (одноклассников, друзей, родных). Затем мы дома украдкой читали ответы, и часто наше отношение к респондентам менялось, т.к. узнавали их несколько с другой стороны. На объективность и искренность ответов мы не рассчитывали, потому что отвечающие изначально знали, что их записи будут прочитаны, но какая-то общая картина все равно формировалась. В анкете, которую мы предоставляем Вашему вниманию, содержится попытка определить отношение родителей к правовому статусу своего ребенка. Отмечаете искренне выбранные Вами ответы, с помощью ключа самостоятельно подсчитываете количество баллов и определяете свой уровень отношения к правам своего ребенка, делая соответствующие выводы.

1. Когда ребенок обращается ко мне с просьбой уделить ему немного времени (сходить на каток сыграть в какую-либо игру, посетить кинотеатр или другое), то я:

а) делаю это с большим удовольствием, откладывая другие дела;

б) уделяю время, т.к. осознаю необходимость, но продолжаю думать о своих делах и жалею, что они в данный момент не продвигаются;

в) не уделяю время, ссылаясь на усталость, не чувствуя при этом интереса, хотя затем глубоко сожалею о недостатке общения с ребенком;

г) не уделяю время, стараюсь найти причины для отказа и больше об этом не задумываюсь.

2. Если ребенок совершил оплошность – уронил и разбил вазу, споткнулся и испачкал чистые брюки, разлил на стол молоко, то я:

а) в ярости начинаю его «воспитывать», могу даже применить силу;

б) быстро вскипаю, высказываю в резкой форме все, что по этому поводу думаю;

в) умеренным тоном объясняю о возможных способах, при соблюдении которым можно было избежать оплошность;

г) промолчу или постараюсь подобрать удачную шутку, поговорку, понимая, что это может произойти с каждым (например, не поваляешь – не поешь).

3. Семья – естественная среда обитания ребенка. Данное высказывание:

а) полностью поддерживаю и даже добавлю «счастливая семья»;

б) скорее соответствует для нашей семьи, чем нет;

в) преобразую: бабушка с дедушкой – естественная среда обитания для моего ребенка;

г) изменю: улица – естественная среда обитания для моего ребенка.

4. Что касается одежды и обуви своему ребенку, то:

а) проявляя инициативу, покупаю качественное, пусть дорогое, отказывая даже в чем-то себе;

б) покупаю тогда, когда налицо необходимость и предлагаю ребенку приобрести;

в) покупаю только по просьбе ребенка, учитывая его желание быть модным;

г) покупаю, но стараюсь сэкономить, все равно вырастет, порвет или потеряет.

5. Встречаясь вечером всей семьей, мы:

а) собираемся каждый раз за одним столом, вместе ужинаем, общаемся, делимся итогами дня;

б) предпочитаем ужинать так, как это удобно каждому члену семьи и по времени и по месту;

в) стараемся вместе ужинать, и это у нас чаще получается, чем нет;

г) не признаем традицию совместного семейного ужина, и я не особо интересуюсь о том, сыт у меня ребенок или голоден, потому что считаю его вполне самостоятельным.

6. Когда слышу про родительское собрание, то:

а) моментально портится настроение, т.к. на нем трачу зря время из-за того, что не интересуюсь делами ребенка;

б) равнодушно отношусь к данной информации;

в) возникает тревожное чувство за какие-либо неудачи ребенка ;

г) воспринимаю позитивно, люблю ходить на родительские мероприятия, интересоваться жизнью и успехами ребенка.

7. При решении в семье какого-либо вопроса, затрагивающего интересы ребенка (имя наречение родившегося братика или сестренки, приобретение личной вещи, ремонт в комнате ребенка, заведение собаки, кошки, рыбок или другие вопросы):

а) мнение ребенка обязательно выслушивается и учитывается;

б) ребенку предоставляется право высказать свое мнение, которое может и не учитываться;

в) выскажет ребенок свое мнение или нет, все равно сделаю по-своему;

г) мнение ребенка не выслушивается, пожелания не учитываются.

8. Семейный Кодекс предусматривает право ребенка на имя, отчество и фамилию. К своему ребенку я обращаюсь:

а) ласково по имени, добавляя иногда уменьшительно-ласкательные суффиксы, либо используя наименование статуса ребенка – сыночек/доченька;

б) строго по имени, т.к. ребенку и мне так нравится, иногда использую полное имя;

в) в зависимости от ситуации, могу использовать собственно имя, фамилию, наименование статуса или иначе;

г) по тому прозвищу, которое бытует среди друзей, знакомых.

9. По вопросу пристрастий либо равнодушия ребенка к употреблению спиртного:

а) придерживаюсь строгого отношения: не пью в присутствии ребенка, не предлагаю и никогда этого делать не собираюсь;

б) придерживаюсь сложившемуся общественному мнению – пью по праздникам, в меру, соблюдая культуру пития;

в) пью каждую неделю, смело предлагаю своему ребенку, считая, что лучше при мне, чем с друзьями и «в стельку»;

г) придерживаюсь лояльного отношения – употребляю каждый день, могу предложить ребенку и не боюсь за последствия.

10. Каждый раз, когда ребенок что-либо потерял (украли, отобрали или другое):

а) обещаю себе и своему ребенку больше никогда ничего не покупать не давать, и длительное время сдерживаю свое обещание;

б) отношусь к этому болезненно, с большим нежеланием восстанавливаю потерю приобретением новой вещи;

в) отношусь к этому как к временным потерям, если вещь важная, значит, ребенку её необходимо приобрести;

г) ребенок имеет право на получение содержания от родителей, поэтому потерю надо восстанавливать без вопросов.

11. Если по причине действий третьих лиц пострадает здоровье моего ребенка (например, отравление в общепите, ослабление зрения от плохого освещения или нанесение телесных повреждений), то я:

а) не буду искать правых и виноватых, прощу этих людей;

б) попробую разобраться, если рядом будут такие же пострадавшие родители;

в) выступлю инициатором разбирательства без уверенности что-либо этим достичь;

г) встречусь с должностными или другими лицами, ответственными за причинение вреда здоровью моему ребенку, и выясню причины, последствия и размеры возмещения расходов на лечение.

12. В вопросе страхования жизни или здоровья ребенка:

а) принимаю непосредственное участие и ежегодно заключаю договор со страховой компанией;

б) принимаю участие, но по разным причинам договор страхования заключаю нерегулярно;

в) только однажды был заключен договор страхования, иногда считаю это бесполезным делом;

г) участия не принимаю, т.к. от судьбы не убежишь.

Ключ к вариантам вопросов:

Варианты ответов

Номера ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

4

1

4

4

4

1

4

4

4

1

1

4

В

3

2

4

3

3

1

3

3

4

2

2

3

В

2

4

2

3

3

3

1

2

2

3

3

2

Г

1

4

1

2

1

4

1

1

1

4

4

1

Если у Вас сумма всех баллов от 38 до 48:

Уважительное отношение к правам и интересам ребенка в Вашей семье – обычное явление. Ваш ребенок растет и развивается свободной личностью, не опасаясь высказать в семье свое мнение по любому вопросу, касающемуся его интересов. Ребенок видит Вас каждый день, общается с Вами, делится своими достижениями, успехами и даже проблемами. Его и Вас радуют совместные выходные, т.к. они проходят увлекательно и разнообразно. Вы смело «спонсируете» своего ребенка, т.к. не опасаетесь, что финансы будут истрачены не разумно, что ребенок придумывает какие-либо дополнительные расходы. И в этом смысле у Вас не возникает ни тени сомнения в искренности затрат ребенка. Вы не научены кричать или даже повышать голос на своего ребенка, считая тем самым, что можете затронуть его честь и достоинство, но с другой стороны, научены стойко защищать его права, свободы и интересы. Жить и воспитываться в такой семье мечтает каждый ребенок. И если это так в Вашей семье, то Вашему ребенку повезло.

Если у Вас сумма всех баллов от 30 до 37:

Отношение к правам и интересам ребенка в Вашей семье двоякое. С одной стороны, ясно осознаете необходимость их соблюдения и обеспечения, с другой стороны, не позволяете ни себе, ни ребенку расслабиться в предложенном Вами же быстром ритме жизни. У Вас и у ребенка должно быть все быстрее и лучше всех. А поэтому нет времени остановиться, признаться себе, что Ваши неотложные дела ради обеспечения будущего ребенка не заменят живого общения. Поэтому свое отсутствие Вы готовы компенсировать дорогими подарками, диковинными сувенирами, модными вещами или разнообразными сладостями. Мимолетом поинтересовавшись успехами или проблемами ребенка в школе, в секции, на улице Вы даете пару-тройку дельных, на Ваш взгляд, советов и вновь расстаетесь – необходимо подготовиться к завтрашнему дню, немного отдохнуть, привести свои чувства в порядок. Ребенок в такой семье свободолюбив и независим, в связи с занятостью родителей он самостоятельно принимает решения, и достаточно болезненно воспринимает любые вмешательства в личные дела. Эгоцентризм ребенка в конечном итоге может оказать Вам «медвежью услугу», если Вы вовремя не сделаете шаги, направленные на удовлетворение потребности ребенка в общении с Вами.

Если у Вас сумма всех баллов от 20 до 29:

Права и законные интересы ребенка в Вашей семье часто вообще не берутся в расчет. Вы твердо уверены в том, что родитель всегда прав, и плохого, дурного и пагубного для своего ребенка никогда не пожелает. А потому можно и прикрикнуть, и поставить жесткие рамки для ребенка, и заставить делать то, что не доставляет ребенку ни удовольствия, ни радости. Вы можете быть нетерпимы к любым промахам ребенка, излишне раздражительны при каких-либо его неудачах. Несмотря на то, что Вы делаете большие ставки на своего ребенка, в надежде воспитать из него человека высокого полета, Вы можете с легкостью проигнорировать своим обещанием ребенку сходить в воскресенье в бассейн, ссылаясь на дикую усталость, можете отказаться выучить вместе с ребенком стихотворение, можете забыть про подарок, который так ждет Ваш ребенок ко Дню рождения или на Новый год. Вы для ребенка не «сахар», и точно такого же мнения Вы придерживаетесь по отношению к своему ребенку. Чтобы подсластить Вашу совместную жизнь, не следует ждать понедельника или Нового года, когда Вы перестанете унижать ребенка, а он этому сопротивляться, когда Вы начнете помогать ему выполнять домашнее задание, а он получать двойки за не выученные уроки. Может быть, начать сегодня и не прекращать до момента совершеннолетия Вашего ребенка?

Если у Вас сумма всех баллов менее 19:

В Вашей семье права ребенка чаще нарушаются, чем учитываются и соблюдаются. Но Вы так не считаете. Да и зачем Вам считать, если о том, что у ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, право на обеспечение интересов, на уважение его человеческого достоинства, право на общение и многие другие, Вы услышали впервые. Для Вас ребенок – раб, выполняющий беспрекословно любые Ваши распоряжения и несущий бремя унижения, чему он, естественно, как любое живое существо, сопротивляется. Вам следует пересмотреть свое отношение к ребенку, и попытаться увидеть в нем равноправного и свободного субъекта, но и этого недостаточно. Поскольку, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, то постарайтесь, отбросив усталость и боли, преодолев состояние безнадежности и бесполезности, понять своего ребенка, сформировать у него жизненные цели, социально одобряемые интересы посредством совместного времяпровождения в домашней работе и на отдыхе, в кругу друзей и родных, посредством откровенного обсуждения и взаимоприемлемого решения проблем. Разорвите, наконец, замкнутый круг препираний и претензий друг к другу. Вы, набравшись великого терпения, должны выступить мудрым и авторитетным учителем для своего ребенка. И у Вас все получится!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области